Российско-белорусские отношения постсоветского периода сложно назвать простыми. Белорусь критично зависит от России в экономическом плане, и, несмотря на это, президент Лукашенко пытается проводить самостоятельную политику, лавируя между интересами крупных международных игроков. И, надо сказать, что нередко у него это получается.
2014 год стал для всего постсоветского пространства своеобразной точкой невозврата. Произошло то, что раньше считалось немыслимым. После аннексии Крыма и событий на востоке Украины лидеры бывших советских республик поняли, что и они абсолютно не застрахованы от появления «зеленых человечков» и открытия «военторгов» рядом с их границами.
Но в это же время для Лукашенко нежданно открылось «окно возможностей», и, надо сказать, что Александр Григорьевич сумел воспользоваться ситуацией по максимуму. Во-первых, он получил ощутимые политические дивиденды: Минск из оплота «последнего диктатора Европы» сразу же превратился в уважаемую переговорную площадку урегулирования украинского кризиса, куда не брезгуют приезжать западные дипломаты и даже лидеры ведущих стран Европы. Ну а во-вторых, после введения режима санкций и антисанкций Белорусь превратилась в своеобразную перевалочную базу, через которую на российскую территорию попадают запрещенные товары. Так появились белорусские креветки, ананасы и сыр пармезан.
Все это общеизвестно, но есть и еще один аспект, который практически не освещается российскими СМИ, а именно белорусско-украинское военное сотрудничество, сыгравшее важнейшую роль в 2014 и 2015 годах. Можно сказать больше: своевременная помощь Лукашенко спасла нынешнюю киевскую власть, и во многом благодаря ей на проекте «Новороссия» был поставлен жирный крест.
Братское плечо для украинской армии
В наследство от СССР Украине досталась мощнейшая армия и крупнейший на постсоветском пространстве военно-промышленный комплекс. Но каждая новая власть в Киеве считала своим долгом поучаствовать в разворовывании этого наследства: истребители продавались эскадрильями, танки резались на металл, на месте уникальных предприятий возникали торговые центры.
Апофеозом этой тенденции стало правление предпоследнего украинского президента Виктора Януковича. Поэтому картина, представшая перед новой «постмайданной» властью, была действительно безрадостная. У армии банально не было топлива, чтобы заправить боевую технику и отправить ее на восток. Более того, после бегства Януковича в казне отсутствовали средства для его закупки. И в этой критической ситуации Минск сам предложил Киеву отсрочку платежа по поставкам бензина и дизельного топлива. Попроси Белорусь предоплату, то, вероятно, ополченцы беспрепятственно дошли бы до берегов Днепра, ибо украинская армия просто не смогла доехать до театра военных действий. Следует отметить, что еще с середины «нулевых» годов Белорусь контролировала 60% рынка украинских нефтепродуктов.
На начальном этапе АТО официальный Киев активно использовал военную авиацию, но вся беда в том, что раньше она практически полностью заправлялось российским топливом. Белорусы и здесь подставили плечо своей южной соседке, наладив бесперебойное снабжение ВСУ керосином. Для этого им пришлось даже значительно увеличить его выпуск. Пикантность ситуации добавляет то, что все белорусское топливо производится из российской нефти.
При этом весь 2014 год Европа, предпочитая не дразнить Москву, не поставила в Украину ни одного литра авиационного топлива, заявляя, что оно может быть использовано в военных целях.
Как Лукашенко помогал перевооружать украинскую армию
Но не топливом единым. «Технологическая» сторона военного сотрудничества между Киевом и Минском оказалась не менее плодотворной. Осенью 2014 года в Белоруси был сформирован настоящий «десант» специалистов, который отправились в длительное турне по оборонным предприятиям Украины. Их целью был поиск возможных вариантов сотрудничества между ВПК двух стран, и они быстро были найдены.
Еще в 2014 году в украинской армии стали появляться белорусские МАЗы и многоколесные тягачи, производством которых традиционно занимается МЗКТ. Сейчас лицензионная сборка грузовиков МАЗ налажена на одном из предприятий корпорации «Богдан».
