ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Конфликт вокруг белорусской «префектуры Карафуто»
Конфликт вокруг белорусской «префектуры Карафуто»24-09-2020, 12:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Удивительный человек польский католический архиепископ-митрополит Тадеуш Кондрусевич, который в 2002–2007 годах возглавлял архиепархию Матери Божией с центром в Москве. Всегда и везде он умудряется создавать проблемы политического характера.
Сегодня создает их Белоруссии, но прилично в свое время отметился и в России. Как только он был назначен председателем Конференции католических епископов Российской Федерации, сразу же инициировал и добился появления на Курилах и Сахалине церковно-административной структуры, вызвавшей волну возмущения и негодования в России. Возмутило название этой структуры ― «префектура Карафуто». Зачем это было сделано, до сих пор остается загадкой. Какую цель при этом преследовал Ватикан, намеренно осложняя отношения с Россией и не имея при этом никакой политической выгоды от явно восторженной реакции на этот шаг со стороны японских реваншистов? Нет другой причины, кроме извечного стремления поляков хоть чем-то насолить России (Кондрусевич ― этнический поляк, поляком был и Иоанн-Павел II, принимавший окончательное решение по «префектуре Карафуто» и назначению Кондрусевича главой Римско-католической церкви России). В то время я возглавлял в МИДе отдел по связям с религиозными организациями и был вынужден вплотную заниматься этой проблемой. Суть ее я изложил в недавно вышедшей книге «Ватикан ― моя любовь, моя война». Вот отрывок из нее, посвященный тем событиям: «Для любой нормальной, уважающей себя страны одной выходки Святого Престола с ‟префектурой Карафуто» было бы достаточно для разрыва всяких отношений (для тех, кто не знает, о чем идёт речь, напомню: ‟префектурой Карафуто” называлась южная часть острова Сахалина и Курильские острова в период, когда они входили в состав Японии). Чтобы избежать любых двусмысленностей, Ватикан разместил на сайте Католической церкви в России географическую карту, где четко обозначил границы одной из своих религиозно-административных единиц на территории Российской Федерации, которую также назвал ‟префектурой Карафуто”, а её границы, естественно, совпали с историческими границами японской префектуры Карафуто. Так незатейливо Ватикан высказался по поводу японских претензий на Курильские острова. Чего там Курилы? Забирайте и пол-Сахалина. Нам не жалко. Реакция на Дальнем Востоке на эти действия Ватикана была обостренной. В МИД России, в Государственную думу, в Администрацию президента России стали поступать письма с возмущением от жителей этого региона. Мне было поручено составить заявление по этому поводу от Министерства иностранных дел. В результате согласований с юристами и заинтересованными департаментами вышел довольно сбалансированный документ. В нем отмечалось, что МИД России расценивает использование в титуле католического епископа несуществующего названия территории как недружественный акт и вмешательство во внутренние дела Российской Федерации. Давалось разъяснение, что в официальном титуле католического епископа Ежи Мазура используется наименование ‟Апостольский администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто”. Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905–1945 гг.) в качестве её территориально-административной единицы. Было обращено внимание на то, что наименования географических объектов Российской Федерации охраняются государством и произвольная замена Святым Престолом одних географических названий другими недопустима и может рассматриваться как неуважение к законам Российской Федерации. Отмечалось, что разъяснения, данные на этот счет в печати представителем Римско-католической церкви на уровне приходского священника, МИД России считает неубедительными и недостаточными. В России реакция на это заявление МИДа была довольно бурной и продолжительной. Прошли митинги протеста в ряде городов Дальнего Востока. На пленарное заседание Госдумы был вынесен к рассмотрению вопрос ‟Об обращении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В. В. Путину о деятельности Римско-Католической Церкви на территории Российской Федерации”. Депутат Виктор Алкснис предложил запретить деятельность епархий Католической церкви в России, поскольку ‟действия Римско-Католической Церкви представляют угрозу целостности Российской Федерации”. Председатель Конференции католических епископов России (KKE) митрополит Тадеуш Кондрусевич в письме в Комитет по регламенту призвал депутатов не рассматривать вопросы и проекты постановлений, ‟основанные на заведомо недостоверных данных”, и что ‟к сожалению, предложение депутата и подготовленный им проект постановления основаны на неверной информации, взятой с неофициального сайта «Католическая Церковь