ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Северный поток — 2» — символ несостоявшегося «сдерживания России»
«Северный поток — 2» — символ несостоявшегося «сдерживания России»7-06-2021, 20:11. Разместил: Око Политика |
На самом деле, конечно, будем честны перед собой, сама по себе техническая стыковка первой нитки строящегося газопровода «Северный поток — 2» — событие вполне ожидаемое, можно сказать, в нынешних реалиях довольно будничное и вот уж совершенно точно ни с какого боку не сенсационное: его так и так ждали со дня на день
И строители, а также не так давно успешно вышедшая из-под американских санкций компания-оператор своих планов ни от кого как бы особенно и не скрывали.
И то, что об этом сообщил именно Путин и именно на ПМЭФ, этой «будничности и несенсационности» ничуть не отрицает. А только лишь подчёркивает скорее символическое, чем чисто техническое значение данного — в общем-то, где-то даже и претендующего в нынешних обстоятельствах на значение чуть ли не «исторического», кроме шуток, несмотря на свою нарочитую «будничность», — события. Ниже обязательно поясним почему, а пока несколько слов, так сказать, о «железе», благо оно этого самым безусловным образом заслужило.
Итак. Как заявил президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, прокладка труб первой нитки многострадального трубопровода Nord Stream 2 наконец-то успешно завершена. И что ничуть не менее важно, также на этой неделе обеспечена готовность российской линейной части газового маршрута в его сухопутной части. Вплоть до компрессорной станции «Славянская», которая и является отправной точкой нового газопровода.
Кстати, как констатировал Владимир Путин — газ на «Славянскую» на сегодняшний момент подан.
А это значит, что теоретически, как сообщил российский президент, «Газпром» будет «готов к заполнению газом «Северного потока — 2» (с) сразу же по окончании работ на морском участке. То есть, по словам Путина, опять же теоретически, для начала поставок газа по первой нитке «Северного потока — 2» необходимо около десяти дней (это вовсе не значит, разумеется, сразу предупреждаем особо нетерпеливых, что через десять дней газ по ней пойдёт, даже в тестовом режиме).
Причём, по свидетельству главы австрийской нефтегазовой компании OMV Райнера Зеле, там ещё осталось порядка 50 км, что совсем не так много. Тем не менее осторожный вице-премьер Александр Новак всё равно не спеша объявляет о полной готовности Nord Stream 2 к регулярным работам только до конца года. Соответственно, скорее всего, «контрактный» газ по обеим ниткам новой трубы до конца текущего года пойдёт вряд ли, что и неудивительно: там ещё довольно много как чисто технических, так и правовых работ.
Хотя, в принципе, — вот это вот теперь уже точно — не очень важно.
Технические подробности — и ничуть не более того.
Тут гораздо важнее другое: если, к примеру, для Европы, помимо понятного коммерческого значения, это был жизненно важный проект с точки зрения прежде всего энергетической безопасности субконтинента, то для России, опять-таки, кроме понятного чисто экономического интереса, это была ещё и возможность ещё раз доказать, что она в состоянии контролировать всю основную евразийскую торговлю. Несмотря на применение по отношению к ней откровенной «политики сдерживания» и насаждения на проблемных точках транзита — в данном случае транзита энергоносителей — плохо управляемых и безответственных «серых зон».
И теперь русские доказали, что они своими в том числе и трансконтинентальными транспортными коридорами эти «серые зоны» вполне способны самым банальным образом обойти.
У них достаточно для этого и средств, и технических компетенций, в том числе и в такой чувствительной области, как торговля энергоносителями. Причём даже в том случае, когда «серая зона» оказывается размером с целую страну Украину например — немаленькую, в принципе, и вполне себе европейскую как бы территорию.
Что уж тут про какую-то там Прибалтику говорить.
Таким образом, собственно, и получается то самое «символическое значение»: сам по себе «Северный поток — 2» отнюдь не так важен для России, как он, к примеру, важен для той же Германии, — с такими вещами, как собственная энергетическая безопасность, не шутят. Но если смотреть на этот проект как на некую «вишенку на торте», если хотите, то можно с лёгкостью убедиться, что обходящие нестабильные и не контролируемые русскими территории транспортных коридоров достраиваются сейчас отнюдь не только в области торговли энергоносителями.
Хотя и тут, помимо Nord Stream 2, есть ещё и просто Nord Stream, а также «Турецкий поток» и стремительное наращивание мощностей по производству СПГ: собственно, вся эта красота свидетельствует как раз о целенаправленном уходе транспортных коридоров от любых транзитных зависимостей от «третьих стран» за счёт диверсификации в том числе.
Причём, если говорить даже с точки зрения чистой логистики, то именно этот контроль, в том числе через цепочку стран-лимитрофов, большей частью осколков когда-то великой советской империи или её же, империи, восточноевропейских вассалов, и пытались у нас наши геополитические соперники перехватить.
В чём, кстати, нет ничего удивительного.
Если войны ХХ века были классическими «войнами за ресурсы и территории», то нынешние, в том числе и «гибридные», откровенно ведутся теперь ещё и за контроль над торговыми и транспортными потоками. Хотя, надо отдать должное, уже и в прошлом столетии то же несчастное государство Панама наши «заокеанские партнёры» грохали отнюдь не «за ресурсы» и даже не за права человека.
А «всего лишь» за Панамский канал.
Впрочем, всё это больше о «большой стратегии», но у нас есть вопросы и куда конкретнее: неслучайно такая отчаянная реакция на прогнозировавшееся, в принципе, событие случилась именно в Польше и на Украине.
Людей, в общем, вполне можно понять.
Это для «больших игроков», как бы отношения между ними ни складывались, окончание строительства даже не «первой нитки», а всего Nord Stream 2 — это вовсе не game over, а всего лишь очередной ход на «великой шахматной доске». Сейчас перегруппируются и продолжат свою нескончаемую партию: наивно тут думать, что кто-то тут и хоть в чём-то «окончательно» победил или проиграл.
Если тренд на восстановление Россией контроля над евразийскими транспортными потоками будет продолжен — а предпосылок для иного нет, не для того строили и портовую инфраструктуру на Чёрном море и Балтике, и «железку» вокруг Украины через Миллерово тянули, — то их роль именно в экономическом сдерживании Москвы оказывается вообще исчерпанной.
Вместе со служебной функцией, так сказать.
Что самое интересное, почти одновременно будет исчерпана их роль и в военном сдерживании нашей страны: если что, не дай бог, случится, то это не они, это их придётся «потенциальным западным союзникам» защищать — слишком уж, параллельно строительству Nord Stream и Nord Stream 2, видоизменилась и российская армия. Которой они настолько очевидно теперь не соперники, что об этом даже как-то не очень удобно и говорить. Нет, нужно отдать должное, пока они ещё представляют некий политический и прочий интерес, но и тут те же американцы всегда умели считать соотношение качества и цены. А как поступают с использованными и более не нужными лимитрофами из всемирной истории, к сожалению, довольно неплохо известно: в лучшем случае про них просто «забывают», давая возможность тихо и спокойно погружаться в патриархально-первобытное состояние. Но для этого лимитроф должен быть как минимум внутренне довольно стабилен, тих, послушен и ни бывших хозяев, ни их прошлых противников особенно сильно не раздражать. А лучше всего и вовсе не напоминать о себе, что явно не наш случай.
А в худшем случае — их просто утилизируют.
И я вот только прошу — не спрашивайте меня как.
Дмитрий Лекух, RT
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки
Вернуться назад |