ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Эксперты сошлись во мнении: без нейтрального статуса у Молдавии нет будущего

Эксперты сошлись во мнении: без нейтрального статуса у Молдавии нет будущего


26-09-2021, 14:06. Разместил: Око Политика

Эксперты сошлись во мнении: у Молдавии нет будущего без нейтралитета и межнационального согласия

22 сентября в столице Молдовы состоялась конференция «Основы устойчивого развития и безопасности будущего республики Молдова»

Организатором встречи выступил информационный портал eNews.md при поддержке консалтинговой компании «Intellect Group», Фонда за демократию и прогресс, общественной организации «SPERO».

Как отметила шеф-редактор информационного портала Enews.md Юлия Семенова, мероприятие проходит третий год подряд и с каждым разом расширяет географию участников. В этот раз на дискуссионной площадке можно было повстречать известных широкой общественности экспертов из Австрии, Белоруссии, Румынии, России, США, Украины и Швейцарии.

В качестве спикеров выступили:

Президент и исполнительный директор Музея прав человека, свободы и толерантности MHRFT Игорь Котлер;

Эксперт фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич;

Доктор политологии Анатолий Ткач;

Директор аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский.

В ходе конференции особое внимание экспертов было сфокусировано на двух главных вопросах: первый — поддержание межнационального согласия в таком сложном и полиэтническом государстве как Молдова; второй — выработка приемлемей модели геополитического нейтралитета в трансформирующемся мире, которой создал бы для республики лучшие предпосылки к развитию.

Спикеры объяснили, что в последние годы происходит эскалация геополитической конкуренции между ведущими державами и мировыми центрами силы, которая провоцирует турбулентность и неопределенность в современных международных отношениях, а также приводит к трансформации существующего миропорядка и выстраивает разделительные линии.

По мнению экспертов, складывающаяся ситуация особенно опасна для такого полиэтнического государства как Молдова, где проживают сразу несколько групп населения: молдаване, советские молдаване, постсоветские молдавские, румыны, русские, украинцы, гагаузы, болгары, евреи, цыгане, армяне, азербайджанцы, греки, белорусы, таджики, поляки и другие.

«За последние годы интерес к проблемам меньшинств усилился. На мой взгляд, одна из внутренних проблем молдавского населения – молдаване или румыны. На сегодняшний день около 60 % тех, кто говорит на молдавском языке, ассоциируются с молдаванами, 30 % с румынами и 10 % с неопределенной идентификацией. Как показали последние выборы, количество унионистов значительно сократилось. Самая большая проблема – Приднестровье. В основе конфликта – политические проблемы. Безусловно, отделение какой-либо части страны от основной имеет смысл в создании демократического общества. Есть другая сторона – молдаване Приднестровья. Это острая проблема, которая пока не нашла своего решения. Гагаузы. Определенные круги представляют их сепаратистами. Существует предвзятое отношение и к цыганам, азербайджанцам и таджикам. Все эти факторы ведут к нестабильности в стране. Русофобия и румынофобия могут привести к общественному взрыву», — рассказал Игорь Котлер.

Другим решением по вопросу устойчивого развития безопасности будущего республики Молдова в трансформирующемся мире, — считают аналитики, может стать обращение государства к институты нейтралитета. Эксперты сделали акцент на том, что нейтралитет Молдовы должен стать тем самым объединяющим фактором, который укрепят связи внутри страны.

«В современных условиях, нейтралитет Республики Молдова может стать объединяющим элементом для всего общества. Например, швейцарский опыт демонстрирует не только объединительную роль нейтралитета в обществе, но и преимущества, которыми обладает нейтральное государство в международных отношениях. Геополитическое расположение Республики Молдова между двумя интеграционными объединениями и центрами силы, при условии укрепления и международного признания нейтралитета, открывает новые возможности сотрудничества, как с Западом, так и с Востоком. Перспектива укрепления института нейтралитета Республики Молдова внутри страны и на международном уровне способны «погасить» геополитический раскол в обществе и в политическом дискурсе, способствуя уходу политических элит от геополитических споров и концентрации сил на разработке стратегического планирования во внутренней и внешней политике», — объяснил Анатолий Ткач.

