Пятилетний юбилей со дня присоединения проведения в Крыму и Севастополе референдума мы отпраздновали в 2019 году. В 2020-м — новая эра, очередной пятилетний рубеж перелистнул страницу, и мы подводим новые итоги. Мир не просто привыкает к тому, что Крым стал русским. Мир давно привык. Совершенно ясно, что восстановлена историческая справедливость, а крымчане сделали свой выбор, проголосовав за возвращение в Россию.
В сборном материале мы вспоминаем, чего удалось добиться Крыму и России за пять лет. Какой стала новая жизнь крымчан. Начнём с того, что 11 августа 2014 года была принята программа «Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя». Экономику полуострова предстояло интегрировать в российское экономическое пространство. Кроме того, требовалась полная модернизация инфраструктуры Крыма, пришедшую в запустение в украинский период. Крым всегда оставался курортной здравницей, однако Киев, по неясным причинам, практически не вкладывался в территории. С другой стороны, олигархи с удовольствием выкупали крымские районы для личных целей.
Срок реализации целевой программы был рассчитан до 2020 года. После её продлили решением правительства до 2022 года, увеличив финансирование на 40 миллиардов рублей, до 877,8 миллиардов рублей. Львиная доля средств выделена из федерального бюджета. В общей сложности в рамках программы должны быть построены более 800 объектов. Часть уже завершены и, безусловно, главный из них это Крымский мост, который Киев упорно называл легендой и призраком.
Транспорт. Проекты-гиганты
В 2014 году по большому счёту лишь Керченская переправа соединяла Крым с материковой частью России. Сводки о столпотворении на переправе писались одна за другой. Было ясно, что для бесперебойного транспортного сообщения нужен мост. Так и появился проект-гигант.
Президент России Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями. Переход, соединивший Керченский полуостров с Таманским, стал самым протяженным в России и Европе — 19 километров.
В мае 2018 года было запущено движение легкового транспорта по автодорожной части моста (пропускная способность — 40 тыс. автомобилей в сутки), в октябре — грузового транспорта. В общей сложности за десять месяцев по Крымскому мосту проехало 4,5 млн автомобилей. К сегодншянему дню завершена и железнодорожная часть Крымского моста, первые поезда уже поехали из крупнейших городов России в Крыму.
К слову, готовность автомобильной часть Крымского моста Путин проверял лично за рулем одного из грузовиков, проехавших по автомобильной части. А все чаяния украинских спикеров о несущесвующем мостовом переходе расстаяли, сменившись новой легендой с главным тезисом «долго этот мост не простоит». Не говоря уже о прямых угрозах к уничтожению. Именно поэтому гигантская артерия находится под крулосуточной охраной, обеспечена полная безопасность.
С 2017 года строится четырехполосная автодорога федерального значения «Таврида» (Керчь — Симферополь — Севастополь). Стоимость проекта превышает 150 миллиардов рублей. Трасса должна состоять из восьми участков (шесть пройдут по территории Крыма, два — Севастополя) общей протяженностью около 250 километров. Первая очередь автодороги длиной 190 километров открыта в декабре 2018 году от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту. Полностью «Тавриду» планируют построить к 2022 году.
Добавим, 16 апреля 2018 года открылся новый терминал аэропорта Симферополь — единственного действующего пассажирского аэропорта на территории полуострова. А только за первую пятилетку в составе России в эксплуатацию крымские строители ввели более 2,3 млн кв. м жилья, проведен капитальный ремонт более 700 многоквартирных домов.
Только цифры. Экономика
С 2014 года за пару лет валовой региональный продукт Крыма вырос в 1,9 раза: с 189,439 миллиардов рублей до 359,110 миллиардов рублей в 2017 году по данным Росстата. ВРП на душу населения за тот же период также увеличился в 1,9 раза — с 100,5 тысяч рублей до 187,7 тысяч.
За пять лет инвестиции в экономику Крыма, выросли в 10 раз — с 26 миллиардов рублей в 2014 году до 270 миллиардов рублей в 2018-м.
Согласно переписи населения, проведенной в октябре 2014 года, общая численность населения полуострова составляла 2 миллиона 285 тысяч (1 миллион 892 тысяч — жители Крыма, 393 тысяч — Севастополя). К 2019 году население увеличилось на 3,1% — до 2 миллионов 355 тысяч человек (1 миллион 912 тысяч проживают в Крыму, 443 тысяч — в Севастополе).
Среднемесячная зарплата в Крыму за 2019 год увеличилась на 11% по сравнению с прошлогодним показателем и составила 31 966 рублей.
