ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > ЕС отказал Литве в финансировании «стены» на границе с Белоруссией
ЕС отказал Литве в финансировании «стены» на границе с Белоруссией12-07-2021, 12:26. Разместил: Око Политика |
Литва планирует потратить на укрепление границы с Беларусью примерно 42 миллиона евроПосол прибалтийской республики в Германии Рамунас Мисилюс полагает, что часть расходов должен взять на себя ЕС. Но пресс-служба Еврокомиссии уже предупредила: «Великую литовскую стену» Вильнюсу придется строить за свой счет. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Литва не будет Литвой, если не попытается монетизировать борьбу с режимом Лукашенко. Забор от мигрантов — это отличный повод попросить (или даже потребовать) дополнительные дотации из еврофондов. Почему бы нет? Несколько десятков миллионов евро на дороге не валяются. К тому же у Вильнюса есть «железный» аргумент. Рамунас Мисилюс правильно отмечает, что сама Литва нелегальных мигрантов не интересует. Через территорию прибалтийской республики они стремятся попасть в другие страны. Например, в ту же Германию. Забор на литовско-белорусской границе вроде как будет защищать от непрошеных гостей не только саму Литву, но и ее западных союзников. В стремлении продемонстрировать серьезность ситуации правительство Ингриды Шимоните распорядилось срочно начать строительные работы. А дальше должен был подключиться Евросоюз — проспонсировать возведение стены, как и положено, на 75%. Остается только гадать, почему Еврокомиссия отказалась выделять деньги на этот проект.
При этом в дополнительном финансировании как таковом Литве не отказывают. В той же Еврокомиссии добавляют, что прибалтийская республика может рассчитывать на дальнейшую поддержку, в том числе материальную. Но в том-то и дело, что деньги ей нужны именно на строительство стены. Это самое затратное из всего комплекса мероприятий по укреплению государственной границы с Беларусью. По оценкам Министерства внутренних дел Литвы, строительство стены может стоить примерно 15 миллионов евро. Сумма, конечно, смехотворная. Литовско-белорусская граница имеет протяженность 678 километров, вдоль нее должен появиться забор в два ряда с колючей проволокой и сигнализацией. И все это — за 15 миллионов евро? С другой стороны, для страны с населением менее 3 миллионов человек это все равно серьезные траты. Проект «Великой литовской стены» запускался с прицелом на европейское финансирование. Но власти республики допустили серьезный просчет: приступили к строительным работам, так и не договорившись о получении дополнительных дотаций. Теперь выясняется, что денег ЕК не даст, а стену строить придется. Переиграть ситуацию власти Литвы уже не могут. Вероятно, попытки заручиться финансовой поддержкой Евросоюза на этом не закончатся. Вильнюс попытается убедить своих западных союзников, что они тоже должны вложиться в строительство стены на границе с Беларусью. Почему нет? Аргумент «мы не финансируем стены» звучит странновато, ведь раньше ЕС охотно финансировал подобные проекты. Например, в 1993 году на европейские деньги была построена Сеутская стена, которая препятствует неконтролируемому наплыву нелегальных мигрантов и контрабандистов из Африки. Это действительно внушительный комплекс заградительных сооружений высотой 6 метров — с колючей проволокой, видеокамерами и даже датчиками шума. На Сеутскую стену Евросоюз денег не жалел, поскольку осознавал ее важность. В случае с Литвой все наоборот.
Даже если предположить, что против Литвы действительно ведется «гибридная миграционная война», масштабы у нее очень скромные. «Благодаря расследованиям, которые проведены в последние месяцы, видно, как работает вся эта схема, начиная от рейсов из Багдада в Минск каждую пятницу, потом остановка в гостиницах в Минске, принадлежащих структурам, связанным с господином Гуцериевым, затем транспортировка до границы «Центркурортом» — организацией, напрямую подчиняющейся белорусским властям, и далее уже собственно пересечение границы», — рассказывает эксперт литовского Центра исследований Восточной Европы Максимас Милта. По версии Вильнюса, Лукашенко специально завозит в Беларусь выходцев с Ближнего Востока, чтобы те потом осаждали литовскую границу. Видас Мачайтис — заместитель главы Службы охраны госграницы Литвы — связывал наплыв мигрантов с пассажирскими авиаперевозками по маршруту Багдад — Минск. Возникает вопрос: сколько нелегалов можно переправлять в столицу Беларуси с помощью этой схемы? Максимум пару сотен в неделю. Возможно, чуть больше, если добавить авиарейсы из других стран. Для того чтобы спровоцировать в Литве настоящий миграционный кризис, весь гражданский воздушный флот Беларуси должен заниматься перевозками иракцев и сирийцев. «Нелегальные мигранты сотнями идут в Литву», — с тревогой пишет местная пресса. Всего с начала года на территорию прибалтийской республики проникло порядка 1500 нелегалов. Западную Европу, которая пережила тяжелейший миграционный кризис 2015 года, эта цифра едва ли испугает. Ту же Германию беженцы штурмовали сотнями тысяч. Литва, между тем, отказалась помогать своему западному союзнику. «Германия в 2015 году забрала чуть ли не более миллиона беженцев краткосрочно фактически за несколько недель, считая, что их можно будет быстро распространить по Европейскому союзу. С тех пор эти беженцы сидят в Германии, и другие страны не проявляют солидарность с немцами», — отмечает немецкий политолог Александр Рар. Закон бумеранга сработал спустя шесть лет: теперь Литва ждет помощи от остальной Европы (в том числе от Берлина). Но Запад не уделяет должного внимания ее миграционным фобиям. Жалкие несколько миллионов евро на «Великую литовскую стену — и те не дают. Алексей Ильяшевич, Rubaltic.Ru Вернуться назад |