ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В политической системе США вызревает еще один глубокий раскол
В политической системе США вызревает еще один глубокий раскол7-10-2021, 16:21. Разместил: Око Политика |
Предыдущая неделя выдалась для руководства США очень нервозной. Конгрессу предстояло решить вопрос о финансировании правительства и повышения планки государственного долгаХотя потолок госдолга США уже поднимался 78 раз, текущая ситуация не похожа ни на одну из предыдущих, так как выявила очевидный раскол в демократической партии, занимающей большинство в обеих палатах Конгресса. Эту историю необходимо начать с того, что в августе, незадолго до «фиаско США в Афганистане», администрации Джо Байдена удалось согласовать в Сенате США инфраструктурный план «build back better» на 1,2 триллиона долларов. Это предвыборное обещание Джо Байдена было согласовано при участии некоторых сенаторов-?республиканцев, которые дали необходимое большинство в 60 голосов из 100. Отдельные представители республиканской партии потом откровенно называли этих сенаторов предателями. Оставалось только провести данный законопроект через Палату представителей, где демократам достаточно своего большинства, чтобы подтвердить решение Сената. Прогрессивное крыло демпартии в Палате представителей, при содействии сенатора Берни Сандерса, как главы бюджетного комитета Сената США, разработали другой законопроект – бюджетный план на 3,5 трлн долларов, благодаря которому щедро финансируются изменения в социальной инфраструктуре США, от прямых пособий, до ранее не виданного государственного финансирования детских садов, а также новая климатическая повестка. Благодаря специфической процедуре «примирения», которая используется при согласовании бюджета, демократам было достаточно имеющегося у них простого большинства в обеих палатах Конгресса, чтобы принять этот законопроект. Хотя руководство республиканской партии заранее объявило, что в обеих палатах республиканцы не будут голосовать за эти законодательные инициативы и за повышение потолка государственного долга США, у демпартии достаточно инструментов принять соответствующее законодательство самостоятельно. Например, включив положения о повышении госдолга в законопроект на 3,5 триллиона долларов.
Глава демократов и спикер палаты представителей Ненси Пелоси, согласно договоренностей фракций демпартии, должна была провести голосование по этим законопроектам одним пакетом 27 сентября. Однако 2 сенатора-?демократа публично заявили, что откажутся голосовать за законопроект в 3,5 трлн долларов, если он будет одобрен в Палате представителей. Пояснив, что такие траты чрезмерны и выдвинув требование урезать законопроект до 1,2 трлн долларов. Представители либеральных СМИ тут же окрестили их «врагами демократии». После этого Ненси Пелоси согласилась провести раздельное голосование законопроектов и начать с инфраструктурного плана Байдена. Однако против уже выступило прогрессивное крыло демпартии, насчитывающее до 100 членов, заявив, что в таком случае они не будут голосовать за инфраструктурный план Байдена. Эту позицию поддержал и сенатор Берни Сандерс. Естественно голосование сорвалось: и Ненси Пелоси перенесла голосование на 30 сентября. Суть произошедшего очень проста – прогрессивное крыло демпартии банально перестало доверять остальным демократам и боится, что после того, как они проголосуют за 1,2 триллионный план Байдена, их законопроект в 3,5 триллиона уже не поддержат, и центристы демпартии будут навязывать им свои условия. Нужно понять, что запланированные расходы этого бюджета – часть плана прогрессивного крыла демпартии по трансформации американского общества, когда государство берет на себя всё больше социальной ответственности и вмешивается в те сферы, где раньше хозяйничал только частный бизнес. Они прекрасно понимают, что другого шанса на такие кардинальные изменения им может и не представиться. В связи с происходящим Джо Байден отменил свой президентский визит в Чикаго, запланированный на 29 сентября, и назначил встречи с бунтующими сенаторами-?демократами для урегулирования возникшего конфликта. Требовалось действовать быстро, чтобы уложиться в новый обозначенный срок для голосования. 29 сентября Палата представителей, расколовшись по партийной линии, поддержала инициативу о финансировании правительства и приостановке действия лимита государственного долга до 16 декабря 2022 года. Республиканцы в Сенате заблокировали дебаты по этому законопроекту, но намекнули, что готовы согласовать законопроект только лишь по временному финансированию правительства. 30 сентября в Палате представителей и Сенате США довольно быстро был принят закон о временном финансировании федерального правительство до 3 декабря 2021 года, который сразу же подписал Джо Байден. Правда, в нем был упущен пункт о финансировании одного из направлений министерства транспорта США, и поэтому ему срочно пришлось уволить 3 700 человек. Однако вопрос голосования по плану «build back better» и «социальной инфраструктуре» так и не сдвинулся с места, центристы-?демократы обвиняли прогрессивное крыло в том, что они взяли законопроект «предвыборных обещаний Байдена» в заложники. Отдельные политологи уже заговорили о том, что происходящее может определить исход промежуточных выборов в 2022 году, а наметившийся раскол в демпартии, в конечном счете, может привести к ее гибели. Издание The Hill опубликовало статью с заголовком: «Гражданская война в демпартии достигла новых высот». 30 сентября Ненси Пелоси пропустила уже второй дедлайн по злополучным законопроектам, несмотря на все обещания. 1 октября Джо Байден приехал в Капитолий и встретился с полным составом демократов в Палате представителей. После собрания за закрытыми дверями стало известно, что Джо Байден предложил сократить законопроект по «социальной инфраструктуре» с 3,5 трлн до 2 трлн долларов. Он дал ясно понять, что хочет, чтобы два законопроекта прошли одним голосованием в рамках внутрипартийного соглашения.
