На могилах у православного храма Преображения Господня в городке Нинилчик на юге Аляски можно увидеть невероятное сочетание: русский православный крест, украшенный американским флагом. «Майкл М. Осколкофф. Муж, отец, дед», — гласит английская надпись на надгробии 2002 года, а ниже два русских слова на кириллице: «Вечная память». Даже по прошествии 150 лет после того, как русские продали Аляску Соединенным Штатам, русский след на этой земле до конца не исчез.
Аляска. Самый большой и самый малонаселенный штат Соединенных Штатов Америки привлекает туристов прекрасной северной природой, суровыми условиями жизни и возможностью встретиться с медведями, волками, лосями и другими дикими животными в их естественной среде обитания. Проехав сотни миль вдали от цивилизации, вы можете полюбоваться невероятными озерами, заснеженными горами и при этом не встретить ни души.
Города и поселки, куда заезжаешь, чтобы пополнить запасы, не очень отличаются от остального американского запада в центральной области Соединенных Штатов: не очень живописные кварталы полные машин, магазинов, учреждений. Там нередко можно встретить представителей коренных народов Аляски: индейцев, инуитов и алеутов. На первый взгляд, здесь почти ничто не напоминает о русском присутствии. Однако если присмотреться, на Аляске можно найти множество разрозненных следов и напоминаний о русских, которые тут когда-то были. Пример — местность Нинильчик на западном побережье полуострова Кенай.
Остатки русского влияния
Нинилчик был основан в 1847 году православными миссионерами родом из Калуги. Они объединили племена индейских атабасков и инуитов, которые соперничали за местный выход к морю и богатые рыбой места. Русский язык постепенно стал «лингва франка» для этих коренных жителей Аляски. Колонисты и миссионеры взяли в жены представительниц индейских и эскимосских племен. После продажи Аляски в 1867 году они не покинули Нинилчик, а их потомки креолы проживают тут по сей день и считают русскую православную культуру главными узами, которые объединили их здесь, на берегу полуострова Кенай. Имена первых миссионеров, семей Осколковых и Квасниковых, распространены тут до сих пор.
Община в Нинилчике близ Олд-Харбора на остров е Кадьяк, скорее всего, —одна из двух последних на Аляске, которые сохранили русский язык еще со времен колонизации Аляски Россией. Этому способствовала изолированность общины, хотя с 1950 года Нинилчик соединяет с остальным миром сеть шоссе. Как удалось установить лингвистам в прошлом году, на архаичном диалекте русского языка, в котором, в частности, практически не используется средний и женский род, а также великое множество англицизмов, эскимосских и индейских слов, в Нинилчике по сей день говорят 25 человек. Но все они старше 75 лет, и, скорее всего, диалект со временем исчезнет. Несколько надписей можно найти рядом с местной православной церковью. Но на улице слышен исключительно английский язык. А вот как звучит этот диалект: «Мой дочь пришел» или «Евоная мать весь ночь караулила телевижн» («Его мать всю ночь смотрела телевизор»).
Российская экспансия
Российскую экспансию на Аляске начал в 1728 — 1741 годах в ходе разведывательных плаваний с Камчатки датский мореплаватель на службе Российской империи Витус Беринг. Он открыл остров св. Лаврентия, Диомедские острова и остров Кадьяк. Первое русское поселение на территории современной Аляски появилось в 1759 году, когда русские колонисты заняли алеутский поселок Илиулиук на острове Уналашка в Алеутском архипелаге. Именно туда впоследствии направлялись другие колонисты с побережья Камчатки. Постепенно русские завладели всем южным побережьем Аляски и проникали дальше вглубь территории, а также на юг современной канадской Британской Колумбии и американских штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния. В конце XVIII века появилась Российско-американская компания, которая занималась колонизацией и перенесла свою штаб-квартиру с острова Кадьяк в поселение Ситка на том же острове.
Число этнических русских на Аляске никогда не превышало тысячу, поэтому русским колонизаторам было важно сотрудничать с коренным населением. Благодаря тому, что русские тысячелетиями сосуществовали с коренными народами Сибири, они обладали большим опытом и умели общаться с коренными жителями, использовать их потенциал и склонять к взаимовыгодному сотрудничеству. Хотя их соседство не всегда было идиллическим. Так, например, вооруженное сопротивление индейского племени тлинкитов против русских под Ситкой продолжалось 50 лет. В начале XIX века из-за болезней, войны и города алеуты вымирали целыми деревнями, и их численность резко сократилась (сегодня их чаще называют унанганами). Остались всего 20% от того народа, который проживал там до встречи с русскими.
Если сравнивать алеутов с инуитами и индейскими племенами на Аляске, то алеутам пришлось хуже всех. Кстати, почти все представители этого народа сегодня считают себя православными.
Русская Калифорния
Коренные жители Аляски, которых объединили под имперским флагом, образовали основную массу участников очередной русской экспедиции вглубь Америки. В 1812 году 25 русских колонизаторов с 80 помощниками из представителей коренных народов Аляски добрались до Калифорнии, где построили крепость и деревню. Они находились всего в ста километрах к северу от современного Сан-Франциско. Эти люди стали первыми европейцами, которые поселились на северном побережье Калифорнии. Они покинули эти места через 29 лет (первоначальный план поставлять оттуда пшеницу на Аляску провалился), но крепость Форт-Росс сохранилась и стала достопримечательностью.
