ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Как изменит мир ссора из-за подлодок между Францией, Австралией и США
Как изменит мир ссора из-за подлодок между Францией, Австралией и США20-09-2021, 10:06. Разместил: Око Политика |
Что средний обыватель знает об Австралии? В основном то, что в этой стране бегают кенгуру, где-то там бродит Данди по прозвищу «Крокодил», а также родился известный актер и режиссер Мел ГибсонНа самом же деле современная Австралия — это небедная страна с активно развивающейся экономикой, входящая в лигу G-20. Ее вооруженные силы принимали участие в большинстве войн XX века. Ее политическое руководство обладает большими амбициями, стремится развивать как свои вооруженные силы, так и военную промышленность через покупку новых видов оружия и военной техники с максимальной передачей технологий и локализацией. Так, в недавнем заявлении о совместном сотрудничестве AUKUS, заключенном 16 сентября 2021 года США, Англией и Австралией, самым нашумевшим стал пункт о строительстве для ВМС Зеленого континента минимум восьми атомных подводных лодок. При этом контракт с французской корпорацией Naval Group на строительство 12 неатомных субмарин был аннулирован.
Австралия ведет закупки и других видов военной техники США — в частности, модернизированных танков M1A2 SEPv3 Abrams, самоходных артиллерийских гаубиц, боевых вертолетов AH-64E Apache, самолетов F-35, P-8 Poseidon и других передовых систем. После реализации этих контрактов военная мощь сил обороны страны должна вырасти в разы. Австралийский подводный тендер начался в декабре 2011 года, когда минобороны Зеленого континента объявило конкурс на разработку и поставку 12 новых подлодок. Страна включилась в региональную гонку подводных вооружений. Сейчас только у Таиланда и Филиппин нет своих субмарин, остальные активно развивают эту военно-морскую компоненту. С 2025 года Австралия планировала начать замену своих подлодок типа «Коллинз» шведской разработки, построенных в 1990–2003 годах. По техзаданию 12 новых лодок должны были вести патрулирование и боевые действия, по сути, на всей акватории Индийского и Тихого океанов и стать самими большими в мире неатомными субмаринами. Срок их службы определялся до 2070 года. В конкурсе участвовали французские, испанские, немецкие, шведские и японские компании. От разработчика требовалась максимальная передача знаний и технологий, а также наивысшая локализация строительства. Было сразу понятно, что в этом случае стоимость проектов вырастет в разы, поскольку необходимо будет создать новые производства в Австралии, нанять и обучить инженерный и рабочий персонал, а также решить вопросы доставки материалов и комплектующих. Но в надежде освоить проектирование и строительство субмарин самостоятельно власти, бизнес и профсоюзы сознательно шли на удорожание, чтобы сохранить и создать новые рабочие места. Первоначальная стоимость программы оценивалась в 50 млрд австралийских долларов ($30 млрд). Строительство головной лодки было запланировано на 2023 год с достижением оперативной готовности в 2034 году, а полностью всю серию должны были закончить в середине 2040-х годов. В ходе тендера стоимость неуклонно возрастала и достигла предположительно суммы в 90 млрд австралийских долларов (более $50 млрд).
Что интересно, Париж не собирался на первом этапе передавать свои технологии воздухонезависимых энергоустановок, пообещав сделать это в будущем. При этом Германия и Япония могли бы поставить и более совершенные их варианты. Военное руководство Австралии уже тогда понимало, что это не то, что нужно, и активно саботировало данный проект. Окончательно контракт был заключен лишь в 2019 году и толком не начал еще реализовываться в железе. По факту основное строительство должно было идти на территории Франции. Необходимо заметить, что по ряду причин Париж уже зарекомендовал себя ненадежным партнером в военно-техническом сотрудничестве. Так, после начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины тогдашний французский президент Франсуа Олланд в 2015 году отказался передавать России два частично построенных универсальных десантных корабля типа «Мистраль» — «Севастополь» и «Владивосток». Печальный опыт сотрудничества с Францией есть и у Австралии. В начале XXI века страна купила 22 боевых вертолета Tiger ARH у компании Airbus. За все последующие годы эти аппараты так и не смогли достичь заявленных боевых возможностей и показывали низкую техническую готовность. Даже через 10 лет после завершения поставок в исправном состоянии удавалось поддерживать в среднем лишь три–четыре машины. В конце концов в январе 2021 года Австралия заказала у США 29 боевых вертолетов AH-64E Apache Guardian и заявила о скором списании всех «Тигров». А вот у новоиспеченных союзников есть что предложить Зеленому континенту. В настоящее время Англия и США строят атомные подводные лодки четвертого поколения типов «Астьют» и «Вирджиния» соответственно. Но если в Англии лодка изготавливается 10 лет, то американцы клепают очередную раз в три года.
Ранее страны «подводного атомного клуба» не шли на такой шаг как экспорт атомных подводных субмарин и технологий их создания в другие страны. Россия, например, только передавала в лизинг Индии свои атомные подводные лодки, а Франция оказывает Бразилии консультации в деле строительства — пусть и крайне неспешно. Австралийский же контракт может перевернуть положение дел на оружейном рынке и стимулировать другие сделки с экспортом подобных субмарин, в том числе — и отечественных. Безусловно, разрыв контракта на субмарины между Австралией и Францией нанес серьезный удар по бизнесу и политическим властям последней. Но и громом среди ясного неба он не стал. Вспоминая, как французы поступали со своими партнерами, совершенно малопонятна нынешняя истерика Елисейского дворца с демонстративными отзывами послов и воплями про «нож в спину». Дмитрий Болтенков, газета «Известия» Вернуться назад |