ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Долго ли будет пустым аэропорт Минска?
Долго ли будет пустым аэропорт Минска?26-05-2021, 15:06. Разместил: Око Политика |
За инцидент с самолетом Ryanair и арест находившегося на его борту оппозиционера Белоруссии придется заплатить миллиарды долларов. По крайней мере, такие оценки озвучиваются рядом экспертов, исходя из потерь, которые должна понести страна из-за прекращения авиатранзита и иных европейских санкций. Однако реальный ущерб Минска выглядит несколько по-другому
Европейские угрозы наказать Белоруссию за историю с бортом Ryanair (которую на Западе уже позиционируют как «организованное государством похищение») начали переход от слов к санкциям. «Белоруссия использовала контроль над своим воздушным пространством для того, чтобы совершить организованный государством угон самолета. А значит, безопасность полетов через белорусское воздушное пространство больше не гарантируется», – говорят власти Евросоюза и рекомендуют странам-членам устроить Минску воздушную блокаду. То есть отказаться не только от перелетов сквозь белорусское воздушное пространство, но и от авиасообщения с Белоруссией как такового.
Каменный век без авиасообщения?
И процесс уже пошел – ряд европейских авиаперевозчиков последовали этим рекомендациям, после чего председатель Евросовета Шарль Мишель с гордостью публикует у себя в «Твиттере» снимок за подписью «Европа в действии». На скриншоте с одного из сайтов – контролеров авиатрафика видно, что над территорией Белоруссии нет почти ни одного самолета.
Ряд оппозиционных аналитиков уверяют, что по режиму Лукашенко нанесен серьезный удар. «Уже вышел приказ по авиакомпании «Белавиа» о 50-процентном сокращении, за ним последуют аналогичные сокращения персонала аэропортов и диспетчерских служб. Это плюс к замороженной Евросоюзом финансовой помощи 3 млрд долларов. Это плюс к потерянным 50–70 млн долларов в год за пользование воздушным пространством. Как видим, европейский ответ быстрый, четкий и единодушный, а главное – разрушительный для белорусской гражданской авиации. Ведешь себя пещерным дикарем – будешь жить в каменном веке без авиасообщения», – пишет авиаэксперт Вадим Лукашевич. Другие специалисты предсказывают, что компания Belavia может потерять до половины своего дохода (который в 2020 году составил 210 млн долларов).
Однако настолько ли серьезен удар? На сегодняшний день ничего катастрофичного не произошло.
Во-первых, господин Шарль Мишель, наверное, долго ждал, чтобы сделать подходящий скриншот белорусского воздушного пространства без самолетов – ведь тотального бойкота не произошло. На утро 26 мая полеты «Белавиа» в свои авиагавани отменили Литва (до 30 июня), а также Великобритания и Франция (до 30 октября). Не такое уж и большое количество – в целом, по данным издания Bloomberg, у «Белавиа» 20 маршрутов в 17 стран – членов ЕС (из них четыре приходится на Германию).
Что касается транзита, то тут ситуация тяжелее. От перелетов через Белоруссию отказался целый ряд европейских авиакомпаний: AirBaltic, польская LOT, Lufthansa, нидерландская KLM, Iberia и т. д. Да, это потеря денег (по данным издания Bloomberg, Белоруссия получает от 245 до 770 евро за пролет самолета через ее территорию), однако европейские компании – не единственные, кто летает через Белоруссию. С 17 по 23 мая в воздушное пространство страны входило почти 3300 самолетов, 2630 из которых были транзитными бортами, принадлежащими 148 авиакомпаниям. Причем борты 55 из них пересекали территорию Белоруссии более десятка раз, и на них в совокупности приходится почти 80% всего воздушного транзита. Значительную часть этих 80% составляют российские авиакомпании, которые, естественно, продолжат летать через территорию Белоруссии.
Наконец, не исключено, что после европейской блокады «Белавиа» наконец-то откроет новые маршруты. «Призывы ряда стран Запада и их балтийских вассалов устроить воздушную блокаду Белоруссии – это еще один сигнал нашим друзьям в Минске: воздушная гавань в Симферополе открыта для вас», – заявил постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов.
