ВАТИКАН И ПОЛИТИКА. Часть I. Можно ли канонизировать пособников нацизма?
Готовящаяся в Ватикане канонизация сразу двоих бывших понтификов – Иоанна Павла II и Пия ХII вызвала обостренный интерес общественности католических стран к роли римско-католической церкви в истории и политике. Особенно бурная полемика на эту щекотливую тему развернулась в Польше, где авторитет первого папы-поляка непререкаем, а вот одновременная канонизация Пия ХII вызывает весьма противоречивые эмоции.
Из цикла «Исторические войны или опрокинутая политика»
Готовящаяся в Ватикане канонизация сразу двоих бывших понтификов – Иоанна Павла II и Пия ХII вызвала обостренный интерес общественности католических стран к роли римско-католической церкви в истории и политике. Особенно бурная полемика на эту щекотливую тему развернулась в Польше, где авторитет первого папы-поляка непререкаем, а вот одновременная канонизация Пия ХII вызывает весьма противоречивые эмоции.
Общественный протест против канонизации Пия XII вызвал к жизни бурные споры, предметом которых стала не только личность кандидата в святые, но и вся политическая деятельность римско-католической церкви за многие века её существования. В спорах приняли участие не только представители духовенства и теологи, но и видные государственные и общественные деятели, публицисты, одним словом, обсуждение приобрело характер широкой общественной дискуссии. Самое удивительное в этом не то, что польская общественность возмущена грядущим приобщением к лику католических святых папы Пия ХII, имеющего весьма спорную репутацию, а впервые, пожалуй, громко зазвучавшие голоса, осуждающие политическую роль католической церкви.
Ватикан и две мировые войны
В колониальную эпоху европейские католические страны, такие как Франция, Германия, Австрия, Испания и Бельгия обладали специальной привилегией, данной им Ватиканом. Им позволялось исполнять роль своеобразных «кураторов» некатолических стран с целью защиты прав проживающих там католиков. Например, Австро-Венгрия была «куратором» Сербии. Это выражалось в обучении будущих католических священников для Балкан в семинариях на территории Венгрии и Австрии, назначении епископов в этой стране и праве вооруженного вторжения на территорию Сербии в случае угрозы для проживающих там католиков.
Этого, впрочем, Ватикану было мало. Он стремился к безраздельной власти на Балканах, находившиxся в течение более тысячи лет под влиянием православной Византии, а затем турок-мусульман, превратившими Константинополь в столицу Османской империи. Король Сербии, Александр I, погиб в 1903 году в результате покушения, организованного армией, недовольной проавстрийской политикой короля. Занявший сербский престол Петр I Караджорджевич отказался от абсолютной власти, усилил роль парламента, начал демократические реформы в государстве. Это не устраивало Ватикан, считавший демократическое устройство угрозой для католицизма.
Поэтому в начале ХХ века родился замысел подписания Конкордатаi непосредственно с Сербией. Для ведения переговоров с сербским правительством и подготовки текста договора был назначен молодой прелат Эугенио Пачелли, будущий папа Пий XII. Переговоры велись напрямую, минуя Австрию, которая всегда была «куратором» Балкан. Для Австро-Венгерской империи это была дипломатическая пощечина. Конкордат с Сербией был подписан 24 июня 1914 года. Это событие резко обострило австро-сербские отношения. В Вене раздались голоса, призывающие к конкретным действиям против Сербии. Через четыре дня после подписания договора с Ватиканом, 28 июня 1914 года, девятнадцатилетний серб Гаврило Принцип застрелил в Сараево австрийского эрцгерцога Фердинанда и его беременную жену. Что было дальше, знают все – Первая мировая война.
Ровно через шесть месяцев после прихода к власти в Германии Гитлера, 20 июля 1933 года немецкий рейхсканцлер подписал Конкордат с Ватиканом. Предварительные переговоры вел тот же человек, который подписал договор с Германией от имени папы, – Эугенио Пачелли. Ватикан, конечно же, преследовал цель официального признания германскими властями Кодекса Канонического права на территории Германии, а вот Гитлер думал о другом:
«Подписание Конкордата с Ватиканом для новой Германии означает признание католической церковью национал-социалистического государства. Договор ясно показывает всему миру, что враждебность национал-социализма к религии – ложь. Конкордат создал сферу доверия между нами и церковью, которая будет иметь особое значение в беспощадной борьбе с международным еврейством».
