ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Постмайданные школьные реформы начинают приносить свои «плоды»

Постмайданные школьные реформы начинают приносить свои «плоды»


8-09-2021, 18:06. Разместил: Око Политика

Постмайданные школьные реформы начинают приносить свои "плоды"

 

Запущенные при Петре Порошенко и продолженные Владимиром Зеленским реформы среднего образования на Украине приводят к прискорбным последствиям даже быстрее, чем это можно было ожидать

Речь идет о тотальной украинизации школ, «схлопывании» специализированных дисциплин, ликвидации беспрерывного обучения с 1 по 11 классы, а также об отказе от таких «пережитков тоталитаризма», как проверка скорости чтения и заучивание таблицы умножения.

На днях в Киеве началось подведение итогов выпускной и вступительной кампаний 2021 года. Около трети абитуриентов провалили внешнее независимое оценивание (ВНО – украинский аналог пресловутого ЕГЭ) по математике. Минимальный порог, предполагающий зачет (10 баллов), не преодолели 31,11% участников.

Для сравнения, год назад таковых было 12,71% выпускников. Притом, что вопросы были на уровне «определите радиус, если известен диаметр».

«Это стыд и позор. 10 баллов – уровень угадывания. То есть все, кто угадал ответы на задания теста по математике, будут считать, что математику знают. Но даже с 10 баллами тест по математике не сдали 30% абитуриентов. С учетом этого возьму на себя смелость утверждать, что математику в украинских школах не изучают. Вообще», – написал на своей странице в Фейсбуке бывший глава Центра оценивания качества образования Украины Игорь Ликарчук.

«Результат – просто катастрофический. Он подтверждает: математики у нас, по сути, вообще нет… Нужно срочно менять ситуацию, иначе страна вообще останется без инженерных специальностей, для которых математика – ключевой предмет», – цитирует издание «Страна.UA» ректора Технологического университета ШАГ Виталия Зайцева.

Украинские педагоги в комментариях СМИ утверждают, что ситуация на самом деле – еще хуже, чем может показаться на первый взгляд. Если бы математику сдавали все учащиеся – итоги были бы и вовсе катастрофическими.

По мнению экспертов, одна из проблем – это сокращение часов на изучение математики (там, где раньше алгебру с геометрией учили по пять часов в неделю, сейчас три часа учат «общую математику»). Но существует также и вопрос кадров.

«Качество подготовки по математике в школах падает уже несколько лет. Мы это заметили по студентам, которые приходят в вуз. Поступающие пять лет назад и сейчас – это, как говорится, две большие разницы… Количество часов уменьшили по максимуму, преподавателей толковых мало. Если в педагогические вузы идут на математику абитуриенты с минимальными 120 баллами ВНО, то какие учителя из них в итоге получатся? Те, кто более-менее толковые, бегут с нищенских учительских зарплат – уходят в бизнес-аналитику, проходят курсы и переквалифицируются в айтишников. Если человек хорошо знает математику, через три месяца он уже программист, а там зарплаты – явно не учительские. Так что в школах скоро преподавать математику вообще будет некому», – приводит «Страна.UA» мнение Виталия Зайцева.

И слова ректора звучат весьма убедительно. Как сообщает телеканал 112, в подготовленных для украинских детей при поддержке министерства образования официальных он-лайн курсах, 30,2 минус 2,2 равно 18. И это никого не смущает.

Впрочем, с гуманитарными предметами ситуация – ненамного лучше, чем с физико-математическими. Например, почти 20% украинских выпускников не смогли набрать минимального балла для сдачи экзамена по истории. И дело тут далеко не только в специфическом видении украинскими «учеными» отдельных исторических периодов, например, Великой Отечественной войны. До этого еще нужно дойти. Школьники массово не ориентируются в картографии, хронологии, а также не могут составить даже элементарную диаграмму.

Однако еще более шокирующими оказались обобщенные данные рейтингов сдачи ВНО. «Провальные» результаты показали не отдельные двоечники, а целые школы. Достаточно сравнить результаты «лучших» и «худших» учебных заведений.

