ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Западные организации усиливают прессинг в отношении Узбекистана

Западные организации усиливают прессинг в отношении Узбекистана


16-04-2021, 09:35. Разместил: Иван1234567

16.04.2021 

Западные организации усиливают прессинг в отношении Узбекистана

«Провокации и информационные вбросы, которые можно напрямую проследить, являются «ответом» на четкий сигнал Узбекистана, что в стратегической перспективе страна намерена вступить в ЕАЭС. Эти «звоночки» означают, что для США (и коллективного Запада в целом) движение Узбекистана в сторону ЕАЭС является не самым приемлемым сценарием», – директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» Бахтиёр Эргашев рассказал Ia-centr.ru о причинах изменений в отношениях Узбекистана с внешними партнерами в преддверии важного события для страны – президентских выборов-2021.

 

Источник: Эргашев: Западные организации усиливают прессинг в отношении Узбекистана

 

– Как складывается внутриполитическая ситуация в Узбекистане за шесть месяцев до президентских выборов?

– Центральная Азия находится на стыке трех формирующихся глобальных центров силы XXI века, которые составят основу многополярного мира. Регион граничит с Россией, Китаем и Индией. Уже в силу этого Центральная Азия, а значит и Республика Узбекистан, которая занимает центральное географическое положение, единственная граничит со всеми странами региона («плюс» с Афганистаном), будут вызывать интерес у США, стран Европейского союза и Великобритании. Так как последние находятся в конкурентных отношениях с формирующимися здесь центрами силы.

 

В частности, ЕС заинтересован в том, чтобы активно участвовать в процессах в регионе и иметь определенное влияние на эти процессы. В 2019 году Евросоюз принял новую стратегию «Европейский Союз-Центральная Азия». Центральное понятие в этом документе – «connectivity» (транспортная, энергетическая, информационная связанность). Для них регион Центральной Азии представляется «мостом», связующим элементом между Европой, растущим Китаем и Юго-Восточной Азией в целом.

 

США тоже приняли новую стратегию по отношению к Центральной Азии. В новых положениях, по сравнению с прошлыми программами и заявлениями чуть меньше говорится о правах человека, свободах и др., а делается больший акцент на экономические аспекты.

В частности, США ищет возможности для снижения влияния китайской инициативы «Пояса и Пути», его торговой, инвестиционной и политической значимости для региона и предлагает свои инициативы.

В целом, роль и значение региона Центральной Азии как арены столкновения интересов глобальных центров силы в условиях возрастающей конкуренции между КНР и США – усиливается.

 

На фоне этого противостояния и противоборства глобальных держав на пространстве Центральной Азии, в октябре 2021 года в Узбекистане запланировано проведение президентских выборов. К значимой дате Узбекистан подходит имея за собой пять лет руководства страной Шавкатом Мирзиёевым в качестве президента-реформатора, автора стратегии реформ, затрагивающих все сферы жизни в стране – экономическую, политическую и социальную.

 

Сегодня данные реформы находятся на разных стадиях. Так, часть из предложенных экономических реформ пока не дали серьезных результатов, которые могла бы ощутить каждая семья в Узбекистане. Экономические реформы – на стадии развертывания. И это понятно, так как переход от одной экономической модели к другой не дается так легко и быстро.

 

Есть определенные проблемы в системе государственного управления, обеспечения более эффективной работы по противодействию внешним и внутренним шокам. В условиях, когда реформы уже начаты, но еще не дали реальных результатов, Узбекистан сделал первый шаг к ЕАЭС. Страна в конце 2020 года получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Это стало серьезным знаком того, что Узбекистан и дальше будет идти в этом направлении. Узбекское руководство не скрывает: получение статуса – только первый шаг на пути более активного интегрирования Узбекистана в ЕАЭС.

 

В этих условиях геополитические конкуренты России, в первую очередь, США, воспринимают возможность расширения ЕАЭС за счет вхождения Узбекистана как движение со знаком «минус». Так как с первого дня создания Таможенного союза в 2010 году (предтечи Евразийского союза) для Вашингтона было важно, чтобы постсоветские страны, страны Центральной Азии в том числе, не были включены в орбиту региональных союзов, которые формирует Россия.

 

Мне кажется, что целый ряд провокаций и информационных вбросов, которые можно напрямую проследить – являются «ответом» на четкий сигнал Узбекистана, что в стратегической перспективе страна намерена вступить в ЕАЭС. Эти «звоночки» означают, что для США (и коллективного Запада в целом) движение Узбекистана в сторону Евразийского союза является не самым приемлемым сценарием.

 

– О каких провокациях вы говорите?

– Их было несколько. Их путь – от первоначального вброса до широкого распространения в Интернете, социальных сетях легко проследить.

Это, в первую очередь, информация о якобы «президентском дворце» на востоке Узбекистана, которая была вброшена «Радио «Озодлик» (филиал «Радио «Свободы» в Узбекистане, в Российской Федерации организация признана иноагентом). Новость активно раскручивали, прежде всего через радио «Озодлик». Вброс во многом дал нулевой эффект, но осадок же остался.