Гитлер вовсе не был пионером в деле преследований евреев. За 400 лет до него папа Павел IV в 1556 году приказал согнать евреев Рима в гетто на другой стороне Тибра. Именно этот римский понтифик первым придумал «отмечать» евреев желтыми звездами на одежде. В августе 1939 года, перед самым началом войны, Еугенио Пачелли, уже ставший папой Пием XII, начал работать над новой картой мира. Он предложил созвать международную конференцию под эгидой папского престола, чтобы, в частности, склонить Польшу к принятию известного германского ультиматума о «Данцигском коридоре». Папский нунций в Варшаве, Филиппо Кортеси, изо всех сил оказывал давление на польское правительство, пытаясь заставить его принять требования Гитлера. 1 сентября 1939 года (!) фюрер через германского посла в Апостольской столице поблагодарил Пия ХII за помощь и сообщил, что «два дня я ждал приезда польского представителя с мирными предложениями по разрешению немецко-польского конфликта. В ответ на наши с Вами мирные инициативы Польша провела всеобщую мобилизацию. Более того, вчера поляки в очередной раз нарушили нашу границу, на сей раз используя части регулярной армии».
Такую, более чем странную роль сыграл папа Пий ХII в истории Второй мировой войны. Министр иностранных дел Польши в предвоенный период Юзеф Бек, вынужденный бежать от гитлеровского нашествия в Румынию, дал следующую оценку этой роли: «Наибольшая ответственность за трагедию моей страны лежит на Ватикане. Слишком поздно я понял, что наша внешняя политика служила исключительно эгоистическим целям Римско-католической церкви».
Gott mit uns
Широко известно, что эта надпись красовалась на пряжках ремней солдат гитлеровской армии. Начиная крестовый поход на Восток, Гитлер заручился благословением Ватикана. Лозунг «С нами бог» – это некий отсыл к традициям Крестоносцев, обращавших славян в «истинную» веру огнем и мечом. Очень выпукло роль католической церкви во Второй мировой войне показана в немецком художественном фильме под названием «Сталинград», снятом в 1992 году на основе документальных материалов. В фильме есть такой эпизод: капеллан в мундире Вермахта, с крестом на груди, служит мессу в окопах перед атакой и произносит следующие слова: «Gott mit uns – такие слова написаны на пряжках солдатских ремней. Нет более почетной миссии, чем защита западных ценностей перед большевистским нашествием с Востока».
В советской, а затем и в российской историографии Гитлер преподносится как атеист, заменивший в Германии христианскую идеологию на фашистскую, национал-социалистическую. Действительно, такие попытки со стороны нацистской пропаганды имели место, но Гитлер и Геббельс, ни на минуту не забывали о том, что Германия – страна с давними католическими традициями. Поэтому отношения с Ватиканом, его, пусть косвенная, поддержка нацизма играли важную роль в идеологической доктрине фашизма. Не следует забывать и о том, что два основных союзника Гитлера – Муссолини и Франко – возглавляли страны с исторически глубокими католическими корнями.
Немецкие католические епископы в самом начале Второй мировой войны обратились к немецким солдатам со следующим призывом: «В этот исторический час мы просим наших католических солдат быть послушными воле фюрера и выполнять свой воинский долг с полным посвящением. Верующих мы приглашаем молиться за то, чтобы божье провидение привело эту войну к благословенной победе нашей отчизны и дало мир её гражданам».
Хильдесхаймский епископ Йозеф Годехард Махенс обратился к солдатам Вермахта со словами: «Началась война, которая налагает обязательства на всех нас – солдат и граждан. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой исполнить свой долг перед фюрером, родиной и народом. Делайте для этого всё, что необходимо с полным посвящением».
Архиепископ Фрайбурга, Конрад Грёбер, в проповеди, обращенной к уходящим на фронт солдатам, говорил: «Смерть должна быть последней вашей обязанностью по отношению к родине и народу. Геройская смерть – это честь для солдата».