В итоге, проходя мимо журналистов, Джо Байден заявил: «Неважно, займет ли это шесть минут, шесть дней или шесть недель, мы собираемся это сделать», — пояснил он состояние дел по законопроектам. Представители прогрессивного крыла заявили, что если и придётся сокращать их законопроект в 3,5 трлн долларов, то они хотят сохранить все его целевые пункты, просто урезав срок их финансирования. «Так что же было решено на счёт повышение потолка государственного долга США?» — спросит въедливый читатель. Глава министерства финансов США Дженет Ейлен уже предупреждала, что денежные средства у правительства закончатся примерно 18 октября и предложила Конгрессу просто отменить ограничение по государственному долгу. На фоне происходящего бардака, 30 сентября, агентство Fitch Ratings заявило, что суверенный кредитный рейтинг США ААА может быть снижен, если конгрессмены не смогут своевременно решить проблему потолка государственного долга. Последний провал в Конгрессе “указывает на то, что нынешнее противостояние может быть одним из самых затяжных с 2013 года». В американских СМИ, конечно, перебирали альтернативные варианты развития событий. Кто-?то пытался сослаться на 14-ю поправку к Конституции, которая гласит: “Действительность государственного долга США, разрешенная законом … не подлежит сомнению”, однако финансирование находится в полномочиях Конгресса и односторонние действия правительства, в этом случае, приводят к конституционному кризису. Благодаря лазейке в законодательстве, регулирующем чеканку монет, министерство финансов США может выпускать монеты любого номинала. Поэтому ещё с 2013 года звучали предложения выпустить платиновую монету номиналом в 1 триллион долларов, чтобы выкупить долг ФРС. Председатель Судебного комитета Палаты представителей Джерри Надлер, вспомнил об этой идее на последнем собрании демократов. Представители прогрессивного крыла его, конечно же, поддержали. Как пишет The Washington Post, помощники Джо Байдена рассмотрели эти варианты, изучая вопрос о том, может ли правительство осуществлять платежи, даже если потолок госдолга США будет превышен. В итоге они пришли к выводу, что, не выпадая из правового поля, этот вопрос можно решить только через Конгресс. Демократы рассчитывают, что республиканцы просто блефуют, угрожая не поддержать увеличение лимита госдолга США. “Для меня непостижимо …, что республиканская партия позволила бы крупнейшей экономике объявить дефолт по нашим кредитам и деньгам, которые уже были потрачены, особенно во время администрации Трампа”, — заявил Берни Сандерс. «Но я не думаю, что это произойдет. Я думаю, что республиканцы, возможно, немного сумасшедшие, но не настолько” — сказал он. “Что ж, я надеюсь, что республиканцы не будут настолько безответственны, чтобы отказаться повысить лимит госдолга или отменить лимит госдолга”, — сказал Байден журналистам 2 октября, — «Это было бы совершенно бессовестно. Никогда раньше такого не было. Так что я надеюсь, что этого не произойдет”. 4 октября Джо Байден выступил с отдельной речью по поводу необходимости увеличения государственного долга США. Он попытался переложить ответственность на предыдущего президента Дональда Трампа, при котором была занята четверть от всего возникшего долга США.
Затем он обрушился с обвинениями на “лицемерную, опасную и позорную” позицию республиканской партии. “Итак, давайте внесем ясность: республиканцы не только отказываются выполнять свою работу, но и угрожают использовать свою власть, чтобы помешать нам выполнять нашу работу: спасти экономику от катастрофического события. Просто уйдите с дороги”, — сказал Байден. Сдержат ли республиканцы свое обещание – нам ещё предстоит узнать. Однако сейчас можно зафиксировать, что в политической системе США произошел еще один серьезный раскол, на этот раз в самой демпартии, а Джо Байден не обладает должным авторитетом, чтобы быстро урегулировать этот конфликт. Играя в политические игры элиты США уже рискуют не просто моральным авторитетом страны, а её экономическим благополучием. И это хорошо – снижение экономического потенциала США рано или поздно отразится и на военно-политических возможностях Америки. Олег Ладогин, РУССТРАТ Вернуться назад |