ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Насильственная украинизация не поможет создать украинскую нацию
Насильственная украинизация не поможет создать украинскую нацию10-08-2021, 18:16. Разместил: Око Политика |
В начале августа уполномоченный по защите государственного языка на Украине Тарас Креминь заявил, что гражданам, которым не нравится закон о тотальной украинизации, следует отправляться в другие страныТакое предложение Креминь объяснил решением Конституционного суда, где, в частности, написано: «Угроза украинскому языку равносильна угрозе национальной безопасности Украины, существованию украинской нации и ее государству, поскольку язык — это своеобразный код нации, а не только способ общения». На самом деле язык — не главный и не обязательный фактор для образования нации. Он помогает формировать нацию в том смысле, что, говоря на одном языке, людям удобно взаимодействовать друг с другом. Но если проживающие в строящемся национальном государстве понимают, скажем, два языка, то совершенно необязательно насильственным образом устанавливать один. Не язык, как словарный состав и грамматический строй, нужен для нациобразования, а взаимопонимание людей, живущих на одной территории и занимающихся единой хозяйственной деятельностью.
Причем заметьте, идеи Симона Боливара об объединении Латинской Америки на основании единства языка и похожих культур так и не реализовались. А почему? Потому что нет экономических оснований, крупные собственники в разных латиноамериканских государствах заинтересованы в сохранении своей собственности и государственной власти, которая эту собственность и бережет. По той же причине Лукашенко никак не объединит Белоруссию с Россией, хотя население Белоруссии в основном говорит на русском языке и русская культура ему не чужда. Зато евреи, разбросанные по всему миру на протяжение 2000 лет и говорившие на разных языках (от идиш до непосредственно языков тех народов, среди которых они жили), отлично ощущали свое единство и в итоге создали еврейское национальное государство. А вот уже в нем для удобства осуществления хозяйственной деятельности ввели по сути придуманный (восстановленный и доработанный из очень древнего мертвого языка) иврит. И то, заставляют его учить только госслужащих, которым надо обслуживать людей разного происхождения (местных евреев, европейских и советских евреев, марокканцев, эфиопов, арабов и так далее), — для этого, конечно, нужен некий язык межнационального общения. Но если человек не знает иврита, никаких особенных неудобств испытывать он не будет — даже в общественном транспорте информация об условиях проезда написана на четырех языках: иврите, арабском, английском и русском. И это никак не приводит к развалу государства. В конце концов, никто не сомневается в существовании американской нации, притом что большая часть населения говорит по-английски, а остальные (в южных штатах) — по-испански. Никакого американского языка вообще нет. Другой пример — живущие в приближенных к первобытным условиям народы севера, такие как чукчи или эскимосы. У них есть свои языки, приспособленные к их традиционным потребностям — охоте, рыболовству, оленеводству и так далее. Но для потребностей жизни в современном городе, куда те же чукчи, конечно же, ездят, их старинный язык совершенно не подходит. Там сплошные лингвистические лакуны, не позволяющие объяснить элементарные вещи из современного быта, не говоря уже о науке.
Да, на заре капитализма, когда и рождались современные нации, единый язык в рамках национальных государств устанавливался огнем и мечом. То же население юга Франции, которое вообще не считало себя французами и говорило на своем отдельном окситанском или провансальском языке и вполне могло бы со временем создать отдельное государство и отдельную нацию, было в немалой степени истреблено в ходе религиозных альбигойских войн. Так и сентонжский язык в мятежной Вандее был задавлен в ходе французских революционных войн вместе с самой Вандеей. А вот если бы ей тогда удалось отделиться от Парижа, сегодня сентонжский язык мог бы быть не сельским наречием, а национальным языком в отдельном вандейском государстве. Как и окситанский язык в Окситании. Но это было бог знает когда. Невозможно применять методы позднего Средневековья или даже Нового времени в XXI веке. Мы уже говорили, что Украина пришла к капитализму (а значит, и к национальному государству) не 300-400 лет назад и не естественным способом — путем развития из феодализма. Украина вернулась в капитализм из социализма и из социалистического государства, где уже были построены полноценные нации со своими проработанными языками — украинским и русским. И население Украины почти поголовно владеет обоими языками, то есть не имеет языковых преград в ведении совместного хозяйства.
Если почти вся собственность национального государства продана иностранцам или местным олигархам, компании которых оформлены в офшорах (по сути тоже иностранцам), а значительная часть населения не может найти работу на Украине и уезжает на заработки за рубеж, нация подорвана. Любое внешнее воздействие или внутренний кризис может подвинуть ее части на сепаратизм. И дело не в том, что на Украине много русских. Дело в том, что многие украинцы добывают и сохраняют средства для жизни не на Украине. Павел Волков, Украина.ру Вернуться назад |