30 сентября 1939 года в честь победы над Польшей во всех католических церквях Германии и Австрии били в колокола. Колокольным звоном они приветствовали смерть тысяч польских солдат-католиков и пятой части польских католических священников. Несмотря на постоянные просьбы союзников, в особенности французского и польского правительства, Пий XII молчал, и не осудил немецкую агрессию. Французский посол в Ватикане Франсуа Шарлеруа просил Ватикан занять внятную позицию по отношению к действиям Германии в письме к монсеньору Доменико Тардини, который в тот же день ознакомил с этим письмом папу. Завесу тайны над молчанием понтифика приоткрывает письмо германского посла в Ватикане Диего фон Бергена Эрнсту Воерманну, сотруднику политического отдела германского МИД: «Отказ папы занять четкую позицию, осуждающую Германию, полностью отвечает его обещанию, которое он передал мне несколько недель назад через доверенное лицо».
19 сентября 1939 года Познанский архиепископ Хлонд, бежавший от нацистов, добился аудиенции у папы и лично проинформировал его о преступлениях вермахта в Польше. Реакции не последовало. Не впечатлила папу и судьба польских епископов – Михала Козаля, Мариана Леона Фульмана, Владислава Гураля, Леона Ветманского и Казимежа Томчака, арестованных, подвергшимся пыткам и посаженных в концлагеря.
Разгневанный епископ Радоньский написал в те дни: «Костёлы осквернены или закрыты, мессы не служат, епископы изгнаны, сотни священников убиты и арестованы, монахини обесчещены, невинных заложников ежедневно убивают на глазах собственных детей, люди умирают от голода, а папа молчит, как будто всё это его не касается».
Некоторые польские епископы открыто сотрудничали с немцами. Епископ Катовиц, Станислав Адамский, 13 сентября обратился к верующим с пастырским воззванием, в котором призвал к сотрудничеству с оккупационными властями, то же самое сделал и келецкий епископ Чеслав Качмарек. Ченстоховский епископ Теодор Кубина выдал Einsatzgruppen список католических организаций и всех их активистов, Карл Шплетт, епископ вольного города Гданьска, отслужил благодарственную мессу, посвященную возврату Гданьска в лоно отчизны. 31 декабря 1939 года Пий XII передал немецкому послу в Ватикане «благословение для фюрера, немецкого правительства, и дружественного немецкого народа», одновременно он заявил, что «широко распространенное мнение, якобы Ватикан является противником тоталитарных режимов, – ошибочно. Пример Италии показал и доказал, что сближение и взаимопонимание абсолютно возможны». 11 марта 1940 года Пий ХII принял министра иностранных дел Третьего Рейха Иоахима фон Риббентропа и дружески поведал ему, что «семнадцать лет, проведенные им в Германии в качестве папского нунция, были годами, проведенными в культурной немецкой атмосфере и стали самым прекрасным временем его жизни. Поэтому немецкое правительство может быть уверено, что он чувствовал и всегда будет чувствовать глубокую симпатию к Германии».
Свидетельств прямой поддержки Ватиканом нацизма не просто много, их тысячи. Достоверность их не может вызывать ни малейшего сомнения. Поэтому современный Ватикан с упорством, достойным лучшего применения, «продвигающий» пособника Гитлера в святые, начал «операцию прикрытия», цель которой доказать благие намерения римского понтифика и представить его поддержку нацизма в качестве «ширмы», за которой скрывалась помощь жертвам нацизма.
Часть II. Операция прикрытия
Напуганный шквалом разоблачений пронацистской деятельности папы Пия XII, вызванного неуклюжей попыткой канонизировать этого «Папу Гитлера»1, Ватикан организовал «операцию прикрытия», пытаясь убедить общественное мнение в том, что понтифик тайно помогал жертвам нацистов.