Так, например, средний общий балл киевского лицея «Интеллект» – 188,6. Школы, с результатом в районе 180 баллов есть в большинстве регионов незалежной. Но имеются и другие. Например, в Ищенской средней школе Херсонской области средний результат ВНО – 53, в Новосафроновской средней школе Николаевской области – 48, Яношевской средней школе на Закарпатье – 40,2, Лешнивской средней школы Львовской области – 43,8. И это без учета ПТУ и других заведений профессионального образования, результаты экзаменов в которых были еще менее впечатляющими.

Если перевести эти оценки в более привычную для многих пятибалльную систему, то окажется, что средний балл выпускников огромного количества украинский школ не дотягивает даже до двойки! А перепад по уровню знаний между незалежными школьниками в абсолютных показателях достигает более четырех раз.

Фактически Украина в полной мере перешла к западной системе образования, которую эксперты называют «двухкоридорной».

Нечто подобное наблюдается, например, в Соединенных Штатах, где у ребенка из квартала с дешевым жильем (а школы в США финансируются в значительной степени за счет налогов на недвижимость) шансы в перспективе поступить в ВУЗ и сделать успешную карьеру стремятся к нулю.

Только с одной маленькой поправкой. На Украине ВВП на душу населения – в пять раз ниже, чем в США, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Значительная часть украинских детей, поступая в первый класс школы, заранее лишаются права на получение качественного образования и престижной работы. Просто потому, что они родились в «неправильном» районе или «неправильном» населенном пункте. И это – только начало «проекта», запущенного украинской властью. Но чтобы морально подкупить лишенных образования детей и их родителей, киевский режим решил формально выдавать документы о среднем образовании даже двоечникам. Учителям запрещают якобы «ранить хрупкую психику детей» и заставляют педагогов защищать «ранимую индивидуальность».

«Сегодня при выдаче аттестата об окончании школы пропуски уроков не учитываются, поведение не учитывается, плохие оценки не учитываются. Если в советской школе при наличии двоек и «неуда» по поведению аттестат не выдавался – такой выпускник получал лишь справку, – то сейчас любая оценка, включая единицу, считается положительной оценкой. То есть ученик, закончивший школу с единицами, в современной Украине всё равно получит полноценный документ о среднем образовании. Таким образом, поощряются бездельники, которые рассуждают очень просто: а зачем напрягаться, если можно не учась добросовестно в любом случае закончить школу?

Но самое страшное заключается в том, что потом эти неучи нередко становятся студентами вузов: сдают ВНО методом угадывания правильных ответов, а затем поступают на контракт благодаря родительским деньгам», — приводит издание «ИПК» слова педагога Анны Строгановой.

По словам кандидата исторических наук Валентина Гайдая, предпосылок к тому, что происходит с уровнем образованности украинских детей – несколько. С одной стороны – это влияние Интернета и социальных сетей.

«Второй момент – это деградация системы образования. Он пересекается и с первым моментом, потому что происходит унификация системы среднего школьного образования. Курсы географии, биологии, физики сокращаются и унифицируются до какого-то общеобразовательного курса, буквально сроком на год. То есть, то, что изучало еще мое поколение или пять лет назад, на протяжении 4-5 классов, – сейчас всё хотят уменьшить в класс или в два класса. Понятно, что человек так не развивается», – уверен эксперт.

«Реформа образования, инициированная еще предыдущей властью, которая идет в одном комплекте со знаменитой медреформой Супрун, нацелена на якобы создание школьной автономии, на предоставление больше прав учащимся и так далее, но, по факту, это деградация школы. Потому что мы видим, что вместо свободы выбора предметов обучения детям фактически предлагают вообще не учиться», – заявляет народный депутат Украины Олег Волошин.

На этом фоне нет ничего удивительного в том, как изменились мечты украинских школьников.

Всего несколько десятилетий назад они мечтали покорять космос, а сегодня их мечта –стать гастарбайтером не в Польше, а, скажем, в Чехии. Там, мол, и платят побольше, и отношение хозяев к батракам поприличнее. О Германии учащиеся из незалежной стараются даже не мечтать. Наверное, чтобы не расстраиваться…

Так возможно, ради того, чтобы мечты украинских школьников были такими, и был задуман майдан вместе с последовавшими за ним образовательными реформами? Ведь с уничтожением образования на Украине спонсоры «реформ» убили в наследнице некогда мощной республики УССР потенциального экономического конкурента, превратив ее в источник дешевой низкоквалифицированной рабочей силы.

Святослав Князев, Столетие


Вернуться назад