ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Литва страдает от антибелорусских санкций, но Вашингтону виднее
Литва страдает от антибелорусских санкций, но Вашингтону виднее27-08-2021, 13:56. Разместил: Око Политика |
Литовские компании, которые пострадают от санкций против Беларуси, не смогут рассчитывать на получение государственной поддержки в виде дотаций из бюджета. Об этом заявила министр экономики и инноваций Литвы Аушрине АрмонайтеТаким образом, Вильнюс бросает на произвол судьбы крупнейшее предприятие Клайпедского порта – терминал насыпных грузов (Biri? krovini? terminalas — BKT). Причем вину за произошедшее Армонайте возлагает на самих бизнесменов, торгующих с Беларусью. «Скажу прямо: ни о каких субсидиях не может быть и речи. Мы понимаем, что есть трудности, но надеемся, что они временные», — так министр экономики и инноваций Литвы прокомментировала возможность поддержки из госбюджета компаний, которые станут жертвами антибелорусских санкций. Речь идет об ограничительных мерах со стороны Соединенных Штатов, которые формально к Прибалтике никакого отношения не имеют (они распространяются на U.S. persons — американских лиц). Но в Литве решили действовать по принципу «Вашингтону виднее». Если за океаном вводят санкции против «Беларуськалия», то и Восточная Европа должна делать то же самое.
Если его прогнозы верны, то в скором времени серьезные проблемы начнутся у компании Biri? krovini? terminalas (BKT). Именно она обслуживает почти весь поток белорусских удобрений, который идет на экспорт через Литву. Это более 10 миллионов тонн ежегодно — почти каждая четвертая тонна грузов в Клайпедском порту. Сами представители BKT ситуацию комментируют неохотно. «К нам приходят одни документы, потом другие. Бывают разные ситуации, разные трактовки. Что будет, я не знаю. Скуодис сказал, что с декабря «Беларуськалия» не будет, значит, у него есть основания так говорить. Я не люблю комментировать то, чего не знаю», — поясняет генеральный директор терминала Видмантас Дамбраускас. С другой стороны, главный акционер Biriu kroviniu terminalas Игорь Удовицкий уже размышляет, что делать в случае реализации самого неблагоприятного сценария. По его мнению, терминал насыпных грузов мог бы сменить специализацию и перейти на перевалку зерна. Технически это возможно. Но откуда придут зерновые грузы, Удовицкий не поясняет. Российская продукция скоро уйдет в порты Ленинградской области, где строятся новые терминалы. Отечественные производители, разумеется, компенсировать эти потери не смогут. К тому же BKT придется конкурировать со стивидорами соседней страны. В условиях транзитного голода Латвия тоже делает ставку на зерно. То, о чем говорит Удовицкий, уже произошло с рижским терминалом Alpha osta, который создавался для перевалки удобрений: его акции выкупил зерновой кооператив LATRAPS. Но есть и другой вариант. Biriu kroviniu terminalas не придется переходить на «зерновую диету», если ему окажут поддержку из госбюджета.
На чем основана его уверенность в том, что при первой же возможности «Беларуськалий» поспешит вернуться в Клайпеду? В любом случае, этот вопрос сейчас неактуален. Потому что даже первая часть плана Игоря Удовицкого не сработает: правительство не будет поддерживать компании, которые пострадают от санкций против Беларуси. Армонайте прямо говорит, что этот вопрос даже не стоит обсуждать. Последствия назревающего транзитного кризиса портовикам придется «расхлебывать» самостоятельно. В списке пострадавших окажется как минимум еще одно стратегически важное предприятие — «Литовская железная дорога» (ЛЖД). Ее глава Мантас Бартушка подсчитал, что после потери калийных удобрений и других грузов из Беларуси на содержание инфраструктуры может потребоваться около 60 миллионов евро государственных дотаций. Но в планы правящих консерваторов это не входит. Представители ЛЖД и BKT могут задать резонный вопрос: почему трудности для нас создает правительство, а преодолевать их мы должны самостоятельно? У госпожи Армонайте уже есть ответ. По ее словам, те, кто занимается бизнесом с Беларусью, «уже привыкли к неожиданностям со стороны автократического государства». То есть Литва здесь якобы не при чем — виноваты Лукашенко и сами предприниматели, которые не просчитали возможные политические риски. Цинизм ситуации заключается в том, что ни к каким «неожиданностям со стороны автократического государства» литовский бизнес не привыкал. Напротив, Клайпедский порт и ЛЖД стабильно сотрудничают с Беларусью уже много лет. До недавнего времени официальный Вильнюс это приветствовал. «Мы видим перспективу организовать регулярные рейсы скорых грузовых поездов между Литвой и Беларусью для перевозки основных грузов. Общими усилиями мы будем стараться привлечь больше грузов России, Украины и Казахстана», — говорил экс-министр транспорта и коммуникаций Ярослав Наркевич в 2019 году на «Белорусской транспортной неделе». Здесь же он обсуждал перспективы экспорта удобрений через Клайпедский порт с главой «Беларуськалия» Иваном Головатым. Чуть позже тогдашний премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис обсуждал вопросы двусторонних отношений с послом Беларуси Валерием Барановским. В пресс-релизе правительства говорилось, что прибалтийская республика «готова и в дальнейшем сотрудничать с Беларусью в осуществлении транзита товаров через территорию Литвы и Клайпедский морской порт, а при наличии возможностей — увеличить его объемы». И ни слова о возможных «неожиданностях со стороны автократического государства»! По факту Беларусь никогда не давала поводов усомниться в своей надежности как торгово-экономического партнера.
Для бизнесменов, которые хотят инвестировать в ее экономику, это станет хорошим уроком. В том числе и для «Беларуськалия», владеющего 30% акций терминала насыпных грузов в Клайпеде. Алексей Ильяшевич, Rubaltic.Ru Вернуться назад |