Напуганный шквалом разоблачений пронацистской деятельности папы Пия XII, вызванного неуклюжей попыткой канонизировать этого «Папу Гитлера»1, Ватикан организовал «операцию прикрытия», пытаясь убедить общественное мнение в том, что понтифик тайно помогал жертвам нацистов. Пожалуй, впервые в истории решение Ватикана о канонизации вызвало такую мощную волну протестов. Дело дошло даже до того, что Председатель Совета раввинов Италии Джузеппе Ларас отказался приветствовать Бенедикта ХI (в миру Йозефа Ратцингера) во время его визита в римскую синагогу. В ответ апостольская столица выслала на передовую отца Джанкарло Чентиони. Этот 97 летний священник в 1940-1945 годах был капелланом добровольной фашистской милиции. Отец Чентиони внезапно вспомнил, что папа Пий XII создал тайную сеть для спасения евреев во время Холокоста. Руководил этой организацией, по версии отца Чентиони, отец Йозеф Кентених, а в Риме его помощником был отец Антон Вебер, который получал указания непосредственно от папы. Организация называлась Rafaels Verein (по-немецки Общество святого Рафаэля) и помогала еврейским семьям нелегально выехать из Германии, снабжая их деньгами и документами. Излишне упоминать, что никого из участников этого католического сопротивления нет в живых и свидетельства отца Чентиони подтвердить некому. Почти одновременно с этими откровениями ватиканская газета «L’Osservatore Romano» опубликовала статью, в которой рассказывается о том, что еще в 1978 году итальянский историк Эннио ди Нольфо обнаружил документы на тему взаимоотношений между Ватиканом и США в период с начала Второй мировой войны до 50-х годов. Среди этих документов ватиканские журналисты особенно важным признали отчет о встрече немецкого католического юриста, деятеля антигитлеровского движения Сопротивления Йозефа Мюллера с посланником США в Апостольской столице Гарольдом Титтманом. Во время этой встречи Титтман, якобы, сказал Мюллеру, что слышал о всеобщей критике в адрес папы, который впервые осудил нацизм только после окончания войны. В ответ Мюллер рассказал, что молчание папы в годы войны было вызвано просьбой немецкого движения Сопротивления не осуждать нацизм публично, поскольку это могло осложнить положение немецких католиков. На основании этих «ценных» свидетельств ватиканская газета осудила критиков Пия XII за пренебрежение столь важными документами. 30 января с. г. та же газета вновь вернулась к теме молчания папы римского, не желавшего осудить нацистский режим. На сей раз, она опубликовала два документа из лондонских архивов Kew Gardens. Это доклады американских и британских дипломатов, в том числе и упоминавшегося выше Гарольда Титтмана, своим министерствам иностранных дел о встречах с Пием ХII в 1943-1944 гг. В этих докладах дипломаты информировали свое начальство о том, что все их попытки склонить папу к публичному осуждению нацизма закончились неудачей, даже после уничтожения 400 тысяч евреев в Венгрии, причем причину этого отказа Пий XII назвать отказывался. Это, по мнению, газеты явно доказывает, что папа действовал в конспиративной связи с движением Сопротивления, и именно поэтому не мог назвать причину своего молчания. Аргументацию такого качества, откровенно говоря, даже не хочется анализировать. Хочется только посочувствовать бедности интеллектуального ресурса защитников папы римского и выразить удивление кадровой политикой ватиканских СМИ.
Часть III. Усташи – «духовные чада» папы Пия XII
18 мая 1941 года Павелич был торжественно принят папой Пием XII, который во время аудиенции благословил «верного сына Римско-Католической церкви». Трудно предположить, что благословляя Павелича, папа не знал о зверствах в Хорватии и том, что хорватский фюрер был осужден заочно к смертной казни за убийства, в числе которых было покушение на короля Югославии Александра. «Да здравствует Хорватия!», – провозгласил Пий XII во время аудиенции.