в России»”. Среагировала и прокуратура, потребовавшая объяснений у руководства католической епархии. Ватикан занял выжидательную позицию и среагировал только через полтора месяца, когда последовали выдворения из России католических священников (5 апреля выдворен первый, а уже 10 апреля 2002 года Государственным секретарем кардиналом Анджело Содано подтверждено, что ‟Префектуры Карафуто” не существует, есть ‟Южно-Сахалинская Префектура”). Копия решения госсекретаря была представлена в прокуратуру Сахалинской области. Третье выдворение последовало в сентябре 2002 года. С началом этой кампании Ватикан очень серьёзно обеспокоился. Последовали официальные заявления со ссылкой на обязательства России перед ОБСЕ, личные послания Папы В. В. Путину. А мы никак на них не реагировали. Но ватиканскому руководству впервые в постсоветской истории было ясно дано понять, что его недружественные выходки терпеться больше не будут. Сделал ли Святой Престол должные выводы? Думаю, что да». «Префектура Карафуто» была создана Ватиканом сразу после преобразования апостольской администратуры в ранг полноценной архиепархии, назначения Кондрусевича её ординарием и возведения его в сан архиепископа-митрополита. Роль его во всей этой истории очевидна. Как очевидно и то, что неприятности тогда он создал не только России, но и Ватикану. Тем не менее перевести его с московской кафедры в Белоруссию римской курии удалось только после смерти Иоанна Павла II и ослабления в Ватикане выдвиженцев Войтылы. Следующий крупный скандал с Кондрусевичем произошел совсем недавно: 31 августа его не впустили в Белоруссию после командировки в Польшу. Причина ― аннулирование паспорта с намеком на то, что документ якобы был получен с нарушением каких-то норм. Руководитель департамента по гражданству и миграции белорусского МВД Алексей Бегун заявил, что митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич не был лишён белорусского гражданства. По случайному «совпадению» его паспорт оказался недействительным из-за проводимой в МВД проверки, поскольку «Министерство внутренних дел просто в настоящее время проводит проверку его принадлежности к гражданству Республики Беларусь и представленных им документов при прохождении процедуры натурализации». Намного более откровенно высказался Александр Лукашенко, который пояснил, что Кондрусевич неожиданно выехал для консультаций в Варшаву, где получил «определенные задачи». «А если ты еще и в политику влез и потащил за собой верующих, католиков, которые прекрасные люди, тогда двойная ответственность, — отметил в этой связи белорусский президент. — Вы же посмотрите, мы костелы не закрыли, даже если они вели антилукашенковскую, антигосударственную пропаганду. Мы их не закрыли, наоборот, пытаемся поддержать, защитить. Какие бы там личности ни были, костелы работали и будут работать, потому что молитва, верующие, их дорога к храму — это святое. Я всегда говорил, что у каждого белоруса должна быть своя дорога к храму, и мы это свято соблюдаем. Никакого наката государства на католическую, православную Церковь, мусульман, иудеев — кто бы здесь ни был — мы никогда не допустим. Потому что это наша гордость — конфессиональный мир, национальный мир. Мы всегда этим гордились и будем гордиться». Это не первое выступление на этот счет главы государства. Так, при посещении Гродно 22 августа он недвусмысленно предупредил духовенство: «Займитесь своим делом. В храмы люди должны приходить молиться! Церкви, костелы ― не для политики. Туда люди душой должны приходить, как это было всегда. Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет». Поначалу ватиканское руководство по поводу Кондрусевича не стало делать громких заявлений. Однако 11 сентября в Минск прибыл глава внешнеполитического ведомства Ватикана архиепископ Пол Галлахер. Одновременно на ватиканском портале Vatican News в одном из материалов (как бы между прочим) пробросили мысль, что «вряд ли архиепископ Галлахер сможет встретиться с архиепископом Минским Тадеушем Кондрусевичем». И это был довольно прозрачный намек для самого прелата: не пригласили в Рим и глава внешнеполитического ведомства Святого престола не намерен с ним встречаться. Вроде бы незначительные моменты, но это только для тех, кто не знаком с кухней ватиканской дипломатии и нюансами его кадровой политики. По поводу существа переговоров Галлахера в белорусском МИДе с министром иностранных дел В. Макеем официальных сообщений не последовало. Но смысл их и так очевиден. Из-за проявленной Кондрусевичем неуемной политической активности на стороне оппозиции ватиканское руководство получило, можно сказать, оплеуху, заключающуюся в том, что руководителю Римско-католической церкви Белоруссии посмели закрыть въезд в страну. В этой ситуации судьба самого Кондрусевича как бы отходит на второй план. Цель визита Галлахера в Белоруссию