ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Трагедия МН-17 семь лет спустя: вину Украины продолжают тщательно умалчивать
Трагедия МН-17 семь лет спустя: вину Украины продолжают тщательно умалчивать17-07-2021, 11:06. Разместил: Око Политика |
Ровно 7 лет назад, 17 июля 2014 года, в районе села Грабово Донецкой области потерпел крушение самолёт Boeing-777 компании «Малайзийские авиалинии», летевший рейсом MH-17 из Амстердама в Куала-Лумпур, в результате чего погибли все 298 человек, находившиеся на борту. Однако до сих пор вопросов в деле об этой авиакатастрофе больше, чем ответовCформированная для расследования cовместная следственная группа, в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины — стран, чьи граждане были на борту, объявила 19 июня 2019 года имена подозреваемых по этому делу: россияне Игорь Гиркин (известный под фамилией Стрелков), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Им предъявлены обвинения по двум статьям: причастность к авиакатастрофе, приведшей к гибели людей, и убийство 298 человек — по которым грозит наказание вплоть до пожизненного заключения. Интересы Пулатова в суде представляют двое нидерландских адвокатов, а над остальными процесс проходит заочно. По версии Совместной следственной группы, ракета, поразившая Boeing, выпущена зенитно-ракетным комплексом «Бук», который доставили из России и после трагедии вернули обратно в РФ, а сама атака на самолёт совершена с поля фермы вблизи населённого пункта Первомайское, находящегося под контролем ополченцев. Более того, глава национального уголовного подразделения полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен даже называл конкретное воинское подразделение, которому якобы принадлежала ракета, — 53-я зенитная ракетная бригада Вооружённых сил РФ, базирующаяся под Курском. Он также утверждал, что запуск осуществлялся с территории России.
Часть расследований по делу MH-17 уже завершена — суд допросил экспертов Аэрокосмического центра Нидерландов, Королевской военной академии Бельгии и российского концерна «Алмаз-Антей» как по отдельности, так и вместе. В феврале нидерландский суд постановил приобщить к делу отчёты российского концерна — производителя комплекса «Бук», который сразу после крушения Boeing в Донецкой области провёл собственное расследование, хотя все предыдущие годы выводы «Алмаз-Антея» следователи игнорировали. Суд не только удовлетворил эту просьбу стороны защиты, но и допросил эксперта российского предприятия, чтобы понять, какими методами проводилось их расследование, которое позволяет сделать вывод, что при атаке на лайнер применялся самый старый тип ракеты 9М38. Последние такие выпустили в 1986 году, максимальный срок эксплуатации составляет 25 лет, и как раз в 2011 году украинская сторона интересовалась у «Алмаз-Антея» информацией о возможности дальнейшего использования ракет, им ответили, что российские военные не применяют ракеты дольше установленного срока из-за опасности для боевого расчёта. Кроме того, эксперимент «Алмаз-Антея» опроверг утверждение, что атака на самолёт совершена из Снежного, о чём сказано в докладе международной группы, и пришёл к выводу, что характер повреждений, обнаруженных на MH-17, указывает на то, что ракета летела со стороны Зарощенского, которое в то время в ходе боевых действий переходило то под контроль украинских силовиков, то ополченцев. В итоге, как рассказала Сабине тен Дуссхате, представитель «Алмаз-Антея» в ходе допроса хорошо всё объяснил и это проливает новый свет на возможную причину крушения, так что его показания очень помогли суду. Кроме того, судьи вернулись к предложению прокуратуры осмотреть реконструкцию носовой части разбившегося самолёта и собранные на месте трагедии обломки, в необходимости чего усомнились на начальной стадии предварительного производства. 26 мая на базе ВВС Нидерландов Гилзе-Рейн они сначала осмотрели обломки самолёта самостоятельно, чтобы получить общее впечатление, поскольку видели их впервые, затем вместе с представителями сторон защиты и обвинения, адвокатами родственников изучали 13 объектов, на которые стоило обратить особое внимание, больше всего времени они уделили пробитому насквозь левому крылу, а в завершение при помощи специального подъёмника судьи ближе рассмотрели повреждения носовой части лайнера. Вся процедура заняла более 4 часов. Представитель прокуратуры Нидерландов Дигна ван Бутзелар приветствовала решение судей провести выездное заседание на базе ВВС, но подчеркнула, что позиция стороны обвинения остаётся неизменной: MH-17 был сбит из зенитного ракетного комплекса «Бук» в районе Первомайского. Иными словами, сторона обвинения придерживается версии Совместной следственной группы, что атаку на самолёт совершили ополченцы с поля фермы вблизи подконтрольного им населённого