Перед Первой мировой войной Хорватия была одной из провинций Австро-Венгрии. После войны она вошла в состав Королевства СХС (Сербии, Хорватии и Словении), а в 1921 году король изменил название государства на Югославию. Уже тогда Югославию раздирали конфликты между православными сербами и католиками-хорватами. Несмотря на то, что православные составляли большинство (5,5 миллиона человек против 4,7 миллиона католиков), католическое меньшинство не ощущало нажима со стороны православного большинства. В 1935 году Югославия даже подписала Конкордат с Ватиканом. Уникальным в этом договоре было то, что католическое меньшинство получило целый ряд выгодных для него положений. Готовивший этот документ Еугенио Пачелли смог внести в него право Римско-католической церкви свободно и публично исполнять свою миссию, католическое духовенство получило привилегии в виде освобождения от налогов, правительственных субвенций, а изучение католической религии в школе стало обязательным. Церковный брак был уравнен в правах с гражданским, а папский нунций стал главой дипломатического корпуса в Югославии, что в сумме давало Ватикану в этой стране преимущества, которых он не имел даже в традиционно католических странах. В результате югославский парламент отказался ратифицировать Конкордат, а обиженный Пачелли произнес зловещую фразу: «Наступит день, когда немало людей горько пожалеют о том, что отвергли это великодушное предложение, сделанное от всего сердца их стране». Упоминавшийся выше Конкордат, подписанный Ватиканом с Сербией 24 июня 1914 года, предусматривал точно такие же привилегии для католиков и дополнительно предусматривал еще и государственные денежные пособия для католических епископов. Таким образом, можно смело утверждать, что католическое меньшинство в Югославии не имело никаких проблем не только в сфере религиозной, но и в государственной. После оккупации Югославии нацистами 6 апреля 1941 года в активное сотрудничество с ними вступило движение усташей, созданное в 1929 году неким Анте Павеличем (усташи – значит повстанцы). Усташи, действуя из-за границы, в основном, с территорий Италии, Венгрии и Австрии, провели в Югославии несколько шумных террористических акций, и даже организовали покушение на Александра I в Марселе в 1934 году. Вскоре Павелич стал главой Независимого Хорватского Государства (НХГ), которое Гитлер признал арийским. В состав нового государства вошли, кроме Хорватии, Босния и Герцеговина, а также сербский Срем (общая территория 92,5 тысяч кв. км). Столицей НХГ стала Баня Лука. Установленный в новом государстве усташами режим стал одним из наиболее жестоких, возникших в ходе Второй мировой войны. Основой его стало уничтожение православных, евреев, цыган и коммунистов. Министр образования этой «страны» доктор Миле Будак определил политику своего правительства следующим образом: «Часть сербов мы уничтожим, часть будет изгнана, а та часть, которая примет католицизм, будет включена в состав хорватского народа. Наша политика определяется верностью религии и католической церкви». Посланник германского МИДа Г. Нойбахер докладывал Риббентропу: «Политика вождя усташей и поглавникаi Хорватии, Анте Павелича, напоминает религиозные войны, особенно самые кровавые из них: «Одна треть должна стать католиками, одна треть покинуть страну, а одна треть – умереть!» Последний пункт этой программы уже выполнен». В новом хорватском государстве проживало 6,7 миллиона человек. Половина из них были католиками, 2,2 миллиона человек православных, 750 тысяч мусульман, 70 тысяч протестантов и 45 тысяч евреев. Вся агрессия католиков была направлена исключительно против православных и евреев. Фанатизм и смертельная ярость хорватских фашистов имели в своей основе религиозную нетерпимость, а государственный план предусматривал создание монорелигиозного государства. Без преувеличения инфернальный кошмар воцарился на территории Независимого Хорватского Государства. Патологическую жестокость усташей запечатлели фотографии очевидцев этих событий: женщины с отрезанными грудями, вырванные глаза, отсеченные гениталии, палачи в «ошейниках» из человеческих языков и глаз. Зверства германских нацистов по сравнению с этим ужасом выглядят просто бюрократической рутинной работой, как бы ни кощунственно это звучало. Немецкие генералы в Хорватии были потрясены действиями Павелича и его подручных. В начале июня 1941 года генерал вермахта Edmund Glaise von Horstenau докладывал в Берлин: «Усташи обезумели. Шесть наших батальонов пехоты бессильно взирали на ослепленных кровавой яростью хорватов». 