ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Закон Митчелла для востока Украины

Закон Митчелла для востока Украины


16-09-2020, 13:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
«Любую проблему можно сделать неразрешимой, если провести достаточное количество совещаний по её обсуждению»
Андрей Ганжа

«Любую проблему можно сделать неразрешимой, если провести достаточное количество совещаний по её обсуждению» — эта истина, известная как «закон Митчелла», относящийся к считающимся пародийным комплексу «законов Мерфи». Однако смешно, но факт — они прекрасно объясняют причины, по которым что-либо в личной жизни или общественных делах все идет «не так, как надо».

И подтверждение тому — восток Украины и Минский процесс. За годы решения проблемы уже сменились седалища в «главных креслах» парижского Елисейского дворца и киевской улицы Банковая, 11. Уже вовсю шатается кресло под Александром Лукашенко. Уже фрау-канцлерин Ангела всерьез задумалась об уходе из политики — а конечного результата Минского процесса все нет. Хотя совещаний было «хоч греблею гати», как говорят украинцы. От самого высокого уровня президентов/канцлеров до регулярных посиделок Трехсторонней контактной группы в Минске.

И в ближайшее время результатов не будет. Это 11 сентября показала Берлинская встреча в «нормандском формате» на уровне политических советников.

С украинской стороны руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак оптимистично заявил, что главным результатом переговоров есть договоренность о продлении режима «тишины» в Донбассе и «договоренность встретиться в формате советников лидеров стран — участниц «нормандской четверки» в течение следующих недель» с обсуждением ситуации и «подготовки Берлинского саммита в «нормандском формате».

В то время как глава российской делегации Дмитрий Козак был немногословен до неприличия: «Прорывов нет. Состоялся обмен мнениями…». А что до перспектив встречи на высшем уровне, то Козак был до неприличия категоричен: «Несмотря на то, что один из участников переговоров заявляет, что саммит в «нормандском формате» является целью, мы понимаем, что оснований для его проведения нет. Если мы будем собираться, чтобы просто поговорить, мы отстрочим урегулирование конфликта на неопределенный срок». То есть — никакого Норманди в обозримом будущем.

На сайте президента России одиннадцатым числом сентября помечено только «Приветствие участникам, организаторам и гостям кинофестиваля Кинотавр».

Когда стороны в своих комментариях дают противоположную оценку переговоров, то это может означать только одно — переговоры провалились.

И они не могли не провалиться, поскольку еще с периода «позднего Порошенко» украинская сторона для себя решительно и без согласований со сторонами изменила последовательность действий Минского протокола. Недавно вице-премьер по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников резюмировал это с краткостью таланта и безмятежностью ребенка, подчеркнув с экрана телевизора, что принимая изменения в постановление Верховной рады о проведении местных выборов, депутаты внесли только одно изменение, по сравнению с аналогичными нормативными актами, в частности 2015 года. Одно, зато какое! «Они (депутаты — А.Г.) написали, что сначала должен быть взят контроль над границей, и только потом должны быть проведены выборы».

Подписанный 12 февраля 2015 года «Комплекс мероприятий по выполнению Минских соглашений» в своей 9-й статье гласит, что «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования». Этот текст был подписан после согласования с лидерами государств Нормандской четверки и утвержден 17 февраля 2015 Советом Безопасности ООН.

И следует понимать, что Россия никогда (во всяком случае — при нынешней ее власти) не откажется от именно такой формулировки, дающей ей свободу рук на востоке Украины — либо полную (как в зоне конфликта), либо доминирующую (как в случае «особого статуса» административного региона в составе Украины). А все призывы к «конструктивному решению» она будет отсчитывать именно от этого исходного пункта.

Всё это означает неизбежность новых встреч и заседаний, которые, по закону Митчелла, превратят проблему в совсем «неразрешимую». Ситуация неизбежно будет заморожена до новых планетарных потрясений или появления нового игрока.

В целом же, судя по течению всего процесса переговоров, основной целью киевской власти является даже не решение проблемы, а новая встреча лидеров «нормандского формата», но уже в Берлине. Зеленского можно понять: такие посиделки с самыми могучими людьми в Европе неизбежно зачисляются в его президентский актив для предъявления электорату.

Постскриптум. Хотя, если присмотреться, сама встреча была для украинского президента, как по мне, м-м-м, не самой достойной. Вспомним протокол декабрьской 2019 года церемонии встречи участников Норманди в Париже:

«Мерседес» Ангелы Меркель пересек Cour d’honneur (Главный двор) и подъехал к ступенькам, ведущим в Парадный зал «отеля Эвре». А в почетном карауле у дверей дворца стояли не просто полицейские из Группы безопасности при президенте республики, но и командир этой группы, полковник Бенуа Ферран. У нижней ступеньки ее встретил Макрон с двумя дружескими поцелуями в щечку.

Лимузин Владимира Зеленского остановился у Почетных ворот дворца, и украинский президент пешком прошел двор до самых ступеней парадного входа. Туда к нему спустился французский президент с объятиями и обильными, но где-то фамильярными похлопываниями по плечу. Полковник Ферран к тому времени уже покинул пост.

Путину тоже было предложено пересечь двор пешком, но Макрон встречал его не у нижней ступеньки дворца, а пошел навстречу. Это всегда является признаком «особого уважения».

То есть сотрудники протокола по-французски изысканно показали приоритеты: сначала Меркель (карета до подъезда), потом Путин (выход навстречу) и третьим Зеленский (встреча у входа). Конечно, это только протокол, но в протокольных мелочах и отражается истинное отношение.


Вернуться назад