ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Алексей Анпилогов: ПАТЭС «Академик Ломоносов» открывает новую эру в освоении Севера

Алексей Анпилогов: ПАТЭС «Академик Ломоносов» открывает новую эру в освоении Севера


28-05-2020, 10:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Введение в строй плавучей АЭС означает, что у России будут возможности по освоению Крайнего Севера, которых нет фактически ни у одной страны мира.

 

Первая в мире плавучая станция «Академик Ломоносов» завершила испытания и введена в эксплуатацию в России. Это событие вызвало отклик у немецкого издания Heise, которое высоко оценило и безопасность технологии, и её уникальность.

 

Перевод статьи предоставило издание «ПолитРоссия».

 

Плавучая атомная электростанция уникальна в том числе и тем, что представляет собой промышленную АЭС, которая будет работать севернее всех прочих АЭС в мире.

 

Судно имеет длину 144 метра, ширину 30 метров, а водоизмещение свыше 21 тыс. тонн. Полгода оно находилось в тестовом режиме. Теперь же оно запущено в эксплуатацию и будет обеспечивать энергией самый северный город страны – Певек – и несколько ближайших населённых пунктов, а также промышленные предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Вся наземная инфраструктура для работы судна на севере уже подготовлена.

 

На АЭС будут постоянно работать всего лишь 70 человек. Для них на судне созданы все условия.

 

Безопасности судна уделялось особое внимание. Во-первых, при строительстве были соблюдены все стандарты безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

 

Во-вторых, судно прошло испытание с симуляцией землетрясения магнитудой 10 баллов – так создатели пытались исключить катастрофу в том случае, если судно выбросит на берег цунами. Катастрофа, подобная той, что случилась на «Фукусиме», исключена.

 

Алексей Анпилогов, инженер, физик-ядерщик, политолог, президент фонда исторических исследований «Основание», считает, что «Академик Ломоносов» — уникальная станция, которая решает вопрос добычи тепла и электроэнергии на Крайнем Севере.

 

«Станция уникальна. В истории были плавучие станции, например, американцы делали опыты в 60-х годах. Они ставили плавучую баржу с небольшим реактором в Панамском канале, но это были эксперименты, больше интересные военным, нежели народному хозяйству. В чём уникальность «Академика Ломоносова»? Ведь морские двигательные ядерные установки в принципе существуют. В США есть ядерные установки на авианосцах и на подводных лодках. В Советском Союзе, а теперь и в России есть атомные ледоколы. Новая серия сейчас строится в Санкт-Петербурге. Казалось бы, ледокол просто стоит на якоре и обеспечивает изолированный регион на Крайнем Севере электроэнергией. Но это немножко упрощённое понимание того, что из себя представляет плавучая атомная станция.

 

Почему вообще возник такой феномен? Казалось бы, можно построить обычную АЭС. И такая была — Билибинская АЭС, она питала Чукотскую энергосистему. Её сейчас закрывают, будут выводить из эксплуатации. И на этом моменте вывода из эксплуатации возникает основная проблема, которая преследует ядерные энергетические установки на Крайнем Севере. Всё дело в том, что процедура вывоза ядерного отработанного топлива достаточно затратна. Она затратна даже в том случае, если у нас атомная станция расположена в инфраструктурно богатом регионе, где есть железные дороги, асфальтированные то есть, там мы можем разобрать эту станцию, вывезти спокойно и оставить после этой станции так называемую зелёную площадку.

 

Сейчас утилизация Билибинской АЭС, которую тоже будут делать до зелёной площадки, обойдётся дороже, чем вся эксплуатация станции. Понятно, почему: всё это очень далеко на Севере с очень плохими дорогами. Плюс, когда туда завозили свежее ядерное топливо, это было условно 100 тонн, а вывезти надо несколько тысяч тонн, включая облучённые конструкции, и всё это нужно сделать в условиях болота, бездорожья, плохих погодных условий. Поэтому когда Билибинская станция доработала свой срок, встал вопрос о том, что там нужно что-то новое. Можно построить вторую такую станцию, но было бы глупо опять наступить на те же грабли. Поэтому был выбран вариант морского расположения реактора.

 

На «Академике Ломоносове» у нас нет таких проблем. Его можно в любую летнюю навигацию отправить назад в Мурманск или даже в Петербург, у нас там гораздо более спокойные условия, где можно провести утилизацию, если будет закончен срок, а до момента утилизации на «Ломоносове» ещё будут менять топливо. То есть он уйдёт, получит следующую заправку топлива и может опять снабжать электроэнергией тот удалённый регион», — объяснил эксперт.

 

Фактически плавучие станции решают вопрос освоения подобных труднодоступных регионов.

 

«Почему этот регион так важен? Потому что там очень богатые руды металлов. Там вольфрам, там золото, платина, палладий, если не вся таблица Менделеева, то именно та сладкая мякотка, которая нужна любой промышленности. Поэтому это означает, что у России будут возможности по освоению Крайнего Севера, которых нет фактически ни у одной страны мира.

 

Вообще освоение приполярных областей – это очень большие расходы энергии. Это и тепловая энергия (кстати, «Ломоносов» же будет выдавать ещё и тепло), и электроэнергия – без электроэнергии ничего на Крайнем Севере не сделаешь.

 

С моей точки зрения, этот опыт «Ломоносова» будет потом распространяться на многие удалённые территории, не только на Крайний Север. Весь Тихий океан нуждается в завозе жидкого топлива. Индийский океан, где замечательные Сейшелы, Мальдивы, на которых все отдыхают, на берегу стоят бунгало, а в центре острова пыхтит дизелёк, в который каждый час работник заливает грязную солярку. Поэтому, чтобы уйти от такого положения дел, понадобится такая плавучая станция. Она сможет достаточно долго и дёшево выдавать электроэнергию.

 

Я уверен, что через 10-15 лет после того, как «Ломоносов» покажет свою эффективность, у «Росатома» будут заказы на плавучие атомные станции», — считает Алексей Анпилогов.

 


Ксения Мальцева


Вернуться назад