ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Украина превращается в глухой и абсолютно провинциальный тупик
Украина превращается в глухой и абсолютно провинциальный тупик27-07-2021, 20:06. Разместил: Око Политика |
Давайте, конечно, всё-таки быть реалистами и называть вещи своими именами: в ситуации с завершающимся прямо и непосредственно сейчас строительством газопровода Nord Stream 2 Украина, конечно, и, пожалуй, безальтернативно именно что «проиграла», тут не надо прятаться за эвфемизмамиПричём проиграла так, что даже «отыграться» совершенно точно уже, по крайней мере, в обозримом будущем, не получится. И тут не нужно закатывать глазки и пытаться делать вид, что оно само по себе так выстроилось. А мы тут — вот ну совершеннейшим образом ни при чём. Напротив. Давайте скажем честно: да, это результат вполне целенаправленной политики государства Российская Федерация. По преодолению болезненной зависимости от нестабильной и ненадёжной страны-транзитёра путем диверсификации «транспортных коридоров». Это касается не только энергоносителей, кстати, просто с газотранспортной системой Украины это вышло как-то особенно наглядно. При этом работы, максимально скоординированной с российским, да и не только российским (прежде всего германским, конечно) крупным бизнесом. И этим нужно гордиться, а не — повторюсь — стыдливо отводить глаза в сторону, что в данной конкретной ситуации вот вообще ни разу не понятно да и даже чисто эстетически ни к чему. А практически и прагматически — страна работала именно на этот результат изначально, просто на уровне постановки задач. Страна именно этот результат и получила. И глупо было бы чего-то иного просто и ожидать.
И оценивается в них по факту только и исключительно результат. Увы. Этот мир, к сожалению, вполне реально жесток. И никаких иллюзий насчёт этого быть ни у кого не должно. И когда нынешний украинский «старший по трубе», глава ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявляет, что обеспечение энергетической безопасности Украины станет ключевой проблемой страны после запуска «Северного потока — 2», то — это просто надо признать — он, безусловно, прав. Это реальная проблема нынешней украинской власти. Вот только проблема эта возникла далеко не в нынешней реальности. А ещё в те далекие уже сейчас «благословенные нулевые», когда российский и германский бизнес счёл данную территорию потенциально небезопасной для любого трансъевразийского транзита. Что самое смешное — как раз из-за того, что она не суверенна и зависима от внешних влияний. А это стало окончательно понятно после печально знаменитого «третьего тура Ющенко». То есть, если по-русски, прямым текстом: и мы, и немцы, и китайцы были готовы договариваться по логистике «трансъевразийских транспортных коридоров» хоть даже с чёртом или дьяволом — выбора особого не было. Но даже на той, ещё «домайданной» Украине уже было банально не с кем договариваться именно что «вдолгую»: там просто уже тогда было некому за эти договорённости отвечать. И мы не думаем, что это было таким уж простым решением — плюс требовало колоссальных вложений и далеко не только в трубопроводы. Что уж говорить об этой территории прямо и непосредственно сейчас: текущая безрадостная картина украинской экономической действительности только подчёркивает правильность выбранной ещё в середине нулевых стратегии.
То есть скорее символом, чем грубой технической реальностью, которая прямо и непосредственно сейчас ставит Украину как транспортно-логистический центр, что называется, в «интересную позицию». Но при этом символом настолько значимым, что его реально трудно переоценить. Просто с вводом в коммерческую эксплуатацию Nord Stream 2 Украина окончательно утрачивает любое логистическое значение в смысле влияния на любую организацию трансъевразийских транспортных коридоров. Нет, проходить по её территории они, безусловно, могут. Но вот каким-то образом влиять на их организацию данная территория больше не может никак, даже с точки зрения формирования трафика и стоимости транзита. Если цена не устроит — Украину «транспортные коридоры» теперь попросту обойдут. Технические возможности для этого реализованы, и с лихвой. Что тут можно сказать: наши юго-западные соседи умеют произвести впечатление. Ведь, по сути, Украина оказалась первой и, наверное, единственной в мире страной, которая с точки зрения логистики умудрилась, извините, «пролюбить» даже своё географическое положение: удивительно, конечно, талантливые люди, что тут ещё сказать. По крайней мере, тут они очевидно первые в мире: до них это не удавалось никому, даже в богатой на подобную экономико-политическую экзотику Африке. Но нынешние украинские власти — смогли. И нам сейчас только и остаётся, что зафиксировать данное выдающееся достижение. Чтобы было понятно.
