ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Исход сочинской встречи Путина и Эрдогана

Исход сочинской встречи Путина и Эрдогана


30-09-2021, 17:10. Разместил: Око Политика

Исход сочинской встречи Путина и Эрдогана

 

Вчера Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган завершили переговоры в Сочи. Встреча продлилась около трех часов

Итогового заявления для прессы так и не  было сделано. В разговоре лидеры двух стран  обсудили повестку в сфере экономики и международных отношений. В частности, Путин отметил успешное взаимодействие двух стран по ситуации в Сирии и Ливии. Он отдельно остановился и на работе центра по контролю за прекращением огня в Карабахе. По оценке российского президента, это сотрудничество является «серьезной гарантией стабильности» в регионе.

И все таки, чем отличается эта встреча от предыдущих, в чем заключается ее важность?  Российско-турецкие отношения относятся к числу тех,  что имеют значение далеко не только для стран-партнеров.  В прошлом году между Путином и Эрдоганом состоялась всего одна встреча, в марте. В течение 18 месяцев — 22  телефонных разговора между двумя президентами, и как отметил сам президент РФ, по телефону всего не обсудишь, а тем для обсуждения в двухсторонних отношениях предостаточно. Тем более, мир погруженный в эпоху ковида, с наступлениям карантина не давал возможности для проведения полноценной встречи.

Спектр вопросов, которые обсуждались на Сочинской встрече, можно разделить на две части: первая — экономика  — АЭС и туризм,  С-400 или «Турецкий поток»; вторая —  региональные конфликты — Сирия, Ливия, Нагорный Карабах, отчасти Афганистан.

Торгово-экономические аспекты встречи

В ходе Сочинских переговоров были затронуты основные вопросы торгово–экономических отношений между Анкарой и Москвой. Президенты двух стран отметили прогресс в развитии российско-турецких взаимоотношений в экономике, в т.ч. по крупнейшим энергетическим проектам, включая магистральный газопровод (МГП) «Турецкий поток» и АЭС Аккую. Тезисы от В. Путина:

«Отношения развиваются, и развиваются позитивно, в 2020 г. провал в товарообороте между Россией и Турцией был более 20%, а в 2021 г. только за 8,5 месяцев рост составил свыше 55%, мы не только все компенсировали, что потеряли в пандемийный год, но и нарастили на 30% с лишним, переговоры идут иногда непросто, но с окончательным позитивным результатом; наши ведомства научились находить компромиссы, выгодные для обеих сторон, продолжают расти инвестиции с обеих сторон, накопленные турецкие инвестиции в российскую экономику составляют 1,5 млрд долл. США, а российских в экономику Турции — 6,5 млрд долл. США, крупные проекты осуществляются, все идет по плану».

Президент РФ отметил, что работа по АЭС Аккую продолжается по плану. Эрдоган, 17 сентября 2021 г. посетивший площадку строительства АЭС Аккую, подтвердил, что проект реализуется в рамках графика.  В Сочи президент Турции ещё раз подтвердил, что строительство АЭС завершится в определенное планом время .

«В  2022 г. мы сможем открыть 1-й энергоблок этой АЭС, продолжается интенсивная работа. Там работают 13 тыс. человек: 10 тыс. — это граждане Турции, а 3 тыс. — это граждане России, почти все турецкие работники получили образование, прошли обучение в России, это как раз приводит к тому, что наши отношения еще больше укрепляются» — заявил Эрдоган .

АЭС Аккую строится на южном побережье Турции в провинции Мерсин по российскому проекту на основе российско-турецкого межправительственного соглашения, подписанного в 2010 г. Проект включает 4 энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1200 поколения 3+, общей мощностью 4800 МВт, которые будут вырабатывать около 35 млрд КВТЧ /год. Общая стоимость строительства АЭС составляет 22 миллиарда долларов США.  Российская сторона является основным инвестором данного проекта.

МГП «Турецкий поток»: президент Путин поблагодарил  Эрдогана за его позицию по строительству МГП «Турецкий поток», благодаря которому Турция чувствует себя уверенно во время сложностей на европейском газовом рынке.  

