ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > "Турецкий поток" в Венгрии лишил Украину вариантов для газового шантажа России
"Турецкий поток" в Венгрии лишил Украину вариантов для газового шантажа России28-06-2020, 15:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Принятое Венгрией решение о строительстве продолжения "Турецкого потока" приближает проект к завершению и показывает будущее украинского маршрута. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Венгерский газотранспортный оператор FGSZ официально одобрил инвестиции в строительство соединительного газопровода с Сербией мощностью 6 млрд кубометров в год. По этому маршруту в страну пойдет газ из второй нитки "Турецкого потока", рассчитанной на поставки в Европу. Строительство планируется завершить к 1 октября 2021 года, подключен он будет в южной точке входа со стороны Сербии. Весной этого года МИД Венгрии заявлял, что Будапешт заинтересован "в возможности приобретения российского газа по каналу газопровода "Турецкий поток" через Турцию и Болгарию с прицелом на конец следующего года". По новой газопроводной системе газ уже пришел в обход Украины на запад Турции, в Болгарию, Грецию, Македонию, Румынию. Болгария строит газопровод до Сербии, сербский участок уже построен. "По сути, венгерский участок станет последним звеном в европейской части "Турецкого потока", - отмечает Митрахович. – Ведь изначально проект предполагал, что трубопровод охватит часть стран Восточной Европы, которые пожелают к нему присоединиться, а от границы Венгрии завершит свой путь в австрийском Баумгартене. Именно там располагается центрально-европейский газовый хаб, распределяющий голубое топливо по всей Европе. Теоретически к "Турецкому потоку" может подключиться Италия, если примет такое решение. В хаб у городка Баумгартен в конечном итоге будет приходить газ из России, который по дну Балтийского моря будет поставляться в Германию "Северным потоком-2" после ввода его в эксплуатацию. Эти два маршрута существенно разгружают газопровод в Европу по территории Украины. Единственная страна, которая останется зависимой от поставок этим маршрутом – Молдавия. На сегодняшний день альтернативных путей поставок у нее просто нет". Украина потеряет транзит уже через полгодаПрезидент России Владимир Путин и глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган 8 января официально открыли газопровод "Турецкий поток" в Стамбуле. По нему Турция будет получать по 15,7 млрд кубометров газа в год. Вторая нитка той же мощности доведена до болгарско-турецкой границы – она предназначена для поставок в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Страны-участники проекта получат не только газ на более выгодных условиях, но и постоянную прибыль за его транзит по своей территории. Сухопутное продолжение "Турецкого потока" в Европе назвали "Балканским потоком". Инфраструктура в Болгарии и Румынии приняла газ из Турции вместо украинского маршрута уже c 1 января 2020 года, поставки газа в Сербию ожидаются к середине лета этого года, однако коррективы в ход работ могла внести пандемия коронавируса. К концу 2022 года к новому источнику присоединится Словакия. Страны ЕС еще ни разу не говорили об отказе от проекта – наоборот, заинтересованность проявляют все новые игроки региона. "В Румынии есть своя газодобыча, но не в тех объемах, чтобы страна могла его экспортировать. Кроме того, по этой стране идет Трансбалканский газопровод, который можно использовать в реверсе, если построить "трубу" для снабжения Молдавии. А Словакия, в принципе, уже сегодня при необходимости могла бы снабжаться голубым топливом не по украинскому маршруту, а из поставок по "Северному потоку-1" – технические возможности для этого есть. То есть если решить вопрос с Молдавией, то украинская газотранспортная система с достройкой "Северного потока-2" и второй нитки "Турецкого потока" перестает быть незаменимой. Европейским странам гораздо выгоднее получать газ по новой трубе, прибавляя к этому еще и прибыль с транзита. А значит, будущее украинской системы весьма туманно. Понятно лишь, что уже в следующем году транзит по ней сократится до 40 млрд кубов в год – абсолютный минимум с учетом того, что по этому маршруту в последние годы поставлялись 80-90 млрд", - подчеркивает Митрахович. Киев теряет газовые перспективыО том, что украинский маршрут становится все более рискованным и проблемным, эксперты говорят уже больше десяти лет. И дело даже не в политических претензиях, которые привычно и регулярно предъявляет Киев как Европе, так и России, требуя повысить цену транзита и пропускаемые объемы газа. Украинская сеть строилась преимущественно в 1970-х и после распада СССР капитально не модернизировалась. Аварийная опасность растет с каждым годом, а денег на глобальный ремонт у Киева нет. На днях Украина остановила реверс газа из Европы через Словакию на два месяца, чтобы провести на своем участке газопровода профилактические работы. Братислава этому удивилась – она на модернизацию своего участка отвела три недели и не понимает, почему Киев затягивает процесс. Причина проста: украинская сторона привычно говорит с позиции шантажа, чтобы словацкий оператор наконец согласился на виртуальный реверс, и тогда Киев сможет отбирать российский газ прямо на своей территории. "Сколько транзита останется Украине, зависит от ряда факторов – к примеру, спроса на газ в ЕС. А также ограничений, которые европейские регуляторы могут выставить к поставкам по "Северному потоку-2" и "Турецкому потоку" – прецеденты мы уже видели на трубопроводе OPAL. Ясно одно – украинский маршрут становится запасным и второстепенным, но Киев на этом фоне продолжает играть в политику. В частности, политики этой страны регулярно выступают с антироссийскими лозунгами и объявляют, что транзит газа вскоре прекратится. Заняв недружественную Москве позицию, они уже потеряли половину транзита, а подписанный в декабре контракт рассчитан лишь до 2025 года. Но вместо того чтобы идти на переговоры с Россией, доказывать важность своего маршрута, добиваться выгодных условий, Киев продолжает негативную риторику и жалобы. Возникает вопрос – что за руководство у "Нафтогаза" и других госкомпаний Украины, если они позволили себе работать откровенно против интересов своей страны. Россия не станет бегать за Украиной, предлагая поставлять через нее газ – именно чтобы избавиться от шантажа и прокладывались обходные трубопроводы. Но позиция Киева все еще остается непонятной и деструктивной, так что вероятность снижения в будущем транзита до крайне малых величин вполне вероятна", - заключает Станислав Митрахович.
Вернуться назад |