ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В сигаретной украинской контрабанде замешаны даже дипломаты
В сигаретной украинской контрабанде замешаны даже дипломаты27-09-2021, 13:11. Разместил: Око Политика |
В футбольных мячах и буханках хлеба, по воздуху в беспилотниках и по воде в контейнерах, даже под водой — Украина стала главным поставщиком контрабандных табачных изделий в ЕвропуПоток настолько мощный, что румынские полицейские требуют созвать Высший совет обороны. Причем украинский контрафакт реализуют и на внутреннем рынке. База контрабандистовВ поле вблизи села Хлиная Микэ Единецкого района Молдавии — настоящая взлетно-посадочная полоса с электрическими маячками. Туда приземлялся украинский Ан-2, набитый сигаретами. Отличный перевалочный пункт. Но в сентябре отлаженную схему нарушили молдавские полицейские: троих контрабандистов схватили на месте, четвертого — белоруса — догнали, еще двоих ищут. Румынские силовики жалуются, что у них нет ни оборудования, ни навыков для эффективного противодействия трансграничным преступлениям. «Хоть война не началась и на нас не напали русские, дыра в воздушных границах очевидна», — указывают в полицейском профсоюзе Europol. И просят государство снабдить всем необходимым для борьбы с «пиратами нелегального извоза».
Если в Киеве за пачку курева просят от пяти гривен, то полякам сбывают по пять-шесть злотых (30-37 гривен). Чем дальше на запад, тем больше навар. Стоимость одной партии — три тысячи пачек без акцизных марок — доходит до десяти тысяч долларов. И контрабандой занимаются порой люди с высоким положением в обществе. В марте на границе задержали несколько человек, которые незаконно пытались ввезти в Польшу на служебном автомобиле 16 килограммов золота и более восьми тысяч блоков сигарет на сумму около полутора миллионов гривен (четыре миллиона рублей). Среди них были действующий атташе по консульским вопросам посольства Украины в Польше, его отец, который ранее тоже работал в дипведомстве, и чиновник из Закарпатской области. Изобретательность и коррупцияКонтрабандные сигареты путешествуют по-разному. Очень часто — в контейнерах по морю или железной дороге. Польские пограничники рассказывают о сигаретах в шинах автомобилей и велосипедов, внутри книг, среди конфет и вафель. Впрочем, все это — вчерашний день. Современные контрабандисты больше полагаются на беспилотники. Зимой сигареты крепят в плавучих контейнерах, замаскированных под льдины. А иногда товар в герметичных коробках доставляют подводные курьеры в гидрокостюмах. В ЕС регулярно закрывают подпольные склады на приграничных территориях, но меньше нелегальных сигарет не становится. «В некоторых регионах контрабанда — единственное средство заработка. Это кормит тысячи людей», — объясняет эксперт украинского Института будущего Игорь Тышкевич. Потребители тоже экономят, покупая серую продукцию. Не внакладе и силовики — скандалы из-за «крышевания» возникают регулярно.
Пандемия ужесточила пограничный контроль, и «курьеры» это, конечно, тоже почувствовали. В прошлом году конфисковали почти 12 миллионов пачек — на треть меньше, чем в 2019-м, но все-таки больше, чем в 2018-м. По мере того как сообщение между Украиной и ЕС восстанавливается, нелегальный промысел возвращается к прежним объемам. С другой стороны, серую торговлю стимулировало общее падение доходов из-за мирового карантина. Замкнутый кругУкраинские производители нелегальной продукции ориентируются и на внутренний рынок. А там спрос большой. Директор по внешним связям компании «Филип Моррис Украина» Наталья Бондаренко констатирует: «Основной причиной роста незаконной торговли табачными изделиями стало то, что из-за резких повышений акцизного налога цены на легальную продукцию растут гораздо быстрее, чем доходы потребителей». «Семьдесят пять процентов контрафакта вроде бы контрабандного происхождения. Но более половины сигарет на внутреннем рынке — продукция без указания производителя. Мы подозреваем, что она на самом деле местная, хотя и оформлена «под контрабанду», чтобы ввести в заблуждение потребителя, а также запутать контролирующие и правоохранительные органы», — считают в отраслевой ассоциации «Укртютюн». Почти половина контрафакта, возможно, производится на Львовской табачной фабрике, выпускающей сигареты марки ТМ Compliment. В украинских СМИ много писали о ее владельце, депутате Львовского областного совета Григории Козловском, обвиняли его в незаконном промысле, но без всякого результата. Его партнер по бизнесу, депутат Львовского горсовета Алексей Ризник — адвокат, защищает в том числе и Козловского. Журналисты установили, что два депутата придумали очень удобную схему, позволяющую продавать сигареты без уплаты акциза. Часть продукции они беспошлинно сбывают в магазинах duty free в аэропортах — вполне законно. Но на них же оформляют и то, что реализуют в других торговых точках. Масштабы впечатляют. Так, согласно официальной статистике, только в ноябре-декабре 2020-го магазины duty free в киевском аэропорту Жуляны продали 530 584 блока сигарет — по 23 блока на каждого пассажира.
Также пользуются лазейкой в законодательстве, позволяющей не платить акциз за сигареты, находящиеся в стране «в режиме транзита». На деле же «транзитное» курево продают украинцам. Интересно, что даже если жуликов и задерживают, то наказывают, как правило, лишь мелких исполнителей, а крупная рыба выходит сухой из воды. К тому же владельцы конфискованного груза идут потом в суд и возвращают товар себе, жалуются в украинской налоговой. А если заинтересован и нарушитель, и контролер — круг замыкается. Разрывать его никому не выгодно. Дмитрий Романенко, РИА Вернуться назад |