ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Западу не нужна Украина как член НАТО
Западу не нужна Украина как член НАТО28-09-2021, 15:31. Разместил: Око Политика |
Главком Вооруженных сил Украины, генерал-лейтенант Валерий с говорящей фамилией Залужный, в интервью «Радио Свобода» высказал вполне здравую мысль: для вступления Украины в НАТО надо лишь политическое решение, а так-то Киев уже готовПравда, развивая свою мысль, генерал продемонстрировал, что на самом деле он ничего не понимает в причинах, по которым Украина до сих членом НАТО не является. Залужный начал рассказывать журналистам «Свободы» что-то о достижении Киевом высоких натовских стандартов во всех возможных областях и сферах. Это при том, что никаких натовских стандартов в принципе нет. О каких единых стандартах можно говорить, имея в виду нахождение в одной организации США и Турции, Германии и Эстонии, Греции и Албании, Исландии и Франции? У турок не только совершенно отличное от ЕС (составляющего большую часть НАТО) понимание демократии, но они расходятся с американцами в вопросах единого стандарта закупаемых вооружений (скандал вокруг закупки Анкарой С-400), в реализации ближневосточной политики — Турция и США конкуренты в регионе. Это не считая того, что сложно представить себе Турцию, воюющую в составе одной коалиции с Грецией, в то время как войну Афин и Анкары друг с другом представить очень легко. При этом Греция спокойно пребывала членом НАТО все время правления хунты Черных полковников, но сразу же после свержения хунты в 1974 году приостановила свое членство на шесть лет из-за напряженных отношений с Турцией по кипрскому вопросу. Нищая Албания, логово мафии наркоторговцев и торговцев оружием, рай для террористов, подпадает под мифические стандарты НАТО куда меньше, чем сравнимая с ней по территории и населению, тоже отнюдь не богатая Молдавия. Но Албания давно в НАТО, а о Молдавии и речи нет. В Эстонии существует институт неграждан, что невозможно вообразить в Германии и явно противоречит «демократическим стандартам». Армия США считается первой в мире, армии Турции и Франции делят первенство в Западной Европе, а Исландия (член НАТО с момента основания) вообще не имеет армии.
В общем, НАТО — обычный военный блок, объединяющий страны не на основе общности политических систем или экономических интересов, не на основе общности культур или мифических «общих стандартов», а на основе общности видения угроз и вариантов защиты от них. Но эта его характеристика верна лишь в отношении первоначального НАТО (страны, вошедшие в 1949 году, присоединившиеся в 1952 году Греция и Турция, а также вошедшая в НАТО в 1955 году ФРГ). Они действительно боялись СССР, его политического влияния и его военных возможностей, и рассматривали НАТО, как стратегический зонтик. То, что при этом военная стратегия НАТО была наступательной, агрессивной никого не удивляло: не только Сталин предполагал бороться с противником малой кровью и на его территории, таковы были общие для всех стратегические постулаты. Ну а после Второй мировой войны и введения в военно-политический оборот ядерного оружия превентивный удар на долгое время стал основой военных планов. Только в средине 70-х годов достижение ядерного паритета позволило СССР перейти к концепции ответно-встречного удара и декларировать отказ от применения ядерного оружия первым. Принятие в НАТО Испании в 1982 году было чисто военно-стратегическим решением. Ее территория позволяла надежно контролировать Гибралтарский пролив, соединявший Средиземное море с Атлантическим океаном. Причем пока у власти в Мадриде находился Франсиско Франко, Испанию в НАТО не принимали: формально из-за того, что Франко — диктатор (хоть португальская и греческая диктатуры в этот период НАТО не мешали, да и опиравшаяся на военных турецкая власть была далека от демократии). Зато после смерти Франко испанцев стали буквально загонять в ряды блока. Что изменилось? В Вашингтоне понимали, что Франко никогда не сможет установить нормальные отношения с СССР. То есть он будет ориентироваться на Запад, даже не будучи членом НАТО. Следовательно, Средиземное море в случае войны надежно закупорено для СССР и полностью открыто для НАТО. А вот постфранкистская Испания, с ее откровенными симпатиями к левым и нежеланием короля поддерживать правых радикалов, вызывала опасения, по поводу своей возможной ориентации.