Чтобы было совсем понятно — даже поезда из Москвы в Сочи до 2014 года шли через территорию этой во всех смыслах данного слова цветущей и процветающей республики. И ветку через Миллерово военные строители Шойгу тянули не просто так. Собственно, никакого особого секрета в этом нет, даже и сами «домайданные» украинские власти это абсолютно открыто декларировали — тут довольно вспомнить знаменитое определение Леонида Кучмы Украины как своеобразного «моста» между Россией и Западом. А от себя добавим: не только Россией, но и тем же Китаем, например. И именно вот в таком виде Украина и была интересна глобальной экономике, да и «глобальной политике», в общем, тоже. И никакого иного реального интереса, кроме как к посреднику между Евразией и Европой, к этой территории нет даже у англосаксов. Что после «сделки» между Германией и США по поводу Nord Stream 2 мы, собственно, и имеем честь чуть ли не в режиме реального времени наблюдать. И кстати, тут даже не очень понятно, на что нынешние украинские власти жалуются: если ты сам декларируешь свою роль как «моста», но при этом принципиально закрываешь общение с одним из «берегов», то куда, простите, этот мост ведёт-то, уж скажите хотя бы? И кому он тогда вообще в принципе нужен, если он никуда не ведёт. Но даже не это, в принципе, в происходящем самое смешное. Самое смешное тут в другом: по сути, транзитную роль Украины — в истории с поставками энергоносителей это просто особенно очевидно, — от которой Украина чуть ли не сама отказалась, с огромным удовольствием и с несомненной выгодой для себя забрала именно Германия. Которая, в общем-то, всё это мероприятие, судя по всему, изначально и организовывала, и финансировала. Что бы там американцы при этом ни говорили. Та самая Германия, напомним, которая сейчас типа должна по условиям «сделки» с Вашингтоном «отвечать» за Восточную Европу. Вам-то самим не смешно? Включая, видимо, и ту самую Украину, которую ей, Германии, удалось там замечательно, выражаясь специфическим бизнес-сленгом, «кидануть». И тут за немцев, кстати, можно только порадоваться: «кинуть хохлов», да ещё и так изящно — это не каждому, простите, дано. Да, они, немцы, увы, по итогам Второй мировой войны до сих пор лишены политического суверенитета, но свои суверенные задачи в экономике решать по-прежнему мастера. И это, кстати, очень большой стимул и для российской экономики: теперь математически доказано, что с немцами в бизнесе по-прежнему можно иметь дело. И мы напрасно боялись: за свои слова они по-прежнему вполне в состоянии отвечать. Что же касается Украины, то её территория, к сожалению, с точки зрения глобальной логистики теперь действительно окончательно превращается в глухой и абсолютно провинциальный тупик. И тут украинские власти, отдадим должное, совершенно правильно оценивают ситуацию и где-то даже справедливо беспокоятся: ибо вслед за экономическим, как правило, куда-то уходит и куда более важный для украинских властей геополитический интерес. Увы. Повторимся: этот мир, к сожалению, предельно циничен и довольно жесток. А чего вы хотели, дорогие украинские друзья?
Абсолютно нормальная коммерческая операция. А то, что без вашего участия, — так извините, вы сами, передав свой суверенитет в чужие руки, сделали эту сделку не только допустимой, но и желательной. И винить в том, что она возможна в принципе, да ещё с такими последствиями, вам можно только и исключительно именно что самих себя. Дмитрий Лекух, RT Вернуться назад |