Сейчас периодически появляются информационные вбросы о том, что Армения может признать независимость Нагорного Карабаха, особенно если будет угроза его захвата Азербайджаном, или если это поможет решить проблему этой территории. Для двух разных ситуаций предлагается одно решение. О чём это говорит?
Армения понимает, что признание НК – это не только скандал и эскалация конфликта, но и срыв переговоров с возвращением войны при невыгодном сценарии и потерей сочувствия Европы. Если ЕС с этим согласится, то потребуется согласиться с признанием России независимости Абхазии и Южной Осетии, не говоря уже о Крыме и Донбассе. Кроме того, это ссора с Азербайджаном – поставщиком газа и нефти на Запад.
Побочный эффект – рост влияния Турции на Азербайджан и крах проевропейского лобби в этой республике. Армения с точки зрения Запада не стоит таких денег, и потому никакого признания НК Арменией не будет. По всем нормам международного права НК – территория Азербайджана, населённая армянским этническим большинством и с помощью третьего государства ушедшее в сепаратизм. О резне и погромах армян в Степанакерте в 1988 году уже никто в Европе не вспоминает.
Все попытки поговорить о признании Арменией НК – это зондирование почвы, пропаганда и лёгкий шантаж, легко узнаваемый и потому бесполезный. Признание НК создаст Армении так много проблем, что нынешние трудности покажутся идиллией. Реальность в том, что по-настоящему решать проблему НК не хотят ни Азербайджан, ни Армения. Иначе были бы найдены способы гарантировать безопасность армян в Карабахе в обмен на возвращение территорий Азербайджану.
Настоящие цели Армении и Азербайджана далеки от декларируемых. Как ни странно, конфликт в Карабахе помогает легитимации всех армянских и азербайджанских элит, не справляющихся с экономическими и социальными проблемами. Ведь если тему Карабаха снять, то консолидировать электорат будет нечем – националистическая повестка уступит место социальной, а это автоматически ведёт к смене элит.
Причём. с утратой позиций националистами ослабеют рычаги давления на местные элиты и у Запада. Сейчас он воспринимается как ресурс в войне, а если это убрать, то останется лишь функция донора, которую Запад принимать вовсе не намерен. Это повлечёт разочарование в европейском векторе и усиление вектора российского и иранского. Не выгодно ни Западу, ни нынешним элитам, сидящим на западных грантах.
Признание Карабаха в долгосрочном периоде размывает экономическую базу нынешних армянских элит, хотя внешне кажется, что это укрепит их положение. В Армении – да, а вот на Западе – нет. И потому Армения никогда на это не шла раньше, и не пойдёт теперь. Карабах остаётся заложником властных амбиций элит Армении и Азербайджана, и потому конфликт можно притушить, но не разрешить.
Без Карабаха Алиев и Пашинян не смогут объяснить электорату, почему именно они нужны в качестве президентов своих республик. А Запад не сможет объяснить, почему он должен играть решающую роль в их политике. Если бы Карабаха не было, его пришлось бы выдумать. Он слишком многим выгоден, чтобы от него отказаться.
То есть, как мы видим, к сожалению, проблема Карабаха не имеет ни армянского, ни азербайджанского варианта решения. Только российское. Только вхождение в состав России поможет жителям этой земли снова жить в мире и согласии, не опасаясь за свое будущее, угрозы бегства и разрушения своих домов или актов геноцида. Для этого достаточно в Арцахе провести референдум, на который вынести один вопрос - "В составе какого государства Вы хотели бы жить?" и три варианта ответа - "в России", "в Армении" и "в Азербайджане".
Этот вариант решения проблемы Карабаха поможет и правящим элитам Азербайджана и Армении сохранить лицо, и не доводить дело до гибельной для обеих государств войны. А Россия навсегда закрепится в регионе, гарантируя безопасность и Армении, и Азербайджану.