17 февраля командующий полицией безопасности (Sicherheitspolizei) и специальных служб в Хорватии докладывал Рейхсфюреру SS Гиммлеру: «Количество православных, которых хорваты уничтожили самым садистским образом, следует оценить примерно в 300 000 человек. При этом католическая церковь активно поддерживала в последнее время ужасные методы обращения православных в католичество. Живущие в Хорватии сербы, перешедшие в католичество, могут жить там совершенно спокойно. Из этого следует, что хорватско-сербская война имеет в своей основе политику Римско-католической церкви, направленную против Православия». Дело доходило даже до вооруженного вмешательства вермахта в этот жуткий религиозный геноцид. В июне 1942 года командир 718 немецкой пехотной дивизии приказал разоружить и арестовать целую роту усташей, истреблявших сербов на территории Румынии. Риббентроп даже передал Павеличу через немецкого посла «неудовольствие правительства Рейха в связи с ужасными эксцессами в Хорватии». Итальянские фашисты тоже были в шоке от хорватской жестокости. 1июля 1943 года войска Муссолини взяли под охрану 33 тысячи жителей Хорватии, в том числе 2100 евреев. Это не понравилось хорватскому архиепископу Степиначу, который жаловался на то, что «на хорватских территориях, занятых итальянскими войсками, наступил упадок религиозной жизни и явные тенденции схизмыii». В мае 1941 года были введены в жизнь первые антиеврейские законы, основанные на расовых критериях. В том же месяце первые евреи были отправлены в концлагерь в Данице. Сербам было предписано ношение голубых повязок с буквой «П» (Православные), а евреям – с шестиконечными звездами. На дверях загребских магазинов, ресторанов, на трамваях и автобусах висели таблички с надписью: «Сербам, евреям, бродягам и собакам вход запрещен». Эти факты приводит в своем исследовании известный польский публицист Мариуш Агносевич. Ватикан активно участвовал в хорватском шабаше с самого начала. К партии усташей принадлежало множество католических священников. В их числе был архиепископ Сараево Иван Шарич, монах-францисканец Берто Драгичевич из монастыря Широки Бриег был командиром отряда усташей. Хорватская католическая церковь не только знала о преступлениях своей паствы, но и активно направляла их. Эксперты считают, что в результате преступных действий усташей в Хорватии они завладели имуществом своих жертв на сумму около 80 миллионов долларов. «Золото усташей» хранилось в сейфах Ватикана, а Римская курия составила план переоборудования православных церквей в католические. Архиепископ Алоизий Степинач устраивал торжественные приемы, где чествовал хорватского фюрера Павелича, который на одном из таких приемов заявил, что «не будет терпеть сербской православной церкви, поскольку она является политической организацией». Видимо, поэтому Степинач называл Павелича «искренним католиком», а тот обращался к папе Пию XII со следующими заверениями в преданности: «Святой отец! Когда Божье Провидение позволило мне взять в свои руки управление моим народом и моей отчизной, я решил твердо изо всех сил добиваться того, чтобы хорватский народ, верный своей славной истории, навсегда в будущем стал верным Святому Апостолу Петру и его наследникам». 24 апреля 1941 года отряд усташей напал на несколько православных деревень, арестовал 250 заложников, которые в тот же день были сожжены живьем и похоронены в могилах, которые они же сами и выкопали под дулами винтовок усташей. И в тот же самый день архиепископ Степинач обращается с пастырским словом к своим прихожанам: «Кто может обвинить нас в том, что мы, как пастыри, разделяем радость и энтузиазм народа, выражая глубокую признательность божественному величию. Мы знаем людей, держащих в своих руках судьбу хорватского народа, и убеждены, что церковь в обновленном хорватском государстве будет свободно провозглашать принципы правды и вечной справедливости». Через несколько дней после этого замечательного обращения в Остаце были схвачены 330 сербов, которых так же