ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Сможет ли ГТС Украины функционировать в постоянном реверсном режиме при полном отказе «Газпрома» от транзита?

Сможет ли ГТС Украины функционировать в постоянном реверсном режиме при полном отказе «Газпрома» от транзита?


24-05-2021, 09:41. Разместил: Око Политика

Сможет ли ГТС Украины функционировать в постоянном реверсном режиме при полном отказе "Газпрома" от транзита?

 

После запуска «Северного потока — 2» Украина освободится от «Газпрома»

 

С появлением на минувшей неделе новости, что США намерены отказаться от санкций в отношении компании «Nord Stream 2 AG», Украина начала переходить к стадии принятия в вопросе о том, что газопровод «Северный поток — 2» (СП-2) все же будет достроен и запущен.

 

Все последние годы высшие украинские чиновники и люди, ответственные за газовую сферу, козыряли тем, как долго Украина не закупает российский газ. И вот к некоторым из них приходит осознание, что будет, когда Украина действительно не сможет виртуально приобретать российский газ через западные фирмы-«прокладки» — посредством его отбора из транзитной трубы, получая при этом от «Газпрома» оплату за фактически неосуществленную прокачку газа.

 

И мысли в связи с происходящим к ним приходят совсем невеселые. Ведь это сулит Украине не только новые финансовые потери из-за еще большего сокращения транзита газа (в нынешнем году он уже будет вдвое меньшим, чем в 2017-2019 годах), но и необходимость реально покупать газ в Европе и оплачивать его доставку до Украины. Плюс к этому добавляются интересные с технической и финансовой точки зрения вопросы доставки газа по территории Украины, а также содержания газотранспортной системы (ГТС).

 

Это тот самый случай, о котором говорится в пословице: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». Украинские власти смачно харкали туда много лет. Причем не только демонстративным отказом прямо закупать газ у «Газпрома», но и попытками вставить свои пять копеек в препятствование строительству СП-2, декларируемыми планами о кратном повышении стоимости транзита, судебными спорами, один из которых даже закончился грандиозной перемогой благодаря западным традициям «непредвзятого» их рассмотрения.

 

Теперь за все это придется заплатить сторицей. И возможна ситуация, когда минимальный российский транзит нужен будет уже не для того, чтобы на нем зарабатывать, а для того, чтобы украинская ГТС хоть как-то функционировала.

 

Любопытно, что отношение к СП-2 на Украине в устах чиновников прошло все стадии известной теории отношения к неизбежному американского психолога Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие (в модели речь шла об оглашенном пациенту смертельном диагнозе). Разве что последние две стадии слились воедино.

 

Еще более любопытно, что по той же модели на Украине развивалась ситуация с Крымским мостом. Сначала отрицался сам факт возможности его постройки. Позже был гнев по поводу участия в строительстве китайских и прочих иностранных компаний. Ближе к окончанию строительства произошел переход к торгу: он выразился в публикациях о том, что мост на самом деле не строят, а все демонстрируемое — съемки условного «Мосфильма». По итогу строительства была небольшая депрессивная фаза. А закончилось все принятием, правда, в извращенной форме: мол, «заберем мост вместе с Крымом и Кубанью».

 

Пропагандисты, конечно, продолжают петь прежние песни, которые далеки от стадии принятия. Например, «Укртрансгаз» до сих пор «переможно» считает количество дней отсутствия импорта газа из России, а упоротые издания даже празднуют юбилеи, опираясь на этот отсчет. При этом, кстати, «Укртрансгаз» уже второй год не занимается транзитом российского газа — после реструктуризации «Нафтогаза» это делает компания «Оператор ГТС Украины».

 

А ее глава Сергей Макогон на прошлой неделе заявил: «Я оцениваю прямые и косвенные потери Украины от запуска СП-2 в пять-шесть миллиардов долларов в год». И разложил их на составляющие: 1,5 миллиарда неполученной платы за транзит, два-три миллиарда — из-за необходимости покупать российский газ в Германии и транспортировать его оттуда, остальная сумма — неизбежные дополнительные субсидии государства из-за более дорогого газа.