была в конце концов однозначно обозначена лишь после его возвращения в Ватикан, когда Государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин в интервью католическому порталу ZENIT заявил, что Ватикан настаивает, «чтобы архиепископ мог вернуться в свою епархию и продолжить руководить своей паствой». Интересно другое ― в том же интервью кардинал сообщил о повторном приглашении папе посетить Белоруссию. О существовании такого приглашения Полу Галлахеру во время его последнего визита напомнил белорусский министр иностранных дел Владимир Маккей. «Да, Белоруссия всегда проявляла большой интерес к визиту папы, — заявил кардинал. — На данный момент ничего не конкретизировано. Затем вмешался коронавирус, который заблокировал всё, я не знаю, как долго, мы не знаем, но думаю, что это один из визитов, который папа примет во внимание». Если сложить вместе эти три события (запрет на въезд в Белоруссию Кондрусевичу; визит в Минск Поля Галлахера и умеренный оптимизм Пьетро Паролина по поводу возможного будущего визита папы в Белоруссию), нетрудно предположить, что относительно дальнейшей судьбы Кондрусевича между сторонами достигнут определенный компромисс. Заключаться он может в том, что проштрафившемуся архиепископу-митрополиту разрешат, в конце концов, вернуться в Белоруссию. Ватикан же умерит его политическую активность. А тем временем наступит 3 января 2021 года, когда Кондрусевичу исполнится 75 лет и он, в соответствии с действующем в Ватикане регламентом, обязан будет написать папе письмо с прошением об отставке. Как правило, папа редко сразу же удовлетворяет подобные прошения, давая возможность прелатам поработать еще на благо Церкви. Некоторым удается остаться в должности и за 90 лет. Но это, очевидно, не случай Кондрусевича. Его прошение об отставке, думаю, будет принято. Ватикан при этом спасет свое лицо, а Лукашенко избавится от одиозного прелата, откровенно работающего на политические интересы Польши. Есть еще один немаловажный аспект во всей этой истории: папе Франциску, судя по всему, уже порядком надоело чрезвычайно политизированное руководство польского костела и влияние, полученное им в Ватикане за время понтификата Иоанна Павла II. Как отмечают некоторые СМИ, в этом году папа Франциск уже отправил двух польских епископов в отставку сразу же по достижении ими 75 лет. Ни Ватикану, ни белорусскому руководству в нынешней ситуации невыгодно обострение отношений. В условиях международной блокады, организованной Западом, Лукашенко важны любые контакты с западными лидерами. Тем более с Ватиканом. Что хочет в этой ситуации получить ватиканское руководство? На этот счет есть два предположения. Первое ― закрепить полный контроль над деятельностью Католической церкви Белоруссии. При Кондрусевиче она в действительности целиком управляется польским епископатом. И далеко, может быть, совсем не так, как желала бы римская курия. Речь, разумеется, идет о политической составляющей. Второе ― в результате ряда громких внутренних скандальных историй последнего времени, которые стали причиной добровольной прижизненной отставки папы Бенедикта XVI, авторитет Святого престола в мире заметно ослаб. Ситуация в Белоруссии дает возможность ватиканской дипломатии вновь, как в прежние добрые времена, выступить в качестве авторитетного международного посредника. И неважно при этом, что линия Святого престола будет отличаться от общепринятой западной. Ради собственных конъюнктурных соображений он готов пойти на это. Ведь, например, Иоанн Павел II открыто осудил американскую агрессию против Ирака. Правда, тогда Ватикану не удалось воспользоваться в полной мере преимуществами, какие давала эта линия для укрепления позиций католической церкви на Ближнем Востоке. Но это уже другой вопрос. Кстати, сложности во внутренней жизни Ватикана начались с краха ватиканского банка IOR (Istituto opere religiose), деньги акционеров которого были направлены папой Войтылой на поддержку польской «Солидарности». Интересная складывается ситуация! Кардинал Войтыла смог стать папой только благодаря поддержке немецкого епископата. Пришедший на смену Иоанну Павлу II немец Бенедикт XVI ушел в отставку, потому что не смог разгрести авгиевы конюшни, созданные его предшественником. Выбор Войтылы в значительной мере определялся стремлением немецкого и американского епископатов более активно использовать Ватикан в противостоянии СССР. Эта цель была достигнута. Вот только немцы вряд ли тогда могли предположить, что их инициатива с Войтылой в конечном итоге приведет к усилению политических амбиций Польши и росту противоречий между Берлина и Варшавой из-за ее претензии на роль политического лидера в ЕС. Вот в какой политический замес попал бедолага Кондрусевич, и роль если не козла, то уж козленка отпущения ему в такой ситуации гарантирована. Сергей Кузнецов, Вернуться назад |