заставили выкопать себе могилы, после чего изрубили их топорами. Православного священника Бранко Добросавлевича и его сына оставили на конец: ребенка рубили топорами на глазах отца, который должен был произносить слова молитвы за убитых. После этого священника подвергли страшным пыткам: вырвали волосы из головы и бороды, вырвали глаза и живьем сняли с него кожу. Бывшего члена парламента, Луку Аврамовича распяли вместе с сыном. В Баня Луке 81-летнего епископа Платова в буквальном смысле подковали конскими подковами и заставили ходить по улицам, пока он не потерял сознание, после чего вырвали ему глаза, отрезали нос и уши, и только после этих ужасных пыток добили старика. 14 мая 1941 года в городке Глина несколько сот сербов были загнаны в православную церковь. За ними ворвались усташи, вооруженные топорами и ножами. Те, кто не смог предъявить свидетельств о переходе в католицизм (таких оказалось только двое), были зарезаны. Инициаторами этой варварской акции были министр юстиции Хорватии доктор Мирко Пук и приор францисканского монастыря в Чунтич Частимир Херманн. Через четыре дня после этого, 18 мая 1941 года, Павелич был торжественно принят папой Пием XII, который во время аудиенции благословил «верного сына Римско-Католической церкви». Трудно предположить, что благословляя Павелича, папа не знал о зверствах в Хорватии и том, что хорватский фюрер был осужден заочно к смертной казни за убийства, в числе которых было покушение на короля Александра. «Да здравствует Хорватия!», – провозгласил Пий XII во время аудиенции. Описанные события, происходившие с благословения Пия XII, заложили основы взаимной вражды между сербами и хорватами, выплеснувшейся наружу в 90-е годы ХХ века. Именно они стали причиной отделения Хорватии от Югославии в 1991 году, что положило началу распада Югославии.
Часть IV. «Крысиная дорога» и золото усташей
По свидетельствам очевидцев, золото усташей было вывезено на десяти грузовиках в Рим, где первоначально хранилось во францисканском монастыре Святого Иеронима в Риме, и где прятались хорватские нацисты, включая их «поглавника» Павелича. Благодаря заступничеству и нелегальной помощи Ватикана Анте Павелич не понес справедливого наказания, сбежав в Аргентину «крысиной дорогой», а затем, воспользовавшись «гостеприимством» испанского диктатора Франко, мирно прожил в Испании до 1959 года, где и скончался в возрасте 70 лет.
Благодетель нацистов
Симпатии Пия ХII к гитлеровцам были хорошо известны, в Италии его даже прозвали «немецким папой». В период его понтификата в коридорах Ватикана звучала, в основном, немецкая речь. Хозяйство понтифика вела немка Паскуалина Ленерт, которая готовила ему блюда немецкой кухни. К сожалению, кулинарные предпочтения Пия XII отражались и на его политической деятельности: известны его молитвы о победе Гитлера над коммунистической Россией, благословение немецких войск, отправлявшихся через Рим на африканский фронт под командованием генерала Роммеля, и кровавого фюрера Хорватии Анте Павелича. Гауляйтер Reichsgau Wartheland (западные территории Польши, включенные Гитлером после оккупации в состав Третьего рейха) Артур Грайсер, персонально ответственный за уничтожение сотен тысяч поляков и евреев, был вместе с Гансом Франком, генерал-губернатором Польши, осужден после войны к смертной казни через повешение. Пий ХII потребовал помиловать их, а когда ему в этом было отказано, лично перед казнью благословил их. После победы антигитлеровской коалиции Ватикан активно помогал нацистским преступникам избежать заслуженного наказания. По личному указанию Пия XII архиепископ Алоиз Худал (Alois Hudal) занимался их переброской в Южную Америку, используя для этого католическую благотворительную организацию Caritas и Красный Крест. Его близким другом был Вальтер Рауфф (Walter Rauff), изобретатель передвижных автомобильных газовых камер. По ватиканским паспортам покинули Европу около 30 тысяч нацистов, в том числе генералы SS и такие преступники как Адольф Эйхман (Adolf Eichmann), впоследствии повешенный по приговору суда в Тель-Авиве и Франц Штангль (Franz Stangl) – начальник концлагеря в Треблинке. Нацисты прятались в католических монастырях и зачастую выезжали из Италии, переодетые католическими священниками.
Что хранилось в Ватиканском банке?
