ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Закон о переходном периоде для Донбасса – фиксация невозможного
Закон о переходном периоде для Донбасса – фиксация невозможного19-08-2021, 09:36. Разместил: Око Политика |
О подготовке к «освобождению» Донецка, Луганска, Севастополя и Симферополя20 апреля Ангела Меркель должна посетить Москву, а на 22 апреля запланирован её визит в Киев. Возможно, это последнее зарубежное турне завершающего политическую карьеру канцлера Германии. Выбор маршрута (Москва – Киев) связан с попыткой сделать эффектный заключительный аккорд: достигнуть если не реализации Минских соглашений, к заключению которых Меркель имела прямое отношение, то ощутимого прогресса на этом направлении. Минск оказался в последние месяцы в одном пакете с вопросом о сохранении газового транзита через Украину и компенсациях за предстоящий ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2». Говорят, что размер компенсаций будет зависеть от готовности Киева к «разумным» (в глазах Запада) компромиссам по Донбассу. В целом такой подход разделяют и в Вашингтоне. Видны общие контуры «большой сделки» по Украине, где Киев должен согласиться на выполнение Минских соглашений, получив взамен западные гарантии сохранения газового транзита и материальную компенсацию в той или иной форме за сокращение объёмов прокачиваемого через Украину газа.
Однако даже поверхностный взгляд на документ показывает, что ни о каком пересмотре подходов Киева к урегулированию в Донбассе речи нет. В частности, законопроект содержит широкий список категорий лиц, не подпадающих под амнистию (по Минским соглашениям она должна быть всеобщей). Не подлежит, например, амнистии «лицо, которое, находясь в составе оккупационных сил или оккупационных администраций Российской Федерации, совершило уголовное преступление». Под «оккупационными администрациями» понимаются органы власти ДНР/ЛНР. Также не подлежат амнистии лица, обвиняемые в преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда, военных преступлениях и преступлениях против человечества, пытках, преступлениях, повлекших смерть или причинение тяжких телесных повреждений, особо тяжких преступлениях против свободы, чести и достоинства личности. При желании под эту категорию можно подвести всех участвовавших в боевых действиях и устроить террор на «освобождаемых» территориях. Законопроект предусматривает также люстрацию, включая запрет занимать определенные должности и участвовать в местных выборах для тех, кто был в рядах вооруженных сил ЛДНР или работал в местных администрациях. Коснется люстрация и системы образования. Идея «переходного периода» в трактовке Киева понятна – к выборам не должен быть допущен никто из принимавших участие в защите и обеспечении функционирования республик. Этим людям Зеленский в своем недавнем выступлении сказал о необходимости покинуть Украину. Защиту национальных прав законопроект предусматривает только для «коренных народов» Крыма. К коренным крымчанам в Киеве причисляют исключительно крымских татар, караимов и крымчаков. Остальным (прежде всего, русским) предлагается восстановить функционирование украинского языка как государственного. Сказано в законопроекте, что решение о статусе «освобожденной территории» принимает главнокомандующий, то есть президент. Другими словами, только от Зеленского будет зависеть получат ли ДНР и ЛНР особый статус (как определено в Минских соглашениях) или нет.
Я бы обратил внимание еще на несколько пунктов. Законопроект распространяет положения украинского закона о декоммунизации на символику ЛДНР. «Коммунистическое прошлое» изгоняется из топонимики и одновременно предписывается создать в Киеве «Национальный музей преодоления агрессии Российской Федерации против Украины», филиалы которого должны появиться «после освобождения» в Донецке, Луганске, Севастополе и Симферополе. Дата «деоккупации» того или иного населенного пункта должна ежегодно торжественно отмечаться как памятная дата – День освобождения от русской оккупации… В честь погибших «героев борьбы против русской агрессии» на их родине должны быть установлены мемориальные комплексы, памятники, памятные доски, произведено переименование топонимов, учебных заведений и т. д. Все это выглядит предельно вызывающе.
Собственно, тактика Киева в отсутствии у него стратегии заключается в том, чтобы, играя на антироссийских комплексах Запада и имитируя добрую волю на переговорах в Минске, поддерживать в международных отношениях иллюзию того, что при нынешнем украинском режиме невозможное («возвращение» Украине Крыма и отпавшей части Донбасса) возможно. Осталось понять, насколько позиция, занятая Киевом, совпадёт (или не совпадёт) с долгосрочной стратегией США, а также Германии на постсоветском пространстве. Антон Каневский, ФСК Вернуться назад |