ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В свете статьи Президента России: как ускорить международное признание возвращения Крыма в Россию
В свете статьи Президента России: как ускорить международное признание возвращения Крыма в Россию19-07-2021, 19:26. Разместил: Око Политика |
Статья президента РФ В. Путина о триедином народе русских, украинцев и белорусов продолжает обсуждаться и на всем восточнославянском пространстве, и среди заинтересованных экспертов в миреПомимо давно назревшего и ясно выраженного теоретического обоснования этой, пожалуй, важнейшей для нашего национального бытия проблемы, в указанном документе, вне всякого сомнения, содержатся посылы, требующие дальнейшего развития и в практическом плане. Как представляется, эти посылы позволяют расширить и сделать более весомыми наши аргументы в пользу международного признания законного характера воссоединения Республики Крым и Севастополя с матерью-Родиной. Это особенно актуально с учетом намеченного Киевом на 23 августа «широкого мирового саммита» по выдвижению «Крымской платформы», призванной обеспечить «возвращение» полуострова в состав Украины и приуроченной к 30-летию ее независимости. До сих пор наша дискуссия о статусе Крыма с Западом проходит в двух слабо пересекающихся плоскостях. Мы настаиваем на исторической справедливости и политических реалиях. Их это задевает мало – нашу историю знать не хотят, политику интерпретируют по-своему. Они следуют легистской линии правочеловеческой тематики и соблюдения текущего международного права. Следует признать, что пока наш ответ в этих областях остаётся половинчатым и явно недостаточным.
Стоит напомнить, что Украина по ее конституции ведет свой международный суверенитет с 1945 года, с тройного членства в ООН Советского Союза, УССР и БССР. Следовательно, имела место передача части национальной территории вместе с населением, без какого-либо народного волеизъявления, в состав другого государства, что является не просто нарушением действовавших на тот момент законов, но и серьезным государственным преступлением на уровне «измены Родине». Это требует отдельной правовой оценки со стороны нашей судебной системы. В. Путин в своей статье совершенно обоснованно пишет, что на Западе действия прежних правителей «по отторжению от России её исторических территорий преступным актом не считаются. Понятно почему. Раз это привело к ослаблению России, то наших недоброжелателей это устраивает». Необходимо вынудить их все же с этим считаться. Дело не только в земле. Вместе с территориями в состав другого государства были принудительно перемещены помимо своей воли более двух миллионов человек. И это является массовым попранием фундаментальных прав человека. Можно вспомнить, как громко возмущалась вся «прогрессивная мировая общественность», когда во времена Советского Союза из него высылались и лишались гражданства отдельные диссиденты, например А. Солженицын. А ведь в юридическом смысле перемещение крымчан на Украину ввиду обладания ею на тот момент ныне конституционно утвержденным, помимо советского, параллельным собственным международным суверенитетом – это тот же случай. И если либералы так горячо встречали одного изгнанника, впрочем, потом благополучно от него отвернувшись, то почему они сразу отворачиваются от более чем двух миллионов изгнанников? В украинских требованиях по повторной передаче Киеву полуострова, которые он собирается озвучить перед миром в своей «Крымской платформе» не хватает именно этого – людей, до которых ему дела нет. Чего только стоят постоянно используемые представителями Украины презрительно-унизительные отсылки к неким «человечкам», которые якобы и виноваты в выборе крымчан. Достаточно посмотреть, как глумливо злорадствовали украинские политики и сейчас над бедами жителей Крыма во время недавних наводнений, чтобы понять, какая судьба ждала бы их на Украине.
Окончание принудительной высылки многих сотен тысяч людей является и восстановлением их человеческих прав. На это не мешало бы обратить внимание всех ведущих правозащитных организаций как в стране, так и за рубежом, чья позиция по Крыму зачастую противоречит их собственным основополагающим принципам. В каком-то смысле акты 1954 года могут быть приравнены к признанным также незаконными актам 1944 года, когда из Крыма были высланы крымские татары и представители некоторых других народов. Только первые высылались с землёй и домами, а вторые – без оных. Конечно, страдания последних, хотя бы в силу больших материальных лишений, были существенно больше, но и тут, и там присутствовал принцип несправедливого лишения родины. Таким образом, «наказаны» были сначала часть населения полуострова, а затем все остальные. Работа с нашей стороны по юридическому закреплению результатов референдума в Крыму, безусловно, ведётся. Об этом говорит, например, выпуск в 2020 году МИД России сборника материалов «Право крымчан на самоопределение: предпосылки и эволюция «Крымской весны»». Однако и в указанном сборнике решение 1954 года об изменении административной подчиненности полуострова связывается, прежде всего, с «волюнтаристской» политикой Н.С. Хрущева и объясняется активностью части номенклатуры украинского происхождения, заинтересованной в усилении хозяйственно-экономического потенциала УССР. Этого недостаточно для того, чтобы полностью делегитимизировать данные решения. Для этого их надо объявить преступными. Предложения:1. Следует на высшем уровне судебных и законодательных органов РФ вновь обратиться к решениям 1954 г., рассматривая их не просто как незаконные, но и преступные по причине массового попрания фундаментальных прав человека. Это изгнание с Родины помимо воли. Целесообразно было бы также ввести юридическое понятие «народы, незаконно лишенные родины», которое в перспективе может быть применено и в ряде других похожих ситуаций. 2. Провести прямую параллель между решениями 1954 года и событиями 1944 года как продолжение практики незаконных методов «наказания» собственного народа. 3. Определить право на компенсацию нанесенного морального и материального ущерба от неправовых решений 1944 и 1954 гг. для всех народов Крыма, включая русский. При этом народы, лишённые и родины, и имущества (крымские татары) могли бы реализовывать свое право на компенсацию и коллективно, и индивидуально. Народы, «незаконно лишенные родины», но не имущества (русские и другие оставшиеся в Крыму после 1944 г.) – на коллективной основе. 4. Установить, что действующая ныне Федеральная целевая программа (ФЦП) по социально-экономическому развитию Крыма и является формой коллективной компенсации за попрание фундаментального права народов Крыма на пребывание на своей родине. Это позволило бы придать ФПЦ более ясный и долгосрочный юридический характер как в случае финансирования ФРГ бывшей ГДР, а также претендовать на ее международную легитимацию. Внутри страны, таким образом, можно было бы убедительнее противодействовать либеральным противникам оказания поддержки Крыму. Ожидать, что подобная корректировка наших оценок вынудит Запад в ближайшее время отказаться от своих нынешних подходов к судьбе Крыма, конечно, не приходится. Однако передвижение дискуссии на нарративы, которые Запад привык считать традиционно своими, несомненно, сделает его позиции более уязвимыми, а нашу правоту – более убедительной. Дмитрий Минин, ФСК Вернуться назад |