ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Планам «Антонова» выпускать украинские самолеты в Канаде не суждено стать явью

Планам «Антонова» выпускать украинские самолеты в Канаде не суждено стать явью


13-07-2021, 17:56. Разместил: Око Политика

Планам «Антонова» выпускать украинские самолеты в Канаде не суждено стать явью

 

Планы «Антонова» организовать на канадской территории производство украинских самолетов, с вероятностью 99% обречены на провал

Авиапром Незалежной растерял почти все советское наследие, не приобретя ничего взамен. Лишенный российского рынка и поддержки собственного государства, «Антонов» не может надеяться на поддержку иностранных государств и завоевание рынков Запада, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

К таким выводам пришел обозреватель ФАН, проанализировавший бэкграунд «канадского» проекта украинцев.

Мошенничество и обман

11 июля в специализированных СМИ, освещающих события по авиатематике, появилась новость о том, что украинское госпредприятие «Антонов» планирует развернуть разработку и сборку «реинкарнации» транспортного самолета Ан-74 в канадской провинции Квебек.

Что по этому поводу можно сказать? Можно бесконечно смотреть на три вещи — на огонь, воду и то, как Украина пытается запустить производство своих самолетов где угодно, но только не в своей стране.

Давайте разберемся в этом казусе более предметно.

Прецедент с созданным под занавес существования Советского Союза среднемагистральным транспортником, чей выпуск украинцы теперь намерены возобновить и локализовать в Канаде, это не первая, и, видимо, не последняя попытка Незалежной реанимировать свое авиапроизводство с опорой на зарубежные инвестиции и технологические возможности. Подобная схема «с нас проект, с вас деньги, компетенции и ваши производственные мощности» — давняя и по-настоящему украинская история. Продвигаемая в ней украинским авиапромом бизнес-схема граничит с мошенничеством и обманом всех и вся.

Повторимся — далеко не в первый раз Украина пытается создать совместное предприятие по производству своих самолетов под эгидой «Антонова». Самым успешным (если можно так сказать) из серии этих попыток следует считать проект создания легкого транспортного самолета для Саудовской Аравии на базе Ан-132. Эта задумка предполагала развертывание серийного производства саудовской модификации Ан-132 на территории королевства, для чего предполагалось там же с нуля построить новый завод. Саудиты даже оплатили Украине создание демонстрационного образца крылатой машины. В итоге «Антонов» сорвал все утвержденные сроки выполнения работ, явив заказчикам совсем не то изделие, которое саудовцы украинцам заказывали — это «чудо» даже не смогло подняться в воздух!

Описанный пример во многом для современного украинского авиапрома показателен. Что-то подобное «саудовскому» варианту бойкие авиастроители Незалежной последовательно провернули в Индии, Турции, Китае и еще паре стран. Почему же все это громадье планов так и не привело к какому-то конструктиву?

Только буклеты и вялый ремонт

Для начала напомним, что весь технологический задел ГП «Антонов» основан на советских/российских требованиях и производственной кооперационной базе с РФ. Разрыв в 2014 году Киевом военно-технического сотрудничества с Москвой закрыл для «антоновцев» не только самый перспективный рынок, но и единственную доступную элементную базу. Проще говоря, с этого момента «Антонов» утратил возможность выпускать самолеты как полностью комплектные изделия. События 2014 года проделали такую брешь в номенклатуре необходимых «антоновцам» узлов и агрегатов, что решить эту проблему за счет импортозамещения, то есть замены российской элементной базы на западноевропейскую (своей базы у украинцев не имелось), оказалось возможным только в бодрых реляциях украинских СМИ. На практике же адаптация продукции «Антонова» под западные комплектующие подразумевала де-факто полное переконструирование самолетов с последующим полным же циклом новых испытаний и лицензирования.

Подобное «переформатирование» самолетов оказалось бы настолько ресурсоемким и дорогостоящим, что «Антонову» проще было свои самолеты создать заново с нуля. Но это оказалось невозможным, поскольку у «антоновцев» не имелось финансов (российский рынок-то был утрачен, а другого не было), да и конструкторский потенциал у госпредприятия тоже иссяк.

