Лондон — Крайне правые активисты из США нашли себе песочницу за океаном.
С тех пор, как американским президентом в 2016 году стал Дональд Трамп, правые активисты, которые помогли ему прийти к власти, привнесли свою раскольническую идеологию в Европу — через цифровые чаты, зашифрованные приложения для обмена сообщениями и случайные вылазки через Атлантику.
Их цель: отработать в Старом Свете трюки для предстоящей в 2020 году президентской гонки.
Последние три года в преддверии крупных выборов в Европе в сетевые споры ввязываются американские активисты — с поддельными фотографиями политиков и подстрекательскими сообщениями по таким актуальным вопросам как иммиграция и изменение климата. Они создают предвзятые и намерено вводящие в заблуждение сайты, выдавая себя за новостные агентства, оттачивают в социальных сетях свои навыки троллинга и призывают местных избирателей распространять дезинформацию, в том числе и о новом коронавирусе.
«Это своего рода парадокс», — говорит Бен Ниммо (Ben Nimmo), директор по расследованиям аналитической фирмы «Графика». «Американские крайне правые, националисты и расисты выходят на мировую арену».
Но последствия этих кампаний — насколько их можно измерить — не всегда соответствуют амбициям.
Несмотря на значительные объемы дезинформации американского производства, активистам так и не удалось поколебать общественное мнение европейцев, считают аналитики онлайн-кампаний, специалисты по разжиганию ненависти и законодатели, отслеживающие рост американских цифровых кампаний в течение последних четырех лет.
Да и вряд перед ними стояла такая цель. У большей части всех этих групп совершенно иная аудитория: соотечественники.
Поддерживая определенного европейского кандидата-популиста или определенный хэштег в социальных сетях в преддверии выборов, активисты создают на основе политических разногласий европейцев сетевую пропаганду для распространения собственных идей среди американских избирателей.
Когда прошлой осенью британский премьер-министр Борис Джонсон у себя в «Твиттере» похвалил новую сделку по Брекситу с Европейским союзом, его сообщение подхватили американские профили вроде @2BeConservative и @TRUMPISNOW, пишет FirstDraftNew, некоммерческая организация по сетевым кампаниям.
Вскоре в США начали распространяться хэштеги #GetBrexitDone («Доведем Брексит до конца») и #TakeBackControl («Заберем себе власть»), хотя большинство американцев к Брекситу относятся с прохладцей. Идея о расколе в Британии — и популярность лидера вроде Джонсона, который якобы отстаивает народную волю — льет воду на мельницу Трампа с его «проучим элиту».
«В экстремистских кругах США беспокоится из-за событий в Европе не принято», — говорит Хлоя Колливер (Chloe Colliver), глава подразделения цифровых исследований в Институте стратегического диалога. Этот лондонский аналитический центр анализирует ненавистнические высказывания в интернете. «Их больше волнует, как воспользоваться европейскими выборами в собственных целях и ради политических кампаний на национальном уровне».
#MacronLeaks
Интернет-кампания в Европе развернулась вскоре после присяги Трампа в Овальном кабинете.
В последние дни президентской кампании во Франции в мае 2017 года хакеры — предположительно связанные с российским правительством — опубликовали пакет внутренних документов кампании Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron), ныне французского президента, одолевшего во втором круге лидера «Национального объединения» Марин Ле Пен (Marine Le Pen).
Уже через несколько часов американские активисты, которых сразу же поддержал журналист Джек Пособек (Jack Posobiec), сейчас он работает на крайне правое новостное издание One America News Network, начали пропагандировать хакерскую атаку в соцсетях с хэштегом #MacronLeaks.
На популярных в среде крайне правых досках объявлений вроде Reddit и Discord американские активисты планировали, как наводнить французские сети подложными профилями. Они быстро придумали вирусные мемы с Макроном в роли оторванной от реальности королевы Марии Антуанетты и поделились ими с местными активистами — рассчитывая, что сторонники Ле Пен воспользуются ими в своих собственных нападках на президента Франции.
«Надо бомбардировать французские соцсети пропагандой за Ле Пен и напомнить французам, что мы на их стороне», — говорилось в одном призыве к бою на 4Chan, другой доске объявлений за несколько недель до выборов — впоследствии этот пост удалили. «Посильнее нажимайте на то, что на простых людей ему на*рать».
Однако французы их призывами не прониклись. По словам Томмазо Вентурини (Tommaso Venturini), исследователя Французского национального центра при Центре изучения интернета и общества, одна из причин тому — языковой барьер, поскольку основная часть сообщений была на английском языке.
Когда хэштэг #MacronLeaks все же обрел популярность во Франции, это произошло во многом потому, что его ставили для опровержения крайне правых.
По словам Ниммо из «Графики», этот инцидент стал «поворотным моментом» для американских активистов.