Чтобы неповадно
Конечно, последствия будут куда серьезнее, если закрытие белорусского воздушного пространства и авиасообщения с этой страной будет тотальным – например, в случае соответствующего решения Международной организации гражданской авиации (заседание совета которой пройдет 27 мая). Однако у этой организации нет никаких оснований карать Белоруссию за историю с бортом Ryanair – ведь Минск действовал четко по всем инструкциям.
Так, в официальном заявлении компании Ryanair сказано, что белорусские диспетчеры «сообщили экипажу о потенциальной угрозе на борту и проинструктировали сесть в ближайшем аэропорту – в Минске».
В одной этой фразе как минимум две, мягко говоря, неточности – и это легко установить по опубликованным переговорам экипажа с диспетчерами.
Во-первых, ближайшим аэропортом как раз был Вильнюс. Во-вторых, никто не «инструктировал» экипаж садиться в Минске. Им предложили, рекомендовали это сделать, и командир воздушного судна (который и принимает решение в таких ситуациях) решил садиться именно в Минске, о чем сообщил диспетчерам. Причем, по словам руководства литовской полиции, решение о посадке в Минске было принято командиром воздушного судна именно после переговоров с компанией Ryanair.
Сотрудниками КГБ на борту вроде бы тоже не пахло. Ранее СМИ сообщали, что, помимо Протасевича и его девушки, с борта в Минске сошло еще четверо человек. Потом, после уточнения, их число сократилось до трех, однако на агентов КГБ или российской СВР (которую уже обвиняют в причастности к истории) они не тянут. Белорусские журналисты нашли эту троицу (парень и девушка из Белоруссии, а также один грек) и записали их признательные показания на видео. Выяснилось, что они должны были из Вильнюса все равно лететь в Белоруссию – и воспользовались неожиданной удачей для того, чтобы сократить свой маршрут.
Понимая, что реальных доказательств вины Белоруссии нет, западные страны призывают наказать Лукашенко хотя бы для того, чтобы другие боялись. «Угон самолета и похищение, совершенное режимом Лукашенко, создают опасный прецедент. Он будет внимательно изучен большими странами, которые заинтересованы в преследовании своих врагов за рубежом – в частности, Россией (ближайшим союзником Белоруссии), Китаем и Ираном… Ведь если маленькая Белоруссия смогла потребовать от самолета сесть в Минске, то что помешает Ирану приземлить борт в Тегеране, или русским – в Сибири», – пишет Financial Times.
Конечно, эти территории на всякий случай можно облетать, но Reuters посчитал, что если полет, например, из Японии в Европу пойдет в обход российского воздушного пространства, то его продолжительность увеличится на четыре часа.
Так что, считают западные эксперты, лучше и дешевле организовать демонстративное наказание Белоруссии для того, чтобы последствия этого наказания были изучены «большими странами» и те поняли, что Париж не стоит мессы.
Однако на пути этого предложения есть два момента. Во-первых, оно незаконно. Во-вторых, никакого прецедента Лукашенко не создавал. До истории с Ryanair самолеты насильно сажали (причем демонстративно насильно, с записанными на пленку угрозами применить боевую авиацию) Соединенные Штаты Америки в 2013 году и Украина в 2016-м.
В целом же последствия нынешней атаки на Лукашенко (а Евросоюз не ограничится запретом полетов – он намерен ввести не только санкции против «лиц, вовлеченных в похищение», но и против «бизнеса и экономических структур, которые финансируют этот режим») могут быть неприятными для самого ЕС. Ряд западных экспертов считают, что новая волна санкций никак не повлияет на позиции белорусской власти внутри страны и скорее толкнет ее еще сильнее в объятья России. 28 мая Владимир Путин в Сочи встречается с Александром Лукашенко, и, вероятно, западные партнеры сразу увидят первые результаты этого толчка.
Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета, ВЗГЛЯД
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки
Вернуться назад |