Актер забыл о своем раскаянии перед родственниками убитого им в ДТП курьера
Следствие по делу о смертельном ДТП с участием Михаила Ефремова завершено. Но, несмотря на очевидную для общества вину артиста, юридически все далеко не так однозначно. Любимец публики и некогда звезда либеральной оппозиции еще может избежать сурового наказания.
На последнем допросе во время предъявления обвинения в окончательной редакции Ефремов заявил, что отказывается признавать свою вину в аварии на Кутузовском проспекте. Такой оборот удивил даже следователя, но был зафиксирован в протоколе.
Ранее о непризнании вины его подзащитным заявлял адвокат Ефремова Эльман Пашаев. Он не отрицал, что артист находился в машине, однако напирал на то, что никто не видел его за рулем, а значит этот факт еще предстоит доказать. Чем вызвал шквал иронии и возмущения у наблюдателей.
На что надеется адвокат Ефремова, не понятно. Правоохранители «собаку съели» на подобного рода увертках. По результатам экспертизы, на подушке безопасности джипа артиста обнаружены следы его ДНК. Этот факт сделал известным всей стране телеведущий Владимир Соловьев.
Тактика адвоката Пашаева у многих вызывает удивление. На его влияние списали также признание Ефремова о том, что он не оппозиционер, а актер, «клоун» и ничего не имеет против личности Путина и власти, которая таких как он кормит. Многих поклонников Ефремова это наверняка покоробило.
Как утверждает вездесущая Ксения Собчак, Пашаева наняли, так как он пообещал семье Ефремова договориться с администрацией президента, чтобы артиста не посадили. Однако, в офисе президента на такую сделку не пошли. Наконец-то диктатура закона для всех?
Несмотря на отрицание Ефремовым своего участия в политике, это может быть не более, чем тактикой защиты. Его совместный с Дмитрием Быковым проект «Гражданин поэт» часть общества однозначно воспринимала как часть широкого либерального движения. Ефремов водил их за нос?
Так или иначе, в линии защиты чувствуется попытка «отмазать» Ефремова от слишком сурового наказания. Об этом говорят и отрицание Ефремовым вины, и заявления адвоката о сердечном приступе у артиста, и попытка дискредитировать как вымогателей родственников погибшего курьера.
Похоже, горькие признания Ефремова, раскаяние за содеянное, которые он записал на видео, находясь под домашним арестом, были очередным спектаклем.
Артист московского театра «Школа современной пьесы» Тимофей Ермаков не испытывает к Ефремову чувства корпоративной солидарности.
— Во всей этой истории с Ефремовым нет ничего удивительного. Рано или поздно так и должно было закончиться. В этом были уверены и мои и его коллеги по съемочной площадке. Странно, что он не потерял работу из-за пьянки.
Так как денег у Ефремова много, в чем он сам признался сразу после ДТП, то он нанял хороших юристов. Они убедили его сказать, что он никакой не оппозиционер, и даже более-менее лестные слова в адрес власти. Причем, это было накануне голосования по поправкам.
Поскольку Ефремов все-таки рупор российского либерализма (хотя он и отказывается), в том, что он начал «переобуваться», нет ничего удивительного. Беспринципность, свойственная этим людям, свойственная и ему. Вспомним, как он хаял власть, а теперь в кусты.
«СП»: — Теперь он опять поменял позицию и на пару с адвокатом отрицает свою вину, предлагая следствию доказать этот факт…
— На фоне трагедии, смерти человека это звучит настолько морально уродливо, что… Я не стал бы призывать топтать Ефремова ногами, но только из-за того, чтобы не испачкать ноги в этой грязи. Пусть он получит по заслугам. Я не стал бы этому радоваться, но это было бы логично.
«СП»: — А принадлежность Ефремова к «касте», к сообществу артистов, к интеллигенции не должна стать смягчающим обстоятельством?
— Судя по схожему в чем-то процессу по делу о хищении денег в «Седьмой студии», который только что завершился для его участников благополучно, и сам Ефремов и в целом либерально-творческая тусовка уверены, что могут рассчитывать на снисхождение. И скорее всего так и будет.