Хотя привлечь особого внимания во Франции активистам не удалось, их антимакронский хэштег вскоре вернулся домой в США — хотя большинство американских пользователей «Твиттера» европейской политикой не интересуются. В частности, активисты смогли выставить будущего президента Франции человеком из коррумпированной политической элиты и приплели сюда обещания Трампа «осушить болото».
Инцидент доказал, что они могут использовать европейские события в своих интересах внутри страны, и подготовил почву для новых кампаний по всему континенту.
«Бог расовой войны»
Наибольшего успеха американские активисты добивались, когда местные крайне правые стремились к сотрудничеству или подражали их приемам — либо когда случайные события так или иначе вписывались в их идеологическую канву.
В преддверии общенациональных выборов в Италии в начале 2018 года, когда популистские и ультраправые лидеры обошли многие традиционные партии, местные активисты обсуждали тактику дезинформации с американскими группами в зашифрованных приложениях вроде «Телеграма» и на досках объявлений, согласно анализу журнала «Политико» и Института стратегического диалога.
Арест Луки Траини (Luca Traini), провалившегося кандидата от крайне правой партии «Лига Италии», который, согласно обвинениям, открыл огонь по африканским иммигрантам и ранил шестерых, тоже открыл новые возможности для американских групп. На периферии интернета его дело рекламировали как резонансное.
Неонацистское издание «Дейли стормер» (The Daily Stormer) приветствовало действия Траини как рекламу крайне правых итальянских кандидатов. На форуме 4Chan анонимные пользователи постили вирусные мемы, где Траини изображался в виде персонажей популярных стрелялок и назывался «богом расовой войны».
Всего за несколько недель до выборов в Италии разразилась онлайн-кампания с призывом вывешивать плакаты, где Траини назывался героем. Это было своего рода подражание другой американской кампании, набирающей обороты в Западной Европе — когда в студенческих городках раздаются расистские листовки с текстом «Быть белым — не порок».
«Если вы итальянец, пожалуйста, распечатайте это изображение и распространите, где сможете», — гласил пост неустановленного автора на английском языке. «Если вы не итальянец, вы тоже можете помочь делу, поделившись им в социальных сетях».
В Швеции американские активисты тоже ухватились за общенациональные выборы в конце 2018 года — когда острой темой на фоне притока ближневосточных беженцев стала миграция.
Крайне правый конспиролог Алекс Джонс (Alex Jones) и ряд других знатоков и аналитиков, включая сайт «Брайтбарт» (Breitbart) распространяли ложные сведения об иммиграции в Скандинавию. Доски объявлений были завалены сообщениями о якобы деградации белых шведов.
По словам экспертов по дезинформации, некоторые лидеры ультраправых, в том числе белый шовинист Сэмюэль Джаред Тейлор (Samuel Jared Taylor), посещали конференции экстремистов в Стокгольме и его окрестностях.
В ходе шведских выборов активисты из Америки и ряда европейских стран вроде Польши подхватили неверные сообщения местных крайне правых о якобы повсеместных фальсификациях на выборах, заключил журнал «Политико» по собственному анализу переписок на форумах.
«Масштабное мошенничество!!!», — негодовал один анонимный пользователь Reddit в ныне удаленной цепочке сообщений. «Почему продажные СМИ об этом молчат?»
Ложные обвинения в мошенничестве распространяли еще и боты в соцсетях — после чего их подхватили крайне правые СМИ в США и по всей Западной Европе, особенно в Германии, говорится в анализе Института стратегического диалога.
Несмотря на лавину «необоснованных слухов о мошенничестве», шведский чиновник Микаэль Тувессон (Mikael Tofvesson), отлеживавший во время выборов иностранное вмешательство, уверен, что в выборы не вмешивались.
В самой Америке шведские выборы никого кроме маргиналов не заинтересовали. Но правые активисты заключили, что к теме мошенничества на выборах может будет вернуться в преддверии президентских выборов 2020 года, явствует из обзора сетевых дискуссий.
Трудности перевода
Американские активисты выступают по таким темам как миграция, где у крайние правых по обе стороны Атлантики немало точек соприкосновения. Но их усилиям во много помешало незнание сложного политического ландшафта Европы.
Так, в преддверии выборов в Европейский парламент в мае 2019 года европейские активисты разочаровались в американцах и даже злились на них. Их действия совпали с неудавшейся попыткой бывшего главного стратега Белого дома Стива Бэннона (Steve Bannon) объединить националистические партии континента под одной крышей.
Европейские крайне правые обменивались сплетнями, новостными статьями и вирусными фотографиями с американскими соратниками на доске сообщений под названием QEurope — намек на QAnon, популярную среди американских крайне правых теорию заговора, будто правительство как-то пытается подорвать президентство Трампа.
Но в течение недель перед майским голосованием на платформе была активна лишь малая доля активистской тусовки.
Европейцы ворчали, что американцы публикуют слишком много материалов об американской политике вместо Европы. «Без обид, но конкретно этот сервер предназначен для европейцев», — прокомментировал один анонимный модератор.