Украина, несмотря на свои внушительные размеры, никогда не имела собственного производства двигателей внутреннего сгорания. Европейские «союзники» (Mercedes, IVECO) отказали Киеву в поставках, и тут на помощь украинцам опять пришла братская Беларусь. Просто теперь маршрут европейских моторов стал более причудливым: с заездом на белорусскую территорию. Да и местные производители – тот же Минский моторный завод – увеличили поставки в «незалежную» в многократно.
В десятки раз выросли поставки гидравлических и пневматических систем, которые по своим характеристикам прекрасно подходят для установки на бронетехнике.
Огромной проблемой для украинской армии в начале конфликта на Донбассе было отсутствие аккумуляторов. Существуют десятки рассказов очевидцев, как от одной батареи заводили целые колонны военных машин. Проблему удалось довольно быстро решить, при этом объем поставок аккумуляторов из Беларуси в Украину в 2015 году увеличился в сотни раз.
Отдельно следуют упомянуть оптические системы, в производстве которых традиционно сильны белорусы. Объем поставок прицелов, биноклей и других оптических приборов в 2015 году увеличился многократно и составил миллионы долларов.
Сломанные крылья Родины
Еще в начале 2014 года Лукашенко заявил следующее: «Нам надо модернизировать военно-воздушные силы, а какие ВВС могут быть без самолетов?… Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине». Сказано – сделано. Вскоре на Оршанском авиаремонтном заводе закипела работа: здесь не только ремонтировали украинскую военную технику – Ми-24 с характерными для боевых действий повреждениями, – но и модернизировали старые советские вертолеты. Например, так появилась модификация Ми-8МСБ. Машины комплектовались новейшими системами РЭБ, управления огнем, ночного видения.
В 2015 году были продемонстрированы украинские беспилотники, которые, почему-то, оказались поразительно похожи на аналогичную продукцию белорусской компании «Агат». Еще можно добавить, что белорусы поставляют Украине навигационные системы, оборудование для дистанционного управления летательными аппаратами, радиолокационные комплексы.
Причем формально прямых поставок как бы не существует. Для этих целей используются многочисленные фирмы-прокладки с регистрацией в Прибалтике, США, КНР и др.
Совместные проекты ВПК двух стран
Еще до 2014 года Украина и Белорусь имели опыт успешных совместных проектов в области ВПК. Самым известным примером является противотанковый комплекс «Скиф», ракета которого разработана на киевском «Артеме», а система наведения – на минском ОКБ «Пеленг». Из других совместных разработок можно упомянуть мобильный ПТРК «Каракал» и ЗРК «Стилет».
Подобное сотрудничество благотворно влияет на развитие ВПК обеих государств, и позволяет предлагать на внешних рынках совершенно новые виды продукции.
Минск явно заинтересован в украинском опыте создания тяжелой бронетехники, ракетных систем и РСЗО.
В 2015 году была презентована новейшая белорусская РСЗО «Полонез», с разработкой которой сябрам, якобы, помогли китайские товарищи. Россия в этом проекте участия не принимала. Конечно, открытой информации мало, но очень похоже, что к созданию этого комплекса приложили руку не только китайские, но и украинские конструкторы – слишком уж совпадают сроки принятия «Полонеза» на вооружение. Кроме того, Лукашенко планирует обзавестись и собственным производством ракетных двигателей.
Для чего все это нужно белорусам?
Возникает закономерный вопрос, зачем сябрам поддерживать Украину, вопреки воле и желаниям «старшего брата» из Кремля? Ведь Белорусь считается самым близким союзником России, кроме ЕАЭС, она входит еще в военный блок ОДКБ.
Вероятно, в 2014 году Лукашенко отчетливо понял, что в случае поражения Киева его дни также сочтены. Если бы проект «Новороссия» удался в полном объеме, то, скорее всего, Беларусь стала следующей целью на пути возрождения СССР 2.0. В данном случае Лукашенко вряд ли смог бы рассчитывать даже на губернаторский пост.
Именно это можно назвать главной причиной беспрецедентной помощи, которая была оказана украинцам. А экономические выгоды и возможность заполучить новые военные технологии – скорее, приятный десерт к основному блюду.