ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Навстречу «серым носорогам»

Навстречу «серым носорогам»


11-07-2020, 17:01. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Симоне Феррони

Слушатель магистерской программы «Государственная политика на постсоветском пространстве» образовательной программы по политологии PolitIQ факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (Италия).

Проект «Большая Евразия в восприятии нового поколения российских и зарубежных лидеров»
Во время вынужденной карантинной паузы было много предположений, каким станет мир будущего после этого приостановленного, но невероятно динамичного настоящего. Может ли ли пандемический кризис, так называемый «серый носорог» нашего времени, обернуться поворотным моментом или даже ускорителем для истории?
Данная статья подготовлена в рамках проекта «Большая Евразия в восприятии нового поколения российских и зарубежных лидеров», осуществлённого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В нём приняли участие молодые представители политического и административного истеблишмента, СМИ, экспертного сообщества России и стран Евразии.

Политическая тренинг-игра «Евразийский узел: идеальный шторм» предоставила замечательную возможность понять сложность задач, с которыми государства и международные организации сталкиваются сегодня и, видимо, всё чаще будут сталкиваться в предстоящие годы. Редко выпадает шанс «разработать» международный кризис, который спровоцировал бы стихийные бедствия и вызванные ими экономические и гуманитарные потрясения. В стройном сценарии удалось сконцентрировать события и процессы, хорошо известные практикам международных отношений: кризис беженцев, эпидемия в переполненных гуманитарных лагерях, пограничные споры с проблемами самоопределения наций, дипломатические конфронтации и так далее. Все подобные проблемы вполне могут возникнуть в постсоветском евразийском контексте и за его пределами, что придаёт игре прогностический характер: как могут выглядеть геополитические побочные эффекты в случае ухудшения ситуации в ближайшем будущем. Это сделало тренинг-игру реалистичной.

Если внимательнее проанализировать проблемы, поднятые в игре, выясняется, что они были вполне ожидаемы благодаря предупреждениям и очевидным доказательствам. Специалист по рискам Мишель Вукер ввела термин «серые носороги» для определения «очень вероятных, значительных по последствиям, но игнорируемых угроз»[1], подобных тем, с которыми пришлось столкнуться участникам. Иными словами, это были проблемы и бедствия, которые часто можно предупредить до их возникновения.

В январе 2020 г. мир столкнулся с реальным «серым носорогом», пандемией COVID-19. Как отметил профессор Ричард Саква в недавней статье в журнале «Россия в глобальной политике»[2], эта пандемия была чем угодно, но никак не «чёрным лебедем», чем-то непредсказуемым и редким, что можно проанализировать лишь постфактум. Появление подобного вируса было давно предсказано. И речь не о получившей недавно известность лекции Билла Гейтса на конференции TED[3] в 2015 г., а в основном о призывах экспертов-эпидемиологов к профилактическому сотрудничеству и о таких биологических проявлениях, как ВИЧ, Эбола, SARS (тяжёлый острый респираторный синдром, также известен как атипичная пневмония) и других. Коронавирус высветил недостатки специализированных международных организаций, в частности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Несмотря на неоднократные призывы к сотрудничеству в борьбе с потенциальной пандемией, этой организации приходилось иметь дело с постоянно сокращающимся бюджетом и попадать в растущую зависимость от частных вкладчиков, что вредило её независимому статусу. Как подчёркивает Саква, подобное положение дел точно отражало то, что происходило на государственном уровне в глобальном масштабе в связи с давно идущим разрушением возможностей национальных систем общественного здравоохранения.

Здравый смысл: перезагрузка
Ричард Саква
Кризис потенциально положил конец сорокалетнему циклу общественной жизни – эпохе неолиберального отрицания государственного участия. На повестке дня – модель создания общего блага через социализированное благосостояние и локализованную демократию.
Подробнее

Во время вынужденной карантинной паузы было много предположений, каким станет мир будущего после этого приостановленного, но невероятно динамичного настоящего. Пока трудно и даже неуместно делать выводы о поразившем всех кризисе. Поэтому размышления, которые последуют в этой статье, должны рассматриваться лишь как предварительные для понимания, что происходит в месяцы вынужденного локдауна.

Не прекращаются споры, станет ли пандемический кризис поворотным моментом или даже ускорителем истории. Разумно рассматривать историю как совокупность реалий, которые не в равной степени подвержены глобальным потрясениям. Другими словами, в некоторых областях COVID-19 может сыграть роль катализатора процессов, тогда как в других – поворотного момента и так далее.