В Германии американские активисты попытались усилить нападки крайне правой партии «Альтернатива для Германии» на ученых, которые предупреждают об изменении климата. Но и их усилия успехом тоже не увенчались.
Большинство немецких избирателей верит в научный консенсус насчет изменения климата, отмечает управляющий директор берлинского научного центра «Адельфи» Александр Кариус (Alexander Carius), соавтор обзора мнений европейских крайне правых насчет изменения климата. Теории заговора они не поддержали.
В других случаях попытки американцев увязать европейскую политику с собственным мировоззрением даже вредили.
В Ирландии, где американцы больше преуспели во влиянии на умы благодаря языковой общности, их приемы привлекли нежелательное внимание со стороны властей и технологических компаний — те вмешались и их кампании прекратили.
В преддверии ирландского референдума по абортам в мае 2018 года несколько американских групп начали приобретать в «Фейсбуке» политическую рекламу, чтобы убедить ирландцев голосовать за действующий запрет. Другие прислали на улицы активистов — убеждать ирландцев, будто их референдум — часть всемирной кампании за доступность абортов.
«Пожалуйста, посмотрите это подробное видео, и вы осознаете, чтó поставлено на карту из-за отмены 8-й поправки в Ирландии и легализации абортов», — говорится в проплаченной рекламе от Передового центра беременности, нью-йоркской группы по борьбе с абортами.
В течение нескольких недель реклама группы, предназначенная для жителей Ирландии, собрала сотни лайков, репостов и комментариев, сообщает Инициатива за прозрачный референдум, которая отслеживала активность в социальных сетях. Выяснить, сколько именно средств было потрачено на платную рекламу, не удалось — прозрачность технологических компаний ограничена.
«У этих политических движений была международная подпитка», — говорит соучредительница Инициативы за прозрачный референдум Лиз Каролан (Liz Carolan)
Из-за лавины сообщений против абортов из-за рубежа — к дебатам активно подключились канадские и британские правые — «Фейсбук» и «Гугл» запретили иностранным игрокам проплаченную агитацию за месяц до голосования.
Доселе покупку политической рекламы на своих платформах технологические гиганты не ограничивали. Однако после референдума в Ирландии, где избиратели проголосовали за разрешение абортов, запрет на политическую рекламу стал общепринятым во всем мире.
Дома и стены помогают
Но при всех европейских авантюрах американские активисты никогда не забывают о внутренних целях.
Сотрудница Нью-Йоркского университета и специалистка по сетевой агитации Лаура Эдельсон (Laura Edelson) отмечает, что в период с 2016 по 2018 год «существенного снижения дезинформации не наблюдалось».
Однако во время вылазок в Европе крайне правые отточили свое мастерство и своим следующим большим испытанием видят ноябрьские президентские выборы в США.
В частности, планируется привлечь активных участников 4Chan, Discord и других форумов к распространению вирусных мемов, отфотошопленных изображений и видеороликов — в некоторых из которых фигурируют политики-демократы вроде Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) и Александрии Окасио-Кортез (Alexandria Ocasio-Cortez).
Недавний кризис здравоохраненния из-за эпидемии коронавируса повлек за собой новую вспышку активизма. В частности, активизировались попытки мобилизовать жителей столиц американских штатов на протесты против карантина. Крайне правые группы попытались увязать глобальный кризис с привычными пугалищами вроде мигрантов, мусульман и других меньшинств.
Американские и европейские активисты постят похожие сообщения — нередко с нападками на правительство и «элиты» — но от широкой координации отказались, как явствует из обзора тысяч сообщений в соцсетях, проведенного «Политико».
Орды пользователей «Твиттера» — нередко напоминающие ботов — отслеживают свежие политические хэштеги, чтобы перевести обсуждение в сторону правых взглядов.
И ничто им в этом не мешает.
«Фейсбук», «Гугл» и «Твиттер» все стали бороться с дезинформацией в интернете — помимо прочего, запретив организациям приобретать политическую рекламу.
Но на фоне политического тупика на Капитолийском холме американские законодатели не смогли договориться о новых мерах, чтобы пресечь наиболее агрессивные цифровые трюки.
Между тем эксперты предупреждают, что политическая игра в кошки-мышки, чья цель — шквалом предвзятых сообщений переубедить потенциальных избирателей — уже развернулась в другом месте.
Политические активисты с обоих сторон — справа и слева — переходят от платной рекламы к так называемому органическому контенту и регулярным публикациям в частных группах в надежде охватить бóльшую аудиторию.
Для этого они привлекают армии цифровых активистов, наловчившихся в Европе.
«Мы уже видим согласованные угрозы от этих групп на многих цифровых платформах», — предупреждает сотрудник центра Шоренштейна Гарвардской школы Кеннеди и бывший советник «Фейсбука» Дипаян Гош (Dipayan Ghosh).
«Их главная цель — предстоящие выборы», — добавил он. «У них было четыре года, чтобы правильно определить векторы для атаки».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.