ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Мода и стереотипы: почему часть россиян видит кругом Россию прошлого
Мода и стереотипы: почему часть россиян видит кругом Россию прошлого30-09-2020, 11:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Представления большинства россиян о собственной Родине застряли на уровне 90-х или начала нулевых годов. Тем не менее вокруг нас произошли колоссальные изменения.
Нередко в общении с моими далёкими от политики друзьями я бываю обескуражена их устаревшими убеждениями относительно нашего государства. Они будто бы живут в информационной повестке если не 90-х, то хотя бы нулевых годов.
«Да у нас экономика слабая!» — говорят они. И я отвечаю им, что на сегодняшний день Россия – шестая экономика в мире, а скоро должна стать пятой. Такова цель, обозначенная нашим руководством.
«Ой, ну и что! Все богатства у олигархов, а люди все нищие!» — не сдаются они. И я показываю им рейтинг стран по уровню бедности, где Россия – одна из самых благополучных стран!
«Да всё за счёт нефти и газа! У нас наука отсталая!» — не сдаются они. И я рассказываю им про снижение доли нефти и газа в структуре доходов бюджета, про разработки экзоскелетов, ракетных технологий, лазеров, собственной электроники… Ну а про первую в мире вакцину от коронавируса уже и без меня все знают.
Я вижу, с каким трудом новые знания пытаются встроиться в их мировоззрение. Они зависают, а потом говорят: «Правда? Спасибо! А я-то думал(а), что у нас всё плохо!»
Люди, далёкие от актуальных инфопотоков, живут в какой-то совершенно иной информационной среде. Она сильно инертна, она отстаёт.
Убеждения – это всего лишь определённая мода. Мода, как известно, создаётся в мастерских гениальных кутюрье, затем спускается к селебрити, затем к трендсеттерам, и только лет через 10 становится понятной всем, и мы видим её отжившие тренды на улицах на каждой второй студентке.
И это объяснимо. Жизненный цикл какого угодно продукта развивается по давно описанным законам. Это разработка, внедрение, рост, стабилизация, упадок. Большинство «одобряют» продукт только тогда, когда он уже порядком намозолил глаза. Это всем известно, всем привычно с точки зрения маркетинга. Но те же стадии проходят и информационные «продукты» — государственные идеологии, стереотипы, убеждения.
Разработкой информационного повода в широком смысле, разработкой идеологии занимаются единицы. Это чиновники высшего уровня, национальные лидеры – те люди, которые формируют цели и разрабатывают дорожные карты их достижения. Это ньюсмейкеры, которые пишут историю не пером, но своими делами и решениями.
Наши национальные проекты, глобальные цели нашей страны, которые даже не всем обывателям известны (а часть из них ещё и секретна) – это как раз то, что сформирует информационную среду будущего. Лет через 15-20 у всех будет на слуху то, что сейчас рождается в кабинетах.
А те стереотипы, которые распространены в нашей стране сейчас, которые «носят» мои друзья, далёкие от информационных потоков, были сформированы как раз 15-20 лет назад. Это отражение ТОЙ эпохи. Ушедшей. Почему так? Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к жизненному циклу продукта.
После разработки идёт внедрение. На этапе внедрения «новинку» подхватывают самые продвинутые потребители, которым важно быть на острие прогресса, которые не боятся пробовать что-то новое, а даже стремятся к этому. У них есть доступ к таким новинкам в самом широком смысле. Так, например, лет 20 назад мобильный телефон был продуктом, который могли себе позволить только те, у кого хватает средств. Сейчас это настолько распространённая вещь, что предполагается, что она есть у каждого, даже у ребёнка.
Но вот доступ к информационным «новинкам» зависит не от денег. Они передаются непосредственно тем, кто будет внедрять их в жизнь. Вот задали нацпроект освоения Арктики – донесли информацию до тех, кто будет этим заниматься. Сейчас госкомпании и частные формата B2G, которые в состоянии потянуть исполнение такого проекта, обрабатывают информацию о субсидиях, изучают местность, делают аудиты бизнес-планов, чертежи, ведут подробную геологоразведку и много чего ещё.
Рядовому потребителю это знать и не надо, и не хочется, и нет времени на изучение. Ну разве что если это твоя сфера интересов, хобби. У многих в голове в самом лучшем случае осталось «будут осваивать Арктику». А для подавляющего большинства этой новости даже не существовало.
Через десятки лет в их сознание войдёт то, что плавучие АТЭС отапливают самые северные регионы нашей страны, что там есть высокооплачиваемая работа, развитая инфраструктура, там проходит Северный морской путь, идёт активное развитие региона, там можно неплохо жить и зарабатывать. Информация станет для них реально доступной и понятной. Это и будет стадией роста и стабилизации, на которой информацию, появившуюся как проект ещё 5-10 лет назад, подхватят те, кто чуть дальновиднее других.
У истоков информационных продуктов стоят единицы, их внедрением занимаются десятки, и эта горстка людей реально живёт в современной повестке. Бизнес формата B2B, работающий с B2G, а также журналисты, подхватят информационные тренды гораздо быстрее, потому что работа так или иначе заставит узнать новости.
Остальные 98% людей, живущие своей размеренной жизнью, отстают от информационной повестки на 10-20 лет. Последними узнают о том, что в стране происходит какое-то развитие те самые диванные критики.
Что же такое упадок для информационного продукта?
Его тоже легко увидеть на примере. «Утратили все полимеры», «Прости нас, Юра!», «Заводы пустые стоят», «Нищета кругом» — это все те убеждения, которые сейчас переживают упадок. Да, в 90-е годы именно так всё и выглядело, в нулевых это ещё не утратило актуальности, хотя зёрна грядущего подъёма уже были брошены в землю. Прошло 20 лет, и эта повестка стала уделом самых закоренелых ретроградов.
Да, в неё пытаются вдохнуть жизнь при помощи информационных иноагентов, чья цель накачивать информационное поле негативом, но, если честно, это работает всё хуже и хуже, потому что настойчиво игнорировать реальность способны только глубоко невротичные особи, а их всё же не так много.
Окружающий нас мир постоянно меняется, и необходимо оперативно корректировать своё восприятие и представление о нём.
Вернуться назад |