 

Конечно, этот прогноз очень приблизительный, основан на варианте полного прекращения транзита и относится к 2025 году, когда перестанет действовать нынешний контракт, — до тех пор 1,5 миллиарда долларов «Газпром» будет платить Украине по формуле «качай или плати».

 

И все же с учетом того что финансовый результат «Нафтогаза» и «Оператора ГТС Украины» в сумме по итогам прошлого года оказался нулевым (убытки «Нафтогаза» были перекрыты прибылью «Оператора» от транзита), это означает, что после 2024 года газовая сфера Украины будет иметь финансовую дыру в пять-шесть миллиардов долларов, которую покрыть нечем.

 

И ведь еще вопрос: сможет ли в принципе украинская ГТС функционировать в постоянном реверсном режиме при полном отказе «Газпрома» от транзита? В условиях уничтожения значительной части промышленности и снижения потребления газа для его доставки в отдельные регионы может просто не хватить давления.

 

Второй вопрос: сколько будет стоить доставка газа по территории Украины?

 

И ведь все это не результат козней «Газпрома» и России, а логичный итог действий руководства украинского государства и его газовой отрасли. На протяжении 20 лет Украина отказывалась продать свою ГТС за приличные деньги, передать ее в совместное управление (хоть России и Украины, хоть России, Украины и Германии), регулярно бузила и пыталась шантажировать своим почти монопольным положением транзитера.

 

После Майдана все это приняло гипертрофированные формы — с демонстративным отказом напрямую закупать газ, шантажом на тему тарифов за транзит, назойливым препятствованием строительству СП-2 и судебными исками. Выигранные с помощью «западных партнеров» три миллиарда долларов оказались пирровой победой: они абсолютно несопоставимы с масштабами будущих потерь.

 

А пока велись споры вокруг СП-2, Россия построила «Турецкий поток», против которого Украина и не пискнула, не желая нервировать Турцию, которую почему-то считает своим союзником. Хотя, на самом деле, «Турецкий поток» для Украины даже опаснее: он уже отобрал транзит российского газа в Южную Европу в объеме более 30 миллиардов кубометров в год, для которого раньше Украина была единственным маршрутом. Хотя, разумеется, все эти годы на газовых схемах на Украине делались целые состояния.

 

Впрочем, глава «Газпрома» Алексей Миллер давно заявлял, что транзит в 10-15 миллиардов кубометров через Украину, скорее всего, останется и после 2024 года, в таком объеме он выгоден «Газпрому».

 

Правда, тут уже украинские эксперты сокрушаются, что прокачка 15 миллиардов кубометров газа убыточна для Украины. Они не задумываются, что речь будет идти не о получении прибыли, а о минимизации убытков и банальном функционировании ГТС: каждый поставленный кубометр газа с востока будет уменьшать на тот же кубометр необходимость реальной закупки и доставки газа с запада.

 

При прокачке 15 миллиардов кубометров Украина получит за транзит всего 500 миллионов долларов, чего явно недостаточно для содержания ее нынешней ГТС. Но зато сможет газ отбирать, а западным покупателям «Газпрома» замещать его путем покупки в Европе. Что совокупно с транзитными платежами минимизирует потери миллиарда на полтора.

 

Что же касается содержания ГТС, то Макогон заявил о планах ее сокращения в пять раз. Это даст экономию еще в миллиард, но уменьшит максимальные возможности для транзита с нынешних теоретических 146 миллиардов кубометров до примерно 30 миллиардов — причем навсегда.

 

Такой вариант не только сократит потери для Украины, но и решит для «Газпрома» проблему каких-либо ограничений со стороны Европы в использовании СП-2 и, возможно, снизит интерес США к провоцированию конфликтов между Украиной и Россией и внутри Украины.

 

Хотя дополнительные издержки для украинских потребителей газа неизбежны даже в этом случае.

 

Валерий Михайлов, РИА

 

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

 


Вернуться назад