Сегодня, когда Владимир Путин пытается внести в конституцию изменения, которые позволят ему остаться у власти до середины тридцатых годов, напряженные отношения России с Западом, вероятно, такими и останутся. Но, если она захочет, Россия может взять курс на более динамичное будущее, где у нее будут тесные связи с Западом.
Марку Твену приписывают изречение: «История не повторяется, но она часто рифмуется». Оно хорошо иллюстрирует отношения между Москвой и Западом. В конце семидесятых и начале восьмидесятых годов они были заморожены, пока лидер перестройки и либерализации страны Михаил Горбачев не потряс основ советской державы. Сегодня отношения с Россией снова на точке замерзания, но пока неясно, потребует ли новое потепление смены режима.
Возможно, пока отношения России с Западом еще не достигли дна, но они близки к этой точке. Ссылаясь на экономические санкции, Путин утверждает, что отношения с США «становятся все хуже и хуже». Министр иностранных дел России Сергей Лавров предупреждает, что «приближение НАТО к нашим границам – это угроза для России». В свою очередь, госсекретарь США Майк Помпео возлагает вину за холодные отношения на «плохое поведение» России и превозносит Украину как «оплот» борьбы против авторитаризма.
Нынешняя напряженность напоминает времена перед приходом к власти Горбачева, эпоху советского генсека Леонида Брежнева и его краткосрочных преемников, сторонников жесткой линии Юрия Андропова и Константина Черненко.
В конце семидесятых годов СССР начал тайное развертывание наземных ядерных ракет, нацеленных на Европу и Японию. В 1979 году Советы вторглись в Афганистан и вели там десятилетнюю войну против повстанцев-моджахедов. В 1981 году СССР вынудил лидеров Польши ввести в стране военное положение. Они арестовали тысячи активистов свободных профсоюзов, из которых десятки умерли в тюрьмах. В 1983 году советский истребитель сбил южнокорейский пассажирский лайнер Korean Air 007, который пролетел над советской территорией, что привело к гибели 269 человек. Все эти действия вместе взятые привели к тому, что отношения между Советским Союзом и Западом погрузились в глубокую кому.
Как эти угрозы рифмуются с нынешними? В 2009 году Россия начала испытания ракет, запрещенных договором о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) 1987 года, а затем тайно развернула их против Европы. В 2014 году Россия захватила и аннексировала принадлежащий Украине Крымский полуостров и уже в течение шести лет ведет войну в восточной части Украины. Кроме того, в том же 2014 году российские войска или подконтрольные им пророссийские ополченцы выпустили ракету «земля-воздух» и сбили пассажирский лайнер MH-17 авиакомпании Malaysia Airlines, убив при этом 298 человек. В 2016 году Путин отдал приказ о проведении информационной кампании, целью которой был «подрыв общественного доверия к институтам демократии и демократического процесса в Соединенных Штатах».
Как Запад реагировал на недружественные действия России в прошлом? В начале восьмидесятых годов НАТО развернула ракеты средней дальности наземного базирования, чтобы усилить свои возможности в области сдерживания. Соединенные Штаты обучали афганских партизан-моджахедов и передавали им современные зенитные ракеты «Стингер», которые помогли значительно ослабить военное преимущество, которое давала Советскому Союзу авиация. Запад использовал как публичную дипломатию, так и тайную помощь, чтобы противодействовать военному положению в Польше. Запад публично компрометировал СССР в связи с инцидентом со сбитым корейским авиалайнером.
Если сравнить это с нынешними событиями, можно утверждать, что сегодняшняя реакция Запада является не столь действенной. Страны НАТО обучают украинских солдат, а Соединенные Штаты поставляют им современные системы противовоздушной обороны, но эти ракеты еще ни разу не были использованы в реальном бою. Америка вышла из договора об РСМД, но НАТО не планирует устанавливать в Европе новых ракет наземного базирования средней дальности с ядерными боеголовками. Запад полагается на санкции и контрпропаганду, чтобы препятствовать политическому давлению России, а также на публичное осуждение и правовые меры с целью получения компенсации для родственников тех, кто погиб в самолет MH-17.
Означает ли эта менее активная реакция, что Запад применяет более слабые рычаги, чтобы изменить поведение Москвы? Возможно, так и есть, но нельзя исключить вариант, что это вообще не самый главный фактор.
В восьмидесятые годы самой главной движущей силой кампании Горбачева за нормализацию отношений с Западом было ощущение внутренней слабости. Унаследованная им советская экономика была неспособна даже прокормить население. Горбачев приступил к масштабным реформам, но он находился в «смирительной рубашке» коммунистической экономической и политической системы. Его ограниченные меры – «ускорение», «гласность» и «перестройка» — были на самом деле не более чем полумерами, ошибочными или недальновидными. Их было слишком мало, и начались они слишком поздно. В результате Советский Союз распался в 1991 году.
Сегодня кремлевские лидеры располагают более богатым выбором вариантов для преодоления очередного «застоя». В России созданы институты рыночной экономики, и значительная часть собственности является частной. Согласно данным Всемирного банка, значительно возросли доходы населения. У нынешних россиян гораздо более обширные связи с Западом – экономические, культурные и личные. После обретения независимости Россия приобрела ценный опыт демократических реформ. Реформаторы и реформы, которые могли бы возродить страну и ее экономику, хорошо известны.
Как и в восьмидесятые годы, курс отношений с Западом, возможно, будет зависеть не столько от его рычагов давления, сколько от того, улучшит ли Россия свое экономическое положение. Нынешнее руководство способно это сделать. Однако, если вместо этого сохранится всеобщий застой, напоминающий позднюю советскую эпоху, со временем необходимость реформ может вынудить Россию к более решительным и болезненным переменам.