Вид православной церкви в Форт-Россе и прилегающего кладбища дает возможность намного лучше понять имперскую политику царской, советской и современной России. Российская империя, которая в те времена начиналась всего в 80 километрах от Остравы, простиралась аж до этого места, далекой Калифорнии, и охватывала более 15 часовых поясов
Православные индейцы
С начала XIX века царский двор начал отправлять на Аляску и православных миссионеров. Так началась эра христианизации коренного населения Аляски на русский лад, и следы этого процесса заметны поныне. Христианизация коснулась, прежде всего, народов прибрежных районов: алеутов и инуитов. (Раньше их называли эскимосами, но теперь оно считается неполиткорректным.)
По словам профессора Ричарда Дауенхауэра из университета Аляски, там до сих пор сильно влияние русской культуры и православия. «Тут празднуются православное Рождество с колядками, в основном среди инуитов и алеутов. Помимо Рождества и других памятников, тут также полюбилась русская баня». Кстати, первыми европейцами, которые увидели Маунт-Мак-Кинли (6190 м над уровнем моря), самую большую гору Аляски и Северной Америки, были русские. Тогда они назвали ее Большая гора.
Исконное индейское название Денали, которое недавно официально вернули самой высокой американской горе, означает то же самое — Большая гора. До сих пор многие места называются по-русски. Также нередки английские названия вроде Russian Hill или Russian River.
Русские колонизаторы также сумели обратить в православие и склонить к сотрудничеству индейские племена, населявшие центральные части Аляски. Поэтому сейчас, помимо инуитов и алеутов, на Аляске можно встретить православных индейцев из племени атабасков.
Например, в поселке Эклутна, что в 25 милях от самого большого города Аляски Анкориджа, находится самая старая постройка в регионе. Это деревянная православная церковь святого Николая 1830 года постройки. Ее окружает уникальное кладбище, на котором вместо могил — домики для духов умерших. Они похожи на кукольные домики, и их появление объясняется шаманским прошлым атабасков. Такие же посмертные домики встречаются во многих местах центральной Аляски. Но кладбище в Эклутне самое большое. Оно производит необычайное впечатление из-за неожиданного сочетания культур. Из церкви раздается православное пение индейцев, а их шаманские погребальные домики украшены не только православными крестами, но и американскими флагами и патриотическими надписями.
Сегодня русскому православию остаются привержены 50 тысяч человек (восемь процентов населения Аляски), и в подавляющем большинстве все они представители коренных народов.
Нередко в их религиозных отправлениях прослеживается влияние исконного шаманизма. Однако среди коренного населения Аляски православие укоренилось, что парадоксально, намного глубже, чем у их соплеменников по ту сторону Берингова моря. Там благодаря преследованию церкви и запрету на миссионерскую деятельность удалось сохранить исконный шаманизм. Также растет число православных священников, которые служат на Аляске. В 1972 году их было 18, а на рубеже тысячелетий —же 33. Сегодня они служат в 80 городах и поселках по всей Аляске.
Староверы
На Аляске можно также найти поселения староверов, русской секты, которая не признает церковную реформу XVII века. Они являются носителями самой традиционной русской культуры и сохраняют в своих семьях, несмотря на контакт с американским обществом, традиционный разговорный и церковный русский язык. Однако эти староверы живут на Аляске не со времен русской колонизации, и их путь сюда был намного более извилистым.
Они потомки старообрядческой общины, которая в 30-е годы ХХ века бежала от большевистской власти из СССР в Китай, а оттуда в 50-е годы перебралась через Бразилию в американский штат Орегон. Только в 1968 году эти члены русской секты переселились на Аляску, потому что искали самые отдаленные от цивилизации места.
Сейчас на Аляске проживает около трех тысяч староверов в нескольких поселках в основном на полуострове Кенай. Самым большим их поселением является Николаевск, где живут около 400 жителей. Они сохраняют свою исконную веру и традиции, одеваются в традиционную вышитую одежду. Мужчины не бреют бороды. Но они не избегают контактов с внешним миром. Дети староверов ходят в местные школы. В деревне Воронежская есть своя команда американского футбола, который даже издал книгу на английском языке с традиционными русскими рецептами староверов. Община старообрядцев настолько сроднилась со своим новым домом на Аляске, что при взгляде на этих людей кажется, будто наблюдаешь за жизнью первых православных миссионеров на берегах Аляски…
Глазами автора
Я люблю места, где перемешаны, казалось бы, несовместимые культуры, которые образуют нечто новое, уникальное, хотя и, возможно, на первый взгляд трудно постижимое. Аляска именно такая. Она поразительная и в чем-то даже сказочная. Медведи ищут траву вдоль шоссе; реки полны лосося; величественно возвышаются горы. Так близко с живой природой я не соприкасался даже в Сибири, по которой путешествовал намного больше и которая на самом деле весьма похожа на Аляску и не только своей географией. Следы православия на Аляске оставляют странное впечатление, как будто они вырваны из контекста. Или они указывают на альтернативный путь, по которому могла бы пойти история…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.