ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Канал «Стамбул» не дает права Турции обойти конвенцию Монтрё

Канал «Стамбул» не дает права Турции обойти конвенцию Монтрё


3-08-2021, 15:41. Разместил: Око Политика

Канал «Стамбул» не дает права Турции обойти конвенцию Монтрё

Необходимо задолго до окончания строительства канала «Стамбул» довести до Турции в официальном документе позицию России, основанную на юридическом анализе Конвенции о режиме проливов

В российских средствах массовой информации и телеграм-каналах пошла очередная волна публикаций и обсуждений влияния турецкого проекта по строительству судоходного канала «Стамбул», дублирующего пролив Босфор, на обстановку в Чёрном море и возможное в перспективе осложнение ситуации для России.

Основное опасение заключается в том, что канал «Стамбул» сделает конвенцию Монтрё бессмысленной, и военные корабли нечерноморских государств, в том числе входящих в НАТО, смогут проходить через него без ограничений, установленных данной конвенцией.

Повышенный интерес к данному вопросу вызвало интервью старшего советника турецкого президента Мюджахита Кючюкйылмаза РИА Новости, в котором он сказал следующее: «Неправильно связывать конвенцию Монтрё с новым каналом «Стамбул». Конвенция Монтрё была разработана в 1936 году, когда на первом плане была тема проливов. Конвенция не имеет отношения к новому водному пути, который будет открыт. Думаю, что это отдельная тема. Эта ситуация не станет препятствием для прохода кораблей какой-либо страны в ближайшее время.

По сравнению со старым водным путем канал «Стамбул» шире, позволит пройти большему количеству кораблей, пройти безопасно, он предоставит альтернативный путь для судов. Канал будет преимуществом не только для Турции, но и для причерноморских стран и тех, кто использует проливы».

В принципе, Мюджахит Кючюкйылмаз не сказал ничего нового. 14 апреля 2021 года такое же заявление сделал сам президент Турции Реджеп Эрдоган: «У канала «Стамбул» нет никакой связи с конвенцией Монтрё. Этот канал для нас станет достижением, поможет серьёзно разгрузить пролив Босфор с точки зрения охраны окружающей среды». В декабре 2019 года президент Турции также заявлял, что морское сообщение через канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.

Анкара уже сейчас, на этапе строительства, даёт всем понять, что судоходство по каналу «Стамбул» будет регулироваться внутренним турецким законодательством.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо внимательно читать текст самой конвенции Монтрё. В преамбуле Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936) есть такая фраза: «проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением «Проливы»».

Следует заметить, что судно или военный корабль, идущий из Средиземного моря в Чёрное море, чтобы попасть в канал «Стамбул» должен будет сначала пройти пролив Дарданеллы, где все положения Конвенции о режиме проливов сохраняют своё действие. Самим фактом входа в Дарданеллы судно (военный корабль) уже подчиняется положениям этого документа.

Ряд экспертов говорят о рисках, которые возникнут для России, если Турция вслед за каналом «Стамбул» построит второй канал, который будет дублировать пролив Дарданеллы. Опять возвращаемся к тексту Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936), и опять читаем преамбулу документа: «проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением «Проливы»».

Предположим, этот второй канал уже построен. Обойдя по нему пролив Дарданеллы, судно (военный корабль), идущий из Средиземного моря в Чёрное море, попадает в Мраморное море, где все положения Конвенции о режиме проливов сохраняют своё действие. И самим фактом входа в Мраморное море судно (военный корабль) опять же подчиняется положениям этого документа.

Надо отдать должное авторам текста Конвенции о режиме проливов. Ключевые моменты документа: фраза – «в Мраморном море», а также общее определение «Проливы» — «в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре». Смотрим на карту: из Средиземного моря в Чёрное море попасть, минуя Мраморное море, никак невозможно.

Кроме того, в данной конвенции есть Раздел II «Военные корабли», который устанавливает серьёзные ограничения для военных флотов «Держав, неприбрежных к Чёрному морю». Например, пункт 2 статьи 18 Конвенции гласит: «Какова бы ни была цель их пребывания в Чёрном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня».

В статье 14 Конвенции сказано, что «общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн».

Статья 18 Конвенции ограничивает общий тоннаж военных кораблей, который Державы, не прибрежные к Черному морю, могут иметь в этом море в мирное время. Общий тоннаж названных держав не должен превышать 30000 тонн, в ряде случаев он может быть увеличен вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн.

Таким образом, ни строящийся канал «Стамбул», дублирующий пролив Босфор, ни его чисто теоретически потенциальный «собрат», дублирующий пролив Дарданеллы, с юридической точки зрения никак не позволят Анкаре обойти положения Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936).

Необходимо задолго до окончания строительства канала «Стамбул» довести до Турции в официальном документе позицию России, основанную на юридическом анализе Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936). И лучше это сделать прямо сейчас, дабы у Анкары в дальнейшем не было никаких юридических иллюзий. Данный официальный документ должен быть доступен и широкой общественности.

Конечно, не исключено, что с появлением новой водной артерии в лице канала «Стамбул» Турция может пытаться толковать Конвенцию о режиме проливов по-иному, и, возможно, даже игнорировать ряд её положений. И в данной ситуации, впрочем, как и в любой другой, на одном международном праве далеко не уедешь.

Надо иметь силу, чтобы соблюдались твои интересы. В полной мере это касается и ситуации с данными проливами. Россия должна быть сильной в военном, политическом и экономическом отношении. Поэтому необходимо заранее иметь различные рычаги влияния на Турцию, дабы у неё в будущем не возникло желания обойти положения Конвенции о режиме проливов (г. Монтрё, 1936).

Александр Владимиров, РУССТРАТ


Вернуться назад