В эти месяцы в центре обсуждения три темы: глобализация, новый мировой порядок (если таковой сложится) и будущее Европейского союза.

Несомненно, пандемия стала серьёзным стресс-тестом для глобализации, которая уже испытывала напряжение из-за конкурирующих тенденций, способных усугубиться в будущем. Благодаря недавним событиям значительно упрочился институт государства вообще, равно как и так называемое «государство всеобщего благоденствия» – в противовес глобализации на основе либеральной рыночной экономики, (исторически) продвигаемой Соединёнными Штатами. Вдобавок США попытаются укрепить свою материальную самодостаточность, осознав дефицит и уязвимости, возникшие во время международной самоизоляции. Это вызовет значительную активизацию протекционистских мер, что, в свою очередь, приведёт мировую экономику к замедлению. Что касается глобальных институтов, то, например, ВОЗ, которая должна была сыграть ключевую роль в глобальном противодействии пандемии, утратила значительную часть и без того снижавшегося доверия. Тем не менее кризис даёт возможность вдохнуть новую жизнь в глобализацию, поскольку всё равно потребуется всестороннее и гармоничное сотрудничество как на межгосударственной многосторонней основе, так и на уровне международных организаций.

Другой темой, вызывающей споры среди учёных, является будущее мирового порядка после кризиса. Большинство экспертов сходятся во мнении о переходе от однополярного к многополярному или даже к новому биполярному устройству, в основе которого будет соревнование США и Китая. Соединённые Штаты, похоже, ускоряют отступление с международной арены в соответствии с палеоконсервативной внешней политикой[4], что создаёт основу для восхождения Китая.

Но эту тенденцию не надо рассматривать как окончательную, поскольку в ноябре предстоят президентские выборы в США, а обстановка там далека от спокойной и предсказуемой. Наряду с критикой действий администрации в отношении коронакризиса, беспорядки, возглавляемые движением «Чёрные жизни важны», отражают эндемическое социальное и экономическое неравенство, которое медленно подрывает экономическую мощь США и прочность их международных позиций. На фоне этой картины возникает вопрос: действительно ли Америка способна «вернуть себе величие»?

Кризис из-за COVID-19 бросает невероятный вызов и Европейскому союзу. Пандемия может стать политическим тестом для уже и без того дестабилизированной Европы. Пока результаты были противоречивы. Страны-члены ЕС отреагировали эгоистично и неорганизованно. Политика карантинной самоизоляции была далеко не повсеместной. В то время как некоторые страны начали блокировку в начале марта, другие, призывавшие к выработке коллективного иммунитета, ждали до последнего момента, прежде чем стали принимать серьёзные меры борьбы с пандемией, что привело к тяжёлым последствиям. Такой уровень несогласованности между членами ЕС наблюдался не только в ходе противовирусных мероприятий, но и на финансовом уровне. Фактически происходили ожесточённые схватки по поводу финансовой поддержки стран, экономика которых может больше всего пострадать от последствий COVID-19, между сторонниками строгого подхода (германские страны) и всеми остальными (во главе с Италией и Францией) – сначала по поводу «коронаоблигаций», затем вокруг Плана восстановления. Однако этот кризис, как и все предыдущие, может стать возможностью роста для Европейского проекта. Утверждение Плана восстановления представляет собой современный План Маршалла, реализованный Европой и для Европы. Кроме того, учитывая международный вакуум, оставленный Вашингтоном, это может стать подходящим временем для Брюсселя, чтобы найти собственный путь и играть более заметную роль в качестве умного международного игрока. Как учит история, Европа всегда возрождается из пепла более сильной, чем прежде.

В целом урок, который следует извлечь из этого всё ещё продолжающегося опыта, заключается в необходимости сотрудничества внутри государств и между ними. В этом отношении сотрудничество должно предусматривать не только управление в условиях кризиса, но и их совместное предотвращение. Появление таких разрушительных «серых носорогов» необходимо предвидеть с помощью международных программ и инициатив (вроде Международной инициативы по коралловым рифам). Драматические события показали, что независимо от национальности все люди испытывают одинаковые опасения, а трансграничная координация является ключом к решению транснациональных проблем. И наоборот, изоляция и национальный эгоизм – верный путь к неудаче.

Исходя из этой критической необходимости сотрудничества и гармонии в связи с глобальными вызовами, евразийские интеграционные проекты могут найти жизненную основу для своего дальнейшего развития.


Вернуться назад