«В  полном объеме запущен и работает «Турецкий поток» — газопроводная система в Турцию и транзитная в южноевропейские страны, в этой связи не могу еще раз вас не поблагодарить за неизменно последовательную позицию по строительству этой газопроводной системы, которая отвечает интересам турецкого народа и России. Сейчас, когда мы наблюдаем достаточно сложные турбулентные процессы на европейском газовом рынке, Турция чувствует себя абсолютно уверенно и стабильно»,- заявил президент РФ.

МГП «Турецкий поток» проходит по дну Черного моря, обеспечивая поставки российского газа в Турцию и европейские страны. Общая протяженность газопровода составляет около 1,1 тыс. км, совокупная мощность 2 ниток составляет 31,5 млрд м3/год газа. 1-я нитка ориентирована на поставки газа на турецкий рынок, 2-я — в страны Юго-Восточной Европы — через Болгарию, Сербию в Венгрию. Общая стоимость проекта – 20 млрд долларов. Хотя некоторые российские аналитики скептический  оценивают «Турецкий поток», по их  подсчётам проект не окупится в ближайшие 50 лет и принесет «Газпрому» 13 млрд долларов убытка.

Военно-политические аспекты встречи 

На фоне разногласий  по ключевым вопросам в военно–политических отношениях, между Москвой и Анкарой намечается определённый кризис .

Яблоком  раздора между двумя странами стала Сирия. На встрече в Сочи Путин и Эрдоган обсуждали основную тему — эскалацию  в Идлибе.  Две стороны ссылаются на подписанные меморандумы, коих до сих пор было четыре. Но каждый ссылается на разные меморандумы.

Исходя из заявлений главы МИД РФ Лаврова и министра оборона Турции Акара – Россия напоминает о невыполненных обязательствах Анкары в соответствии с меморандумом марта 2020 года, а турецкая сторона напоминает об обязательствах, которые не реализовала Москва в соответствии с меморандумом октября 2019 года по двум пунктам : Пункт 6: Все подразделения КОС и их вооружения будут выведены из Мэнбиджа и Таль Рифата.  Пункт 2: Создать коридор безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу от трассы М4. Конкретные параметры функционирования коридора безопасности согласовываются по линии министерств обороны Российской Федерации и Турецкой Республики в течение 7 дней.

Турецкая    сторона  утверждает , что Россия не вывела курдские формирования из Манбиджа и Таль Рифата. А по словам российской стороны, Турция не обеспечила безопасность в Идлибской зоне деэскалации и «медленно борется с террористами» в этом районе.

На Сочинской встрече по вопросу Идллиба не был подписан меморандум, ни одна сторона не предложила формат новых договоренностей.  Ограничились всего лишь  устным соглашением.  Анкара ещё до встречи не хотела идти на уступки Москве по вопросу Идлиба, якобы отвод турецких войск грозит новым потоком беженцев, которые в эти дни очень остро влияют на настроения турецкого общества. Об этом вчера в интервью сказал представитель Эрдогана Калын. Отметив, что это «не реалистичные ожидания, что из двух миллионов беженцев (который собрались там со всей Сирии) сотни тысяч не будут видеть иного выхода, кроме как направиться в Турцию.»

Кроме того, Анкара за последнее время скопила не малое количество военных (от 10 тыс.), создала укрепленные базы с системами ПВО на этих территориях, чтобы не допустить отступление.

Но  стоить обратит внимание на один важный момент: все таки стороны умеют договариваться, находить общий язык и идти на компромиссы. Так, по сообщению ряда СМИ со ссылкой на источники в Сирии, после встречи президентов Путина и Эрдогана, турецкие войска начали отходить от занятых ранее позиций в сирийской провинции Идлиб.

Москва  способствовало процессу  возвращения сирийских беженцев из Турции обратно, благодаря усилиям МИД РФ уровень доверия между Дамаском и Анкарой вырос. Доказательство этому — выступление представителя Сирии в ООН, где он заявил, что страна ждет и готова к возвращению беженцев.