пункта Первомайское, что, по словам главы Центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберта Паулиссена, подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 км к югу от Снежного. Для более полной картины произошедшего 17 июля 2014 года судебный следователь в 2020 году обратился к американцам с просьбой предоставить эти самые спутниковые изображения, предположительно имеющиеся в их распоряжении, но получил отказ. На повторный запрос, направленный 4 марта 2021 года, ответ был аналогичным. В итоге суд отказался от дальнейших попыток получить от американских властей спутниковые снимки, имеющие отношение к авиакатастрофе MH-17. «Прокуроры берутся утверждать, делают это голословно, что российские данные «подверглись манипуляции и подгонке». Это очередная ложь, ведь им предлагали посетить Россию, если забыли, предлагали воочию убедиться в подлинности формуляров, однако к этой теме следователи как-то сразу охладели. Они сами не изъявили желания приехать, а также не направляли никаких дополнительных запросов. В украинских резервах, разумеется, информации, где и как всё это время находилась ракета после распада СССР, не нашлось — что понятно. Хотелось бы следователям задать вопрос, не кажется ли им это странным», — заявляла ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Украина же, как ранее сообщал прокурор Тейс Бергер, предоставила сведения только со вторичных радаров, то есть тех, которые регистрируют лишь находящиеся в небе и передающие сигнал на землю гражданские самолёты, такие радары получают информацию от самолётов с включенными передатчиками и не передают данные о других объектах или о самолётах, у которых передатчик выключен. По словам прокурора, первичные радиолокационные данные Украина не предоставила, объяснив нидерландскому Совету по безопасности, что радар в момент авиакатастрофы не работал, поэтому ничего не зафиксировал. В ходе проверки следователи установили, что радар в Донецке был выключен, поскольку находился на подконтрольной ДНР территории, радар в районе Артёмовска был поврежден во время боевых действий, а радар в Чугуево находился на плановом обслуживании. В момент трагедии рейс контролировался украинскими радиолокационными средствами и системой ПВО, а также находился под управлением украинских диспетчеров. Украинская сторона путалась в своих заявлениях: сначала они утверждали, что снимки с экранов радаров незамедлительно были отправлены в Совет безопасности Нидерландов, затем — что Амстердам вообще их не запрашивал, а последней была версия о неисправности днепропетровского локатора в момент катастрофы. Однако Министерство обороны РФ фиксировало 17 июля 2014 года активность украинских наземных служб слежения. Бергер подчеркнул, что расследование данных с украинских гражданских и военных радаров дало ограниченную информацию, первичные данные с мобильного военного радара в Харькове оказались гораздо менее информативными, чем первичные данные радара в Усть-Донецком Ростовской области, но даже они не помогли экспертам обнаружить следы запуска ракеты или военный самолёт рядом с малайзийским Boeing. По словам прокурора, если отсутствие данных об истребителе, который мог бы нанести удар по лайнеру, свидетельствует о том, что его в районе катастрофы не было в принципе, то отсутствие на радаре следов запуска ракеты не говорит о её отсутствии. При этом он отметил, что «Алмаз-Антей» и Министерство обороны России придерживаются другого мнения — если ракета не зафиксирована, значит, её не было.
Дипломат также отметил, что на вопросы нидерландских парламентариев, почему Украине не задают вопрос о причинах, по которым она не закрыла воздушное пространство в районе боевых действий, где впоследствии и сбили MH-17, правительство королевства просто молчит. В рамках июльских заседаний суд рассмотрел запрос стороны защиты о допросе в качестве свидетеля по делу об авиакатастрофе украинского олигарха Игоря Коломойского. По словам адвоката Сабине тен Дуссхате, представляющей интересы Пулатова, в материалах дела есть информация о видео, где бизнесмен якобы признаётся в причастности к крушению MH17.
Теперь слушания по делам всех четверых обвиняемых возобновятся 6 сентября, и, как ожидается, право выступить с обращением к суду получат родственники погибших. Отвечая на вопрос читателей издания «Украина.ру» о том, чем закончится расследование катастрофы MH-17, политолог Ростислав Ищенко выразил мнение, что сейчас этот процесс постараются всячески затянуть, а если Украина вдруг исчезнет с политической карты, о трагедии вообще забудут.
По словам эксперта, теоретически есть надежда, что где-нибудь когда-нибудь всплывет информация о том, как на самом деле сбили лайнер над Донбассом и почему, но вероятность этого крайне мала. Евгения Кондакова, Украина.ру Вернуться назад |