Кому-то кажется, что мы возвращаемся в консервативное общество в смысле культуры, но это не так. Дело Серебренникова это доказывает. Попробуйте украсть 2 млн долларов откуда угодно. Условного срока не будет. Будет общий, а то и строгий режим.
Это происходит потому что государство у нас в культурном отношении либеральное. Представителям культуры, театрального мира, как минимум с 1991 года, у нас очень многое позволено. Далеко ходить не надо. Например, у худрука моего театра Иосифа Райхельгауза в кабинете висит портрет Чубайса. О чем тут можно говорить?!
«СП»: — Отмажется Ефремов?
— Думаю, приговор будет ниже нижнего предела наказания. Суд они затянут. Ефремов будет сидеть под домашним арестом. Дадут ему несколько лет колонии-поселения, как брату артиста Гармаша за такое же преступление. Побудет немного «на поселке» во главе кружка самодеятельности и выйдет.
Социально-психологические причины «кровожадности» народного большинства в отношении Ефремова нам объяснил старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Кирилл Подъячев.
— В этой истории всплывают глубинные пласты нашего национального сознания. В России родовая аристократия никогда не играла такой роли как, например, в Западной Европе. У них аристократия была самоценна, а у нас они — слуги царя, который опирался напрямую на народ. Отсюда известное «царь — хороший, бояре — плохие».
Голосование по Конституции показало, что эта политическая модель у нас жива до сих пор. У нас монархическое сознание при отрицании аристократии. Люди не доверяют аристократии, когда она начинает примерять на себя европейский стиль. Мол, они по праву рождения стоят выше народа и имеют право задирать перед народом нос.
«СП»: — А кто аристократия то? Неужели Ефремов?
— Здесь дело не лично в Ефремове. Этот случай просто обнажил ситуацию, когда у нас определенная группа людей натягивает на себя одежды таких вот чуждых России аристократов. Это народу противно.
К тому же эти люди и на аристократов то никак не тянут. Раньше аристократы были воинами, защитниками Отечества, героями, хотя подчас Европа культурно была им ближе, чем Россия. А те, кто сейчас претендуют на роль новых дворян и нос задирают, мол, они благородные, а вокруг быдло, еще для страны ничего не сделали. Ну поставили спектакль. Так его и смотреть не интересно. А хотят, чтобы перед ними шапку снимали, как перед барами.
Если уж уважать деятелей культуры, так это тех, кто работает в сельских поселениях и малых городах. Тех, кто преподает в музыкальных школах, руководят домами культуры, ставят спектакли в региональных театрах. Но про них СМИ не пишут.
Так что Ефремов — это казус. Просто один из представителей этого сообщества совершил громкое преступление. Личность Ефремова здесь вторична. Здесь важно только то, что он член группы столичной творческой интеллигенции. Кстати, если бы они не кинулись за него заступаться, не было бы и такого резонанса и реакции простых людей.
По мнению адвоката Ольги Вакиной, Ефремова почти наверняка ждет реальный срок.
— Если в ДТП нанесен тяжкий вред здоровью, то в случае его возмещения виновнику дают в основном условный срок. Но если в ДТП кто-то погиб, наступила смерть, то почти всегда это реальное лишение свободы. Судьи считают, что если человек умер, кто-то должен ответить за это. Такая практика существует уже лет пять. Хотя раньше бывали и условные приговоры.
«СП»: — В связи с делом Ефремова муссируется вопрос компенсаций потерпевшим — его родственникам. Какая практика существует на этот счет?
— Если говорить о компенсации морального вреда, то с этим в России проблема. Ориентиров практически нет. В Москве за тяжкий вред могут выплатить 300−500 тысяч, а за смерть где-то 1 млн рублей. При этом тот же миллион могут выплатить депутату за честь и достоинство. То есть нет ни горизонтальной, ни вертикальной справедливости. Мы сейчас только вырабатываем методику.