ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Куба – США: геополитика отношений

Куба – США: геополитика отношений


18-07-2021, 19:31. Разместил: Око Политика

Куба – США: геополитика отношений

«Однополярное правление США будет невозможно, пока хотя бы одно государство будет отстаивать свою точку зрения»

Министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес обвинил США в организации антиправительственных выступлений, которые в последние дни прокатились по стране. Одновременно в администрации США заявили, что будущее американо-кубинских отношений зависит от результатов протестов, и заверили протестующих в своей поддержке. Дескать, свергните правительство – будет у вас и будущее.

Попытки США добиться смены власти на Острове свободы вызваны не только желанием распоряжаться его недрами (залежами никеля, кобальта, хрома, железных и марганцевых руд, золота), но и обусловлены стратегически важным географическим положением острова. Власти Соединённых Штатов чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда Куба, расположенная менее чем в 50 километрах от побережья американского штата Флорида, находится полностью под их контролем.

С точки зрения геополитики Куба – перекрёсток морских путей в Западном полушарии в точке схождения Атлантического океана, Мексиканского залива и Карибского моря. Куба занимает осевое положение в Центральной Америке, этот район мира называют передаточным звеном в отношениях США со странами Южной Америки. Южноамериканские режимы существуют в относительно устойчивом положении, пока между Вашингтоном и центральноамериканскими странами, среди которых главенствующее положение сохраняется за Кубой, наблюдается некий баланс интересов. И наоборот, периоды обострения отношений Куба – США привносят нестабильность в южноамериканскую политику, побуждая страны Латинской Америки занимать проамериканскую или прокубинскую позицию.

Карибское море называют «Средиземным морем США», и в то же время Гавана смотрит на него как на Mare Nostrum (наше море). Контроль Вашингтона над Кубой означает, что никакая другая держава не сможет угрожать Соединённым Штатам из Карибского бассейна. Не случайно американские историки ведут отсчёт начала геополитической гегемонии США с победы в испано-американской войне 1898 года, когда Куба из испанской колонии превратилась в колонию Североамериканских Соединённых Штатов.

Кубинское издание Granma цитирует американского президента Джона Куинси Адамса (1767-1848), который, говоря о «трансцендентальной важности» Кубы для безопасности Соединённых Штатов, подчёркивал: «Для США ни одна другая иностранная территория не может сравниться с Кубой по своему значению».

С опорой на Кубу США сооружали «периметр безопасности» для своих южных вод и могли проецировать военно-политическое влияние дальше на запад. Географически Куба «закупоривает» вход / выход из Мексиканского залива в Карибское море, через которое США получают выход в Атлантику и сообщаются с внешним миром. Тот, кто закрепится на Кубе, сможет угрожать Северному промышленному региону – самому крупному из четырёх промышленных районов США; он тянется от Атлантического побережья до Миссисипи, здесь сконцентрированы автомобильный, металлургический, сельхозтехнический промышленные комплексы и производится более 1/4 всей промышленной продукции в США.

В административно-географических границах американского Юга выделяют три промышленных пояса, и один из них (Южно-Атлантический) наиболее уязвим для атаки с территории Кубы. В Южно-Атлантическом промышленном поясе сосредоточены запасы нефти и газа (в Техасе и Мексиканском заливе), основные нефтегазовые, нефтехимические, электроэнергетические, авиаракетные предприятия. Кроме того, Юг –  житница Соединённых Штатов.

Кубинский вопрос для Вашингтона – это и вопрос контроля над Панамским каналом как путём коммуникации между Атлантическим и Тихоокеанским побережьями США. Само по себе кубинское государство не в состоянии причинить Соединённым Штатам большого вреда, но в союзе с более сильной державой ей это по плечу. Кроме Кубы, Вашингтону необходимо контролировать Пуэрто-Рико и Виргинские острова и ни в коем случае не отказываться от военной базы в Гуантанамо.

Между Кубой и Мексикой, Кубой и Флоридой, Гуантанамо и Гаити, Доминиканой и Пуэрто-Рико через акваторию Виргинских островов проходят четыре самых коротких морских коридора из США в Латинскую Америку, прежде всего к побережью Венесуэлы, которая проводит свою политику без оглядки на Вашингтон. Куба может создать проблемы для свободного перемещения американских судов по этим коридорам, а также по маршрутам вдоль американского побережья от Луизианы до Флориды.

Для Вашингтона несносен сам факт существования независимого кубинского государства, потому что потенциально Куба не только может стать союзником геополитических конкурентов США, но и способствовать формированию новой южно-американской идентичности (некоторые авторы определяют её как иберо-американскую), а также региональной модели развития на принципах, отличных от англосаксонского либерализма. Куба в этом случае станет полюсом идеологического и геополитического притяжения.

Укрепление иберо-американской идентичности грозит Вашингтону утратой идеологической монополии в Южной Америке, которую называют «задним двором» США. Легендарный кубинский революционер и государственный деятель Фидель Кастро проводил политику, направленную на укрепление единства стран Южной и Центральной Америки, почему ЦРУ и пыталось не раз устранить его физически. «Однополярное правление США будет невозможно, пока хотя бы одно государство будет отстаивать свою точку зрения», –  говорил Кастро.

Куба при Кастро была таким «одним государством». Сегодня в этом своём качестве она стала объектом агрессии со стороны США.

Владислав Гулевич, ФСК


Вернуться назад