Москву также не устраивает активность Турции на Южном Кавказе, регионе, который является зоной влияния  геополитических интересов России. Турция, как союзник Азербайджана, уже присутствует на Южном Кавказе. Если этот факт игнорировать, то можно дать туркам карт-бланш. Российские и турецкие военные совместно работают в центре по контролю за прекращением огня в Нагорном Карабахе, созданном сразу после окончания войны, но Москва хотела бы добиться от Анкары чтобы та не усиливала свое военное и политическое присутствие в Азербайджане — будь то строительство постоянной военной базы или открытие генконсульства в карабахском городе Шуша.

Но несмотря на все противоречия, лидер РФ отметил позитивное влияние Турции на ситуацию в Нагорном Карабахе.

«Активно действует российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня на границе между Азербайджаном и Арменией. Это сотрудничество является серьезной гарантией стабильности и согласования позиций сторон по дальнейшим шагам, направленным на примирение», — сказал Путин.

Исход сочинской встречи 

Сочинская встреча ещё раз показала, что если с двухсторонними экономическими проектами все очень хорошо, то вот с военно–политическими отношениями между Анкарой и Москвой не все так просто.

Вопрос Крыма можно считать закрытым, стороны прекрасно понимают, что сколько бы не говорил Эрдоган что Крым не принадлежит РФ, этим международный статус субъекта РФ не измеряется. Путин игнорирует панические выпади турецкого президента.  С другой стороны надо понимать, что Турция не испытывает идеологических симпатии к России, а всего лишь вынуждена сотрудничать с Москвой. Эрдоган открыто заявляет, о том что Анкара купила С-400  у Москвы вынуждено, так как США не продавали Patriot. Что касается вакцины от Covid-19, первый этап вакцинации в Турции проводили американским Pfizer, несмотря на договорённость с Москвой закупить «Спутник V». Видимо президент Турции предпочитает все американское, если на то есть воля Вашингтона, а после отказа «на худой конец» берет все российское.

Руководство России прекрасно понимает, что Турция не совсем стабильный ситуационный  партнёр, и что ось Москва – Тегеран – Анкара больше формальная парадигма, чем реальный механизм для решения геополитических задач. Несмотря на этот фактор,  для Кремля все таки важно выстроить конструктивные отношения для увеличения своего экономического и политического влияния в стране-члена НАТО.  Отчасти можно считать, что данная стратегия Кремля рассчитана на укрепление своего  имиджа на фоне политического декаданса Коллективного Запада. Москва таким образом показывает мировому сообществу, что Евроатлантический блок не монолитен, как это декларируют Вашингтон и Брюссель. Также  результатом турецко–российского ситуационного сотрудничества можно считать вытеснение Запада из Большого Ближнего Востока, что и является одним из важнейших мотивов для русско-турецкого взаимодействия. Отношения между Москвой и Анкарой больше похожи на противостояние,  но лидеры двух стран способны если не найти компромисс, то смягчить разногласия. Сочинская встреча ещё одно наглядный пример этому.

Турция  по прежнему остается членом НАТО, но ее противоречия с США и Европой лишь увеличиваются, соответственно углубляется политический кризис.  У Эрдогана нет  доверительных личных отношений с западными лидерами. Да и Запад тоже не испытывает особых симпатии к турецкому лидеру. Во время недавнего визита на Генассамблею ООН, американцы отказали турецкому президенту во встрече с Байденом.

Вашингтон и Брюссель привычно пытаются разыграть карту турецко-российских противоречий, натравить Турцию на Россию, столкнуть лбами Путина и Эрдогана. Но последние встречи  двух лидеров показали, что они умеют отделять противоречия между национальными интересами от чужих манипуляций.  Турция должна полностью вытеснить Запад из своего собственного геополитического мышления и своей политики, руководствуясь в ней только собственным пониманием национальных интересов своего народа. Соответственно изменится внешнеполитическое поведение Эрдогана, что будет способствовать позитивным публичным заявлениям по Крыму и по другим стратегически важным вопросам для Кремля . Только  после такой геополитической конфигурации  можно выстраивать  стабильные партнёрские отношений между двумя странами.

Шота Апхаидзе, специально для News Front


Вернуться назад