ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > "Аллегорическая композиция"
"Аллегорическая композиция"23-10-2021, 23:21. Разместил: Око Политика |
Столбов Алексей Иванович. Аллегорическая композиция. 1931 г. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. О картине на сайте музея имени Васнецовых. Творчество вятского художника, педагога, общественного деятеля Алексея Ивановича Столбова представляет собой особую страницу в культурной жизни Вятки начала ХХ столетия. На формирование его эстетических взглядов повлияла не только учёба в столичных вузах: Императорском училище технического рисования барона Штиглица (1895) и Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (окончил в 1903), но и сама художественная атмосфера Петербурга на рубеже веков. Энергичный, эрудированный, хорошо образованный педагог-художник, всегда имевший свою жизненную и творческую позицию, Алексей Иванович стоял у истоков многих начинаний в области культуры и искусства местного края. Был действительным членом Вятской Ученой архивной комиссии, членом Вятского художественного кружка. Алексей Иванович внёс также свой вклад в развитие художественного образования Вятки начала ХХ века В творчестве А.И. Столбов обращался к вечным темам любви, страдания, смерти. Его произведения это аллегорические композиции, образы-символы. На художественных выставках в Вятке картины мастера выделялись на фоне произведений других вятских художников, работавших в основном в традиционном реалистическом направлении, и вызывали бурные обсуждения. Период 1905–1910-х гг. можно считать временем творческого подъёма в жизни художника. В последующие годы его картины, лишённые духа идейно-революционной направленности, оказались невостребованными обществом. К 1931 году относится одно из интереснейших его произведений – «Аллегорическая композиция». В ней запечатлена мифологическая модель мира периода сталинского тоталитарного режима. Картина изображает И.В. Сталина. Он выступает как строитель новой жизни, как победитель новых препятствий и врагов – внутренних и внешних. Смысл данного произведения раскрывается иносказательно при помощи аллегории, на что указывает само название работы. Каждый персонаж данной работы несёт в себе глубокий смысловой подтекст. Глава государства представлен в образе Георгия Победоносца. Художник изображает на коне Сталина, попирающего копьём человека в облике животного. С другой стороны – пионер, несущий на плечах козу. Вдали клубы дымящегося индустриального города. Многофигурная композиция заключается в подобие металлической рамочки, завершающейся в центре красной звездой, её обрамляют серп и молот. Слева и справа от центра – фигуры зверей с головами людей, аллегорически показывающие различные классы эксплуататоров дореволюционной России. Образ Сталина моделируется по иконографическому канону «Чудо св. Георгия о змие». Архетип подвергается глубокому изменению. Прежде всего, наблюдается тенденция к вытеснению его христианского содержания и актуализация фольклорно-языческой стороны. Изобразительная лексика нарядного коня, как и самого костюма Сталина, излишнее внимание к деталям, декоративность цветового решения явно тяготеют к стилистике народной картинки, к росписи лаковой миниатюры. Семантика красного цвета выражает героический дух борьбы, накал революционного романтизма. Пионер воплощает образ доброго пастыря. Рама, замыкающая многофигурную сцену, напоминает по очертанию киот иконы. В верхней части картины на чёрном фоне, семантически символизирующем силы «тёмного царства», изображение римского Папы Пия XI и президента Франции Пуанкаре, также в обличии зверей. Произведение художника рассчитано на ассоциативное мышление зрителя, знание традиций лубочного письма и иконописи. Своеобразие столь эклектического феномена, как картина Столбова «Аллегорическая композиция» состояло в невероятном «сплаве вымысла и реальности, лжи и правды». Остро чувствовавший ритмы своего времени, Алексей Иванович Столбов смог не только запечатлеть их в своём творчестве, но и заявить о поисках нового образно-пластического языка в искусстве местных мастеров. http://kirov-artmuzeum.ru/museum/hudozhestvennyij-muzej/events-mz/951-vyistavka-odnoj-kartinyi-stolbov-ai-allegoricheskaya-kompozicziya - цинк Кстати, у автора картины интересный год смерти - 1937-й. Как-то про обстоятельства смерти подробностей при беглом поиске найти не удалось. Вернуться назад |