ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Русское слово как дар
Русское слово как дар7-06-2021, 18:11. Разместил: Око Политика |
Давно, во время походов по картинным галереям и музеям я обратил внимание на то, что на каждом русском холсте, посвящённом природе, часто присутствует изображение православного храма
В перспективе, далеко, в окружении красивой зелени мелькают купола, маковки, колокольни – и православный крест. Его замечаешь, если внимательно всматриваешься в изображение. А дома, посады, амбары – всё сосредотачивается вокруг христианской церкви. Редко какой художник, живописующий русские просторы, не отразит в своём творчестве православную символику.
Русский культурный канон христоцентричен. Культура Древней Руси строилась на восприятии Бога и спасении души. И здесь следует отдельно сказать и о литературе. Писательский труд вдохновлялся и направлялся идеей священнического служения. Древнерусский писатель – это монастырский мыслитель, ушедший от светских искусов и осознававший всю меру своей ответственности перед словом, которое записывалось им на века. Слово древнерусского писателя и оратора дошло до нас в неповреждённом виде из глубины столетий. Оно дышит озарением народным. Поэтическое слово русского Средневековья подвигало на освободительную борьбу. И, конечно же, содержало в себе особые учительские смыслы. И вдохновляло на любовь – к ближнему, к Родине, к Богу.
Летописец Древней Руси часто исполнял роль отзывчивого сердца своего народа. Он искренне скорбел вместе с тысячами своих соотечественников при виде поля брани, густо устланного мёртвыми костями, на которые слетались чёрные вороны. И прозревал вместе с ними. Только наблюдая за разгулом гибельной стихии, русские князья и дружинники осознавали, к чему привели их самомнение и гордыня. И чрезвычайно важно для нас, современных читателей, что «Слово о полку Игореве» заканчивается именно покаянием главного героя, который в половецкому плену исповедуется специально вызванному для этого православному священнику. И только после осознания своих прежних грехов князь Игорь Святославич бежит при помощи половчанина Овлура, принявшего христианство и крещённого под именем Лавр.
И уже когда царь-преобразователь Пётр Первый жестоко, с наскока попытался подчинить своему влиянию русскую художественную культуру, первоначальные идеалы древнерусской словесности оказались отстранены. Культуру вынудили стать европоориентированной. Предыдущее наследие вдруг оказалось сброшенным с парохода современности, которым правил стальной самодержец, не привыкший останавливаться перед препятствиями. Но оно не исчезло, а сокрылось и сохранилось. Оно выдержало испытание галантным веком. Оно пережило новомодные увлечения сентиментализмом, дендизмом и прочими, не побоюсь так сказать, сорняками, которые были привнесены извне на почву русской словесности. И снова стало достоянием общественности, всколыхнув и взбодрив её после многолетнего инокультурного анабиоза.
Ведь именно по воле провидения уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», казалось бы, случайно была обнаружена в одной из северных обителей – Кирилло-Белозёрском монастыре на берегу Сиверского озера в годы, когда общество постепенно наедалось флюидами просвещения и погрязло в подражании общеевропейским ценностям. Эти произведения древнерусской словесности пережили пожары, потопы, вторжения иноверных захватчиков, небрежение потомков – и оказались в фокусе внимания в тот момент, когда блуждающий русский народ нуждался в них отчаяннее, чем когда бы то ни было.
И всё-таки увлечения сорняками не прошли даром. В первой трети XIX столетия «злонравия достойные плоды» расцвели пышным цветом. Появились люди с холодным сердцем, отказавшиеся от духовного развития и разменявшие лучшие молодые годы жизни на однообразные фуршеты с «сыром лимбургским живым», на ни к чему не обязывающие легковесные разговоры, принятые в бальном обществе, на составление бесконечных донжуанских списков. И это поколение с холодным сердцем можно было бы записать в потерянные, если бы не русская женщина из провинциальной глубинки, которая волею судеб оказалась в Москве – городе древнерусской воинской славы, вокруг которого в конце концов и выстроилась традиция отечественной государственности в новую эпоху.
Да, для реанимирования таких людей потребовалась пронзительная проповедь русской женщины. Так же, как Ярославна, глядевшая с высоких путивльских башен на главную дорогу, по которой должны были вернуться оставшиеся в живых воины Игоревой рати, своим искупительным плачем спасла мужа, так и Татьяна Ларина своей христианской любовью в ближнему наставила Евгения Онегина на тот путь, на который он так и не успел встать. Если бы Григорию Печорину в жизни встретилась такая же Татьяна Ларина, глядишь, не умер бы он в забвении и безвестности по дороге из Персии, растеряв всё, что у него когда-то в жизни было, а стал другим человеком с живой душой и мыслящим, чувствующим сердцем.
Александр Филей, Латвия
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки
Вернуться назад |