ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Москитный» флот Украины: ремонт фрегата «Гетьман Сагайдачный» может превратиться в бесконечную историю

«Москитный» флот Украины: ремонт фрегата «Гетьман Сагайдачный» может превратиться в бесконечную историю


17-09-2021, 20:56. Разместил: Око Политика

"Москитный" флот Украины: ремонт фрегата "Гетьман Сагайдачный" может превратиться в бесконечную историю

 

Президент и правительство недавно озаботились морской безопасностью Украины

Программа рассчитана на 10 лет.

Однако реальная ситуация в украинских военно-морских силах на самом деле весьма плачевна.

Типичный пример — флагман ВМСУ фрегат «Гетьман Сагайдачный».

Перед празднованием Дня Независимости 2021 года, он отбыл в Николаев на ремонт. И далеко не косметический – корабль не на ходу. На верфь в Николаеве его пришлось буксировать из-за поломки двигателя «Сагайдачного». Помимо этого, на фрегате масса других проблем.

Предыстория корабля незатейлива.

Изначально «Сагайдачный» был заложен в 1990 году по заказу КГБ СССР для несения пограничной службы. Соответственно, его задачи, специализация, оснащение и вооружение были «заточены» под охрану границ. То есть, мощным вооружением сторожевой корабль изначально не обладал. А его главным козырем были системы раннего обнаружения нарушителей границы и достаточно быстрый ход.

После развала СССР, в 1992 году, сторожевик был спущен со стапелей недоукомплектованным и, фактически, негодным к несению службы. Что не помешало ему получить название «фрегат» и до недавних пор служить «лицом» ВМСУ.

Проблемы с комплектацией и ремонтом в духе времени решали путем разборки «систершипа» «Сагайдачного» — сторожевого корабля «Гетьман Дорошенко», который к 1991 году был почти готов. Но деньги на его достройку в начале 90-х растворились в неизвестном направлении. И его сделали донором запчастей для флагмана ВМСУ.

К слову, еще один корабль этой же серии, третий близнец «Сагайдачного» — «Гетьман Байда-Вишневецкий», несмотря на 80–процентную готовность, был просто распилен на металлолом прямо на верфи. Собственно, как и сама верфь.

Запчасти для «Гетьмана Сагайдачного» добывали методом разборки его двойника почти тридцать лет – почти до 2013 года. После этого разбирать стало нечего. И уже в 2017 году поломался главный двигатель флагмана. И довольно обидно – сразу после планового ремонта.

Причина поломки обнаружилась быстро – руководство государственной верфи попросту украли деньги на ремонт – речь шла о 1 миллионе 600 тыс. гривен. И ограничились тем, что в народе называется «подшаманить».

Генпрокуратура открыла тогда уголовное производство, но с течением времени дело о воровстве спустили на тормозах, никто в тюрьму не сел. Более того, с подрядчиков не удалось даже получить штрафных санкций в 668 тысяч гривен.

Фрегат вновь пришлось ремонтировать, на этот раз на восстановление его работоспособности ушло 91 миллион гривен. После этого флагман несколько раз выходил в море и даже принял участие в учениях «Си-Бриз — 2018». Но запаса прочности хватило ненадолго. Уже тогда военным морякам стало очевидно, что на флагмане почти все системы жизнеобеспечения дышат на ладан. Не работало даже противопожарное оборудование. Поэтому в последние годы командование ВМСУ делало вид, что корабль как бы на ходу. Хотя уже было ясно, что выводить флагман в море можно лишь на малом ходу и очень осторожно.

По сути «Гетьман Сагайдачный» последние два года играл роль военно-морской декорации, служа для сугубо ритуально-торжественных церемоний и приема на борт высоких гостей.

При этом ремонт фрегата «Гетьман Сагайдачный» может превратиться в бесконечную историю.

«Помимо других систем жизнеобеспечения, пришел в негодность главный двигатель «Сагайдачного». И не просто потому, что исчерпан ресурс, а еще и из-за предыдущих так называемых «ремонтов». Его не ремонтировали, а делали вид. Экономили даже на смазочных материалах. Сейчас стоит вопрос о том, что нужно либо делать капитальный ремонт двигателя, либо его менять. Для капремонта нужны запчасти, которые производятся только в России. Некоторые запчасти производились в Луганске и Донецке. После начала войны, замены не нашлось. Замена двигателя настолько дорогостоящая, что дешевле будет просто построить с нуля новый корабль» — рассказали источники «Страны» на одной из украинских верфей.

То есть, не исключено, что корабль может ждать участь его «сестер» по серии, распиленных на металлолом и разобранных на запчасти.

Ведь помимо капитального ремонта двигателя, сам фрегат морально и технически устарел и катастрофически обветшал – его строили три десятка лет назад. И ремонтировали из «того, что было».

Фактически, военно-морские силы Украины сейчас обладают лишь «москитным» флотом – катерами и судами обеспечения. То есть всерьез говорить о морской безопасности можно лишь при условии получения гигантских сумм для постройки с нуля нового военного флота.

Александр Сибирцев, Страна


Вернуться назад