Остальные расширения (с четвертого по восьмое) носили уже чисто политический характер и являлись попыткой Запада материализовать в пространственном измерении результаты победы в Холодной войне. С точки зрения как укрепления общей безопасности, так и обеспечения стратегической ориентации постсоциалистических стран на Запад, это действие было абсолютно бессмысленным. Новоявленные лимитрофы и так были готовы служить Западу верой и правдой, а их протяженные территории и слабые армии не укрепляли, а наоборот ослабляли общую безопасность блока. Тем более что в результате этой серии расширений Россия пересмотрела свое отношение к НАТО и США. Отдаленным последствием этого пересмотра является сегодняшняя ситуация, когда США вынуждены «воевать» на два фронта: против РФ и Китая, проигрывая в результате на обоих направлениях, причем даже не доводя дело до реального военного столкновения — еще на этапе политической конфронтации. Четвертое-восьмое расширения НАТО оказались стратегической ошибкой, поставившей США в безвыходное геополитическое положение. Тем не менее в свое время это было осознанное действие, от которого США ожидали диаметрально противоположного результата. Но вот в том, что касается приема в НАТО Украины, в Вашингтоне практически всегда доминировало мнение о ненужности и даже вредности такого действия. Некоторые сомнения вызывает только краткий период в конце 2007 — начале 2008 года, когда администрация Буша-младшего на словах поддерживала предоставление Украине и Грузии плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). Причем до сих пор не совсем ясно, была ли это реальная попытка поставить Киев и Тбилиси в очередь на полноценное членство, или просто политический маневр администрации Буша, который должен был затруднить российскую реакцию на уже запланированную в это время грузинскую провокацию в Южной Осетии, известную ныне как «Пятидневная война» или «Война 08.08.08». Все-таки от ПДЧ до полноценного членства столь длинная дистанция, что Киев и Тбилиси могли бы ее никогда не пройти. С другой стороны, война России со страной, только что получившей ПДЧ, совсем по-другому оценивалась бы коллективным Западом. Очевидно, что в таком случае США удалось бы продавить более жесткие санкции против Москвы уже на том этапе. В пользу предположения, что история с ПДЧ была игрой, рассчитанной исключительно на ближайшую (лето того же года) перспективу, свидетельствует тот факт, что США не слишком активно выкручивали руки Парижу и Берлину, заблокировавшим предоставление ПДЧ (практически только выразили сожаление). Более того, Вашингтон никогда более не пытался вернуться к рассмотрению этого вопроса. Мы, однако, знаем, что если США чего-то действительно хотят, они могут продавливать нужное им решение годами, идя на введение санкций даже против союзников и организацию откровенных провокаций против не угодивших им политиков из самых что ни на есть союзных стран. В случае с неудавшимся ПДЧ ничего подобного не было. После апрельского саммита НАТО в Бухаресте тема ПДЧ была закрыта практически навсегда, как будто ее и не было.
Вашингтон мог формализовать свое военное присутствие на Украине в любой момент. Но его это самое присутствие никогда не интересовало. США хотели только вытеснить российский флот со стратегического Крымского полуострова, но сделать это бесконтактно — руками украинских националистов. Соответствующие провокации постоянно устраивались со времен Ющенко. Россия не особенно жестко реагировала, пока реальной опасности утраты крымской базы не было. Зато как только ситуация резко осложнилась, Крым в течение пары недель без проволочек уплыл в Россию. Сами же США, вытеснив Россию, свой флот в Крыму размещать не собирались. Для них это абсолютно бессмысленно. Именно поэтому нет американских баз в Констанце и Варне, в Трапезунде и Батуми. Там румынская, болгарская, турецкая и грузинская базы. США же могут при необходимости, опираясь на эти базы, развернуть в Черном море весьма ограниченную эскадру. Большой флот просто не может выжить в этом регионе до тех пор, пока сухопутные войска НАТО не уберут с берегов российские ракетные комплексы, а авиация НАТО не обеспечит надежное прикрытие с воздуха. Но они этого сделать не могут, а могли бы, так флот тем более был бы в Черном море американцам не нужен. Ни военной (стратегической), ни политической заинтересованности в членстве Украины в НАТО США не имеют. Все, что они могут захотеть, они получают от Киева без всякого членства, не беря на себя никаких обязательств. В той мере, в какой они желают втягиваться из-за Украины в конфликт с Россией, они также втягиваются по собственной инициативе, без всякого НАТО. Громоздкий блок со сложным механизмом принятия решений и весьма противоречивыми интересами его членов только осложнил бы американское маневрирование на данном направлении. Если принять Украину в НАТО, боеспособность ВСУ не вырастет, скорее наоборот, у киевских генералов и политиков исчезнет последний стимул поддерживать армию хотя бы в полуживом состоянии, ведь с момента принятия в НАТО они будут наивно считать блок полностью ответственным за безопасность Украины и за вооруженную защиту ее интересов. Киев стремится в НАТО, поскольку считает, что сможет от имени всего блока объявлять войну кому угодно. НАТО именно по этой причине не желает видеть в своих рядах опасных неадекватов.
Ныне же в политическом, экономическом, военном и социальном плане украинская территория представляет собой «лунный пейзаж». Через нее так же трудно наступать на Россию, как России практически невозможно использовать Украину в качестве плацдарма для атаки, например, Румынии. Поскольку же в «лунный пейзаж» превратил Украину Запад, потратив на это тридцать лет и десятки миллиардов долларов, то это значит, что взаимно блокированная позиция (с Россией) на украинском направлении США устраивает, по крайней мере, за неимением лучшего варианта. Так и не начавшуюся войну НАТО с Россией проиграла больше всего о ней мечтавшая Украина. * СМИ, выполняющее функции иностранного агента Ростислав Ищенко, Ukraina.ru Вернуться назад |