Процедура канонизации Пия XII началась еще в 1990 году и для ее окончания нужна всего лишь подпись нынешнего папы Бенедикта ХVI. Иоанн Павел II сделать это не решился. Дрогнула рука и у нынешнего понтифика. Причина проста – Ватикан хочет подписать Конкордат с Израилем, о чем проинформировал власти этой страны еще в марте 1999 года. Речь идет, прежде всего, о праве собственности на шесть католических храмов и гарантии налоговых привилегий для них на территории Израиля. Государство Израиль и еврейские организации по всему миру активно протестуют против канонизации Пия XII, считая его ответственным за Холокост, уничтожение около полумиллиона православных сербов и цыган в Хорватии, Боснии и Сербской Краине преступным режимом усташей в 1941-45 годах. Только в созданном на территории Хорватии концлагере Ясеновац было уничтожено около 700 тысяч человек – сербов и евреев, из них около 20 тысяч детей. Именно туда ведут следы знаменитого «золота усташей», грабивших свои жертвы перед их уничтожением. Это золото хранилось в Ватиканском банке и было использовано, в частности, для организации так называемой «крысиной дороги» – канала переброски нацистских преступников в Южную Америку.
Анте Павелич – поглавник Хорватии
Благодаря заступничеству и нелегальной помощи Ватикана даже Анте Павелич не понес справедливого наказания, сбежав в Аргентину «крысиной дорогой», а затем, воспользовавшись «гостеприимством» испанского диктатора Франко, мирно прожил в Испании до 1959 года, где и скончался в возрасте 70 лет. Духовный наставник Павелича, архиепископ Загребский Алоизий Степинач, который не избежал суда и после войны был осужден к 16 годам лишения свободы за военные преступления, после освобождения из тюрьмы в 1952 году был произведен Пием ХII в кардиналы. По свидетельствам очевидцев, «золото усташей» было вывезено на десяти грузовиках в Рим, где первоначально хранилось во францисканском монастыре Святого Иеронима в Риме, и где прятались хорватские нацисты, включая их «поглавника» Павелича. Этой операцией руководили католические священники Крунослав Драганович и казначей ордена св. Франциска отец Доминик Мандич. В 1998 году госдепартамент США опубликовал доклад о швейцарских и ватиканском банке, скрывающих награбленные нацистами деньги их жертв. По фамилии заместителя госсекретаря США Стюарта Эйзенстата, представлявшего этот документ общественности, он был назван «Докладом Эйзенстата». Результатом публикации стал коллективный иск жертв хорватских нацистов и Организации Украинских борцов антифашистского сопротивления, Украинского союза жертв нацизма, Ясеновацкого исследовательского института, Международного союза бывших узников фашизма Украины, России и Беларуси, Республики Сербской Краины и Союза цыган Сербии против Банка Ватикана и Ордена Францисканцев в федеральном суде Сан-Франциско. (С материалами дела можно ознакомиться по следующему адресу – http://www.vaticanbankclaims.com/six.Pdf) Одним из важных доказательств по данному делу является рапорт специального агента американской контрразведки Уильяма Гоуэна (William Gowen), датированный 1947 годом, в котором описаны приведенные выше обстоятельства сокрытия «золота усташей».
Деньги для проекта «ОДЕССА»
С помощью различных юридических ухищрений адвокаты ответчиков изо всех сил затягивают рассмотрение дела по существу в надежде на то, что большинство истцов – люди преклонного возраста и многие из них уже скончались, так и не дождавшись праведного суда. Адвокатам Ватикана уже удалось исключить из обвинения военные преступления и нарушение прав человека. Однако обвинение в хищении имущества жертв нацизма осталось. В то же время, документы, представленные истцами, свидетельствуют о том, что Ватикан посредничал в выводе значительных финансовых средств из немецкого Рейхсбанка в контролируемые нацистами швейцарские банки. Целью было создание «крысиной дороги» и финансирование организации «ОДЕССА1». Трудно сказать, сколько еще мрачных тайн скрывают ватиканские архивы. Вряд ли они когда-нибудь будут предъявлены общественности, по крайне мере, как заявили американские адвокаты Ватикана, всё, что касалось предмета иска жертв нацизма в суде Сан-Франциско, уже уничтожено. Канонизация «папы Гитлера» вроде бы внутреннее дело Ватикана, но провозглашение святым пособника нацизма всё же иначе как кощунством назвать нельзя. Григорий Тинский
Вернуться назад
|