При этом эксперты отметили, что расположение Молдовы на геополитической карте мира, где она находится посреди сразу нескольких крупных наднациональных объединений и центров силы, при условии выстраивания эффективной политики государственного нейтралитета, открывает перед республикой перспективы развития как на Западе, так и на Востоке.

«Перспектива укрепления института нейтралитета Республики Молдова внутри страны и на международном уровне способны «погасить» геополитический раскол в обществе и в политическом дискурсе, способствуя уходу политических элит от геополитических споров и концентрации сил на разработке стратегического планирования во внутренней и внешней политике. Нейтралитет как форма разрешения конфликтов неизменно остаётся в международной практике и доказывает свою жизнеспособность. Для внутренней политики государства он играет роль своеобразного фильтра, защищая страну от негативных последствий противоборства внешних сил. Нейтралитет даёт возможность сосредоточиться на эффективном решении внутренних проблем государства. В тоже время нейтралитет позволяет развивать международное сотрудничество в контексте собственных национальных интересов, формируя предпосылки для прагматичного, взаимовыгодного и добрососедского существования народов», — закончил мысль Ткач.

Спикеры особо подчеркнули, что формирование нейтрального статуса не должно отрицать защиту собственных национальных интересов и борьбу за государственный суверенитет против внешнего вмешательства. Никто не гарантирует, что крупные игроки захотят считаться со статусом молодой республики, которая решила выйти из блокового противостояния.

«Для Молдовы построение нейтрального государства видится оптимальным решением многих вопросов, но не стоит рассчитывать на то, что внешние партнеры будут считаться с этим статусом. Наверное, мы несколько иллюзорно относились к действиям наших западных партнеров, которые приезжали в Минск и обсуждали на различных площадках вопросы нейтралитета. Позже стало ясно, что Запад на словах поддерживал идею нейтралитета. А на самом деле эти встречи стали точкой входа в государственные структуры, системы безопасности. истинная цель стала очевидной после президентских выборов, когда в стране, согласно официальной позиции Минска, произошла попытка государственного переворота. Сейчас, когда рассматривается проект новой Конституции, идет речь об исключении такой нормы из Основного закона государства. Тем не менее, Беларусь играет сыграла и до сих пор играет важную роль как посредник урегулирования конфликта на Юго-Востоке Украины, » — отметил Александр Шпаковский.

С другой стороны, уточнили аналитики, если говорить о России, которая тоже наращивает своё влияние на постсоветском пространстве и в странах Балтии, то её позиция будет более прозрачной и предсказуемой для соседей: сфера влияния Москвы — не силовое воздействие или вмешательство, а миротворчество и поддержание региональной стабильности и безопасности.

«Россия рассматривает свою сферу влияния, как миротворческое присутствие и сохранение безопасности у своих границ. То есть, это не какие-то формы административно-политического контроля. Российская трактовка сферы влияния основывается на трех правилах «нет». Не приближать, не размещать, не угрожать. Не приближать военно-политические блоки к границам России, не размещать войска и вооружения, которые могут восприниматься как враждебные. И не проводить какую-либо политику, которую могут расценить как угрожающую. Это является достаточным условием, чтобы примыкающие к границам России государства рассматривались как дружественные и как партнёры. Вот такая концепция складывалась в политике и в экспертных кругах России. Если придерживаться четко обозначенных правил, которые установила Россия, то сферы влияния могут способствовать упорядочению и выработке каких-то общих форм эффективного сосуществования в регионе», — уточнил Сергей Станкевич.

Таким образом, если подвести итоги вышесказанного, то в результате состоявшейся в Кишиневе конференции «Основы устойчивого развития и безопасности будущего республики Молдова», экспертами были обозначены ключевые для государства стратегические направления, обозначены потенциальные точки роста и отмечены потенциальные опасности-красные линии.

Вывод:

Движение к нейтральному статусу в рамках международного позиционирования Республики Молдова является одним из наиболее перспективных вариантов развития. Он позволяет сформировать и укрепить национальную идентичность, диверсифицировать геополитические риски и обеспечить стабильное развитие во всех направлениях государственной деятельности.

Кроме того, движение в сторону официального признания нейтрального статуса Республики Молдова способно повысить привлекательность государства для международных партнеров и усилить как интеграционные процессы, так и сотрудничество с наднациональными объединениями на Западе и на Востоке, выступая инструментом защиты национальных интересов.

eNews.md


Вернуться назад