При этом конструкторско-производственные компетенции «Антонова» и их авиационные проекты потенциально были востребованы в экономиках развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, куда украинцы после 2014 года в поисках инвестиций и огромного растущего рынка постарались «зайти». Однако первоначально очень многообещающие проекты с Саудовской Аравией, Индией, Китаем «Антонов» успешно провалил. Инвесторы же увидели неприглядный «задний двор» украинского авиапрома, где обнаружились утраченные производственные и конструкторские компетенции, низкое качество работы, а также коррупция и обман партнеров. Словом, свой первый шанс «Антонов» упустил, а второго украинцам никто не даст.

К 2021 году украинский авиапром пришел без российской элементной базы и российского рынка, без западной элементной базы, с плачем по так и не обретенным рынкам стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, без производственных компетенций, без конструкторского потенциала, без денег, без перспектив. Единственное, чем сейчас способно заниматься ГП «Антонов», это печатать красивые рекламные буклеты и осуществлять вялый ремонт постоянно сокращающегося парка самолетов Ан.

Впереди неизбежный провал

И тут, как чертик из табакерки, в новостных лентах выскакивает анонс производства Ан-74 в Канаде! Даже в самых радужных мечтах этот проект смотрится как «гаражное» производство с «отверточной» сборкой. Но перспективы реализации выпуска Ан-74 даже в таком формате на канадской территории не выдерживают критики. Дело в том, что перспективы любого проекта вырастают из соотношения инвестиций и емкости рынка. Про инвестиции промолчим (известным шулерам согласится дать деньги только сумасшедший!), а вот про рынок скажем — его под украинские Ан-74 в Канаде просто нет. Более того, на «поляне», которую захотел занять «Антонов», в Канаде «сидит» канадская же компания Bombardier, переживающая сейчас не лучшие времена. С оглядкой на это представить, что кто-то в Канаде решит вложиться в налаживание производства украинского самолета, априори являющегося конкурентом продукции канадцев из Bombardier, решительно невозможно.

Вдвойне печально «канадский» проект «Антонова» смотрится на фоне отсутствия каких-либо вменяемых планов покупки самолетов «антоновцев» самой Украиной. По большому счету, сейчас «Антонов» располагает лишь мутным меморандумом имени министра внутренних дел Арсена Авакова о намерении закупить 13 самолетов Ан-178 и не менее мутном контракте на поставку 3 Ан-178 для ВСУ. С учетом того, что вслед за пафосным подписанием разных бумаг реального финансирования «Антонов» от Киева так и не получил, можно сказать, что украинское государство собственному авиапрому никакой поддержки не оказывает. То есть ГП «Антонов» по-прежнему «сидит у разбитого корыта», но рвется в Канаду. Сразу вспоминается цитата из прекрасного кинофильма «Обыкновенное чудо»: «Ну, куда вам сейчас в камушки?».

С вероятностью в 99% «канадский» проект «Антонова» ожидает типичная для всех таких украинских прожектов судьба. Сначала эффективная работа проукраинского лобби и дерзкий, агрессивный маркетинговый взлет. Затем, на этапе технической реализации — неизбежный провал.

Какие выводы можно сделать из сказанного? Умирающий украинский авиапром — это яркая ярмарка и праздник вечного завтра, которое никогда не наступит. Под грохот мнимых «перемог» «Антонов» растерял почти все советское наследие, не приобретя ничего взамен. Лишенный российского рынка и поддержки собственного государства, он не может надеяться на поддержку иностранных государств и завоевание рынков Запада, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. При таких обстоятельствах «канадский» проект «Антонова» — это уже откровенная торговля воздухом, а также неловкие ужимки ярмарочного ловкача, чьи выдумки граничат с мошенничеством.

Андрей Союстов, ФАН


Вернуться назад