 

Параллельно с этим наблюдается активизация «политических мумий» – людей или групп, которые с начала 90-х годов убежали за границу: в США, Турцию, Европу – отсиживались там все эти годы. 

Я имею в виду Демократическую партию «Эрк», партию «Бирлик» и ряд других мелких групп. Они сейчас мало кому известны и интересны в Узбекистане, но их пытаются реанимировать и «вбросить» их в предвыборную гонку – этот расклад может создать определенные линии напряженности в обществе.

Все эти события сопровождается усиливающимся прессингом западных организаций и структур в отношении Узбекистана в таких вопросах, как защита прав ЛГБТ-сообщества, продвижение ювенальной юстиции, политизация вопросов феминизма, защиты прав женщин, деятельности нетрадиционных для Узбекистана религиозных организаций под предлогом свободы совести и вероисповедания. 

 

Идет четко прослеживаемый процесс манипулирования определенными, зачастую маргинальными, но активными в соцсетях, группами людей в Узбекистане. И цель одна – создать в стране определенную политическую напряженность.

И я убежден, что эти «предупредительные выстрелы в воздух» звучат по причине того, что Узбекистан движется в направлении ЕАЭС. Как аналитик я исхожу из того, что вступление Узбекистана в Евразийский союз – стратегический выбор государства. Просто в силу того, что из трех основных внешнеторговых партнеров Узбекистана – две страны (Россия и Казахстан) входят в ЕАЭС. Но при этом я стою на той позиции, что необходимо эволюционное, постепенное вхождение Узбекистана в Евразийский союз. Государству, находящемуся в самом разгаре реформ с пока неясными результатами, торопиться в этом процессе не стоит. В ближайшие годы нам хватит статуса страны-наблюдателя.

 

В РУз должны быть реализованы цели первой стадии политических и экономических реформ, их должны ощутить граждане, бизнес, экономика страны в целом. Только после этого, уже на качественно новом этапе развития Узбекистан может входить в данное интеграционное объединение.

 

– Как изменится внешняя политика Узбекистана после проведения президентских выборов-2021 в отношении США, стран ЕС и Великобритании?

– Если действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев примет участие в выборах, и они состоятся намеченные сроки – он победит. Я уверен в этом на 100%. Последуют ли после выборов «оргвыводы» в отношении некоторых зарубежных партнеров, через различные механизмы вмешивавшихся в выборы – вопрос открытый.

 

В целом, та внешняя политика, которой придерживался и придерживается Узбекистан – политика сбалансированной равноудалености от глобальных центров силы, с небольшими изменениями, но сохранится.

Элементы конкуренции на центральноазиатском поле были, есть и будут. Страны региона должны понимать, что являются объектами воздействия внешних сил.

 

Республике Узбекистан так или иначе придется вести диалог по разным вопросам – от ситуации в Афганистане до объема инвестиций с теми же партнерами из США. Мы будем с ними работать даже несмотря на то, что им не нравится движение государства в сторону Евразийского экономического союза.

Всем глобальным центрам силы придется принять выбор Узбекистана. Узбекистан суверенен в этих вопросах и будет действовать, исходя их своих национальных интересов, а не из «намеков» внешних партнеров.

 

– По каким темам могут быть сделаны информационные вбросы в течение полугода до президентских выборов в Узбекистане?

– Выбор очень большой. Создать провокационный информационный повод, распространять недостоверную информацию и поддерживать интерес к темам на протяжении определенного времени на сегодняшний день – не составляет большого труда. Есть отработанные технологии информационной работы, люди, специализирующиеся в этой сфере, есть сети распространения информации.

 

Сейчас я наблюдаю усиление такой информационной активности в Узбекистане. Вполне вероятно, что подобные провокации продолжатся. По крайней мере, мы, думаю, скоро увидим еще два-три вброса, подобных информации о якобы «президентском дворце» в Узбекистане. Ранее похожая информационная кампания разворачивалась и для российской аудитории.

 

Вероятными темами провокаций в Узбекистане могут стать повестки:

 

– вступления в ЕАЭС;

– строительства АЭС в партнерстве с Росатомом. Этот проект серьезный раздражитель для тех стран, которые не хотели бы сближения Ташкента и Москвы;

– положения трудовых мигрантов из Узбекистана в России;

– нахождения в так называемых «лагерях перевоспитания» в СУАР КНР этнических узбеков и так далее.

Нужно отметить, что несмотря на информационные провокации, Узбекистан остается устойчив к внешним воздействиям.

Например, вопрос вступления РУз в Евразийский союз не расколол общество. Хотя определенными внешними силами предпринимаются подобные попытки. Этот сложнейший вопрос обсуждался в Узбекистане во время парламентских выборов два года назад. И он не стал фактором раскола. Были дискуссии в экспертной среде и среди населения, но жестких разделительных линий или признаков раскола не наблюдалось.

У страны есть запас прочности – в экономике, в военной сфере и так далее. И, самое главное, в Республике Узбекистан сохраняется единство в обществе, что позволяет РУз чувствовать себя уверенно. Государство слабеет, если нет этого общественного единства по основополагающим вопросам, а Узбекистану подобный сценарий не грозит.


Вернуться назад