Впоследнее время «дипломатическая борьба» между Россией и западным лагерем продолжает обостряться. В феврале Россия и Швеция с Польшей и Германией выслали дипломатов друг друга. В марте Болгария, Румыния и Италия также выслали российских дипломатов. С 15 апреля Польша, Чехия, Украина и другие западные страны вслед за администрацией Байдена объявили о высылке российских дипломатов, что неизбежно в скором будущем вызовет ответную реакцию Москвы.
Ухудшение американо-российских отношений является основным фактором эскалации дипломатической борьбы между Россией и Западом. С приходом к власти Джо Байден не только рассматривал Россию как главную угрозу безопасности, но и постоянно «преследовал» ее по таким вопросам, как «демократия, свобода и права человека». В отличие от прагматичной внешней политики администрации Дональда Трампа, администрация Байдена вновь подняла знамя ценностной дипломатии, пытаясь с помощью акцента на «демократии, свободе и правах человека» восстановить трансатлантическое партнерство. Страны Центральной и Восточной Европы, когда-то входившие в Организацию Варшавского договора, в разной степени испытывают «страх перед Россией», а также придают значение так называемой ценностной дипломатии. Реальность показывает, что борьба системы ценностей Байдена против России получила разную реакцию со стороны европейских союзников. Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам генерал-майор ФСБ России в отставке Владимир Джабаров заявил, что за высылкой российских дипломатов из многих европейских стран могут стоять Соединенные Штаты.
Итак, каковы последствия эскалации дипломатической борьбы между Россией и странами Запада? Во-первых, конечно, это помешает улучшению отношений и сотрудничеству между США и Россией. Хотя Байден утверждал, что новое демократическое правительство США вернется к «мультилатерализму», это по-прежнему мультилатерализм только в отношении западных стран, и его политика все еще сосредоточена на интересах Соединенных Штатов и поддерживает международные нормы, основанные только на западных ценностях. В своих отношениях с Россией США придерживаются избирательного «мультилатерализма». В области «демократии, свободы и прав человека» по-прежнему главной остается борьба, а санкции и изоляция России сменили терпимость и диалог с ней. 13 апреля Байден в ходе телефонных переговоров выразил желание встретиться с Владимиром Путиным, а 15 апреля объявил о высылке российских дипломатов. Трудно представить, чтобы подобная политика США, которая заботится только о собственных интересах, могла действительно способствовать сотрудничеству со стороны Москвы.
Во-вторых, дипломатическая война между Россией и Западом влияет на региональную безопасность. С начала 2021 года обстановка на востоке Украины продолжает обостряться, а режим прекращения огня в Донбассе, о котором больше года не было вестей, нарушился. С марта Украина и НАТО обвиняют Россию в наращивании войск и проведении тактических инспекций в приграничных районах вблизи Украины. НАТО также постоянно проводит крупномасштабные военные учения на Балканском полуострове и в Черном море. Отношения между Россией и НАТО становятся все более напряженными, и вероятность совершения непроизвольного выстрела возрастает.
В-третьих, отношения между Россией и Европейским союзом продолжают терять жизнеспособность. После окончания холодной войны Россия и Евросоюз установили относительно тесные экономические связи и поддерживали политические отношения, основанные на сотрудничестве. Россия обеспечивает ЕС 1/3 природного газа и 1/4 сырой нефти, а ЕС предоставляет России высокие технологии, рынок сбыта и инвестиции. Россия и Европа также поддерживают сотрудничество по таким глобальным вопросам, как мир на Ближнем Востоке, ядерное разоружение и изменение климата. Правительство Путина совместно с некоторыми странами Евросоюза проложило подводный газопровод «Северный поток — 1» и строит «Северный поток — 2».
Однако с тех пор, как Байден пришел к власти, отношения ЕС с Россией начали ухудшаться, усилились антироссийские голоса в странах Центральной и Восточной Европы, что превратилось неизбежные помехи дальнейшему развитию сотрудничества России и Европы. Как сообщается, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий в недавнем интервью заявил, что с учетом недавних «антироссийских» инцидентов возможно обсуждение возможности выхода России из Совета Европы, особенно из Парламентской ассамблеи (ПАСЕ).
Одна из причин эскалации дипломатических разногласий между Россией и западным лагерем заключается в том, что США придерживаются «избирательного мультилатерализма», а не истинной многосторонности. Подлинный мультилатерализм означает, что страны в международных делах уважают друг друга и проводят консультации на равноправной основе, противодействуют настойчивому стремлению одной страны действовать по-своему и относиться к другим странам по-разному. С одной стороны, вводить санкции в отношении других стран и высылать их дипломатов, а с другой, — заявлять о необходимости сотрудничества — подобного рода «двуличная» деятельность не принесет реальной позитивной энергии международному сообществу. Независимо от размера страны поддержание необходимого взаимного уважения и диалога является политической основой сотрудничества.
В третьем десятилетии XXI века глобальные проблемы, стоящие перед миром, только увеличиваются. В этом контексте крупные державы должны особенно выполнять свои политические обязательства, отказаться от политики односторонних действий и мышления с нулевой суммой, поскольку самый лучший выбор для ведущих держав — это с помощью открытости и коллективного подхода совместно реагировать на глобальные вызовы.
Чжан Хун (张弘) — научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.