Энергетика. Дальше от блокады крымчан
В 2014 году Украина чуть ли не полностью контролировала потоки электроэнергии, направляемые в Крым. Было ясно, что это отличный инструмент для манипулирования, которым, в конце концов, Киев и воспользовался. Поставки электроэнергии прекратили — сработал принцип блокады. Лишь 30 процентов мощности Крым мог покрывать за счёт своего производства. К сегодняшнему дню этот вопрос полностью решён.
Сначала в 2015 и 2016 годах по дну Керченского пролива уложили четыре нитки энергомоста. Они обеспечили переток в Крыму 800 МВт в сутки со стороны Краснодарского края. Дальше проект продолжили. И в октябре 2018 года в строй ввели первые очереди Таврической (Симферополь) и Балаклавской (Севастополь) газовых теплоэлектростанций. Весна 2019 года — ввод вторых очередей теплоэлектростанций. Мощность каждой составила 470 МВт. Кроме того, запущена модернизированная Сакская ТЭЦ общей мощностью 90 МВт.
Для обеспечения газоснабжения в декабре 2016 года пущен магистральный газопровод Краснодарский край — Крым протяженностью почти 360 километров. Его мощность составляет 2,2 миллиардов кубометров в год с возможностью увеличения до 4 миллиардов кубометров.
Водная блокада, до свидания
Ещё один иструмент для манипулирования, которым с удовольсвием воспользовались украинские власти — это поставки воды в Крым. На 90 процентов полуостров зависел от Северо-Крымского канала, откуда пресная вода поступала из Днепра. В 2014 году Киев принял решение прекратить водоснабжение. Восточные районы полуострова оказались в самом тяжёлом положении. Но уже в мае 2014 года появилось гидротехническое сооружение по переброске воды из Тайганского и Белогорского водохранилищ — это центр полуострова. Так Северо Крымский канал из пересохшего вновь стал полноводным. А дальше вода шла в Феодосию, Судак, Керчь.
В 2016 году появились и другие «точки». Это Нежинский, Просторненский и Новогригорьевский водозаборы. Таким образом, заработала временная схема для обеспечения водой порядка 200 тысяч жителей востока полуострова.
Предполагается, что до 2022 года Крым избавится от временных схем — подача в восточные районы будет полностью отлажена.
К слову, блокады Украины приносят Незалежной лишь колоссальные убытки. Если Крым в течение нескольких лет переориентировался и стал работать на себя, то Киев так и не избавился от фантомных болей, не приносящих пользу. Каждый год Киев теряет свыше миллиарда долларов, заявил не так давно экс-министр экономики Украины Виктор Суслов в эфире телеканала «112 Украина». По его словам, блокада Крыма была большой ошибкой. Он отметил, что именно она принесла Киеву «лишь убытки и открыла новые возможности для России».
«И что теперь? – вопрошал Суслов. — Это закончилось тем, что немцы помогли России построить две электростанции в Крыму».
Сейчас из-за блокады полуострова колоссальные деньги уходят российским бизнесменам.
«Это больше трехсот млн от экспорта электроэнергии и больше шестисот млн от экспорта продуктов в год, которые поставляли наши фермеры», – подсчитал бывший министр, посетовав, что теперь этот рынок отошел Кубани и другим южным российским регионам.
Впрочем, он не единственный, кто признал: блокада Крыма ударила по самой же Украине. И ударила больно. Причем не только потерянными гривнами. Эксперты предупреждали и о страшной экологической катастрофе. В деталях об этой части потерь Царьград рассказывал чуть раньше.
Образование, здравоохранение, туризм
Стандарты образования в Крыму сегодня полностью российские. Таким образом, каждый может получить профессию в любой точке России, сдав ЕГЭ.
За первые пять лет в систему образования полуострова вложено почти 33 миллиардов рублей. С 2014 года в большинстве районов Крыма обеспечена 90-процентная доступность дошкольного образования. Строятся школы, обеспечена транспортная инфраструктура, чтобы каждый ребёнок мог спокойно добираться до своего образовательного учреждения. За пять лет средняя зарплата крымских учителей выросла почти в три раза.
За пять на полуострове построено 45 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, в 2017 году введен в эксплуатацию многопрофильный республиканский медицинский центр в Ялте, решён вопрос со строительством медицинского центра Крымской республиканской клинической больницы им. Н. А. Семашко.
В начале 2014 года зарплата в отрасли составляла 2,3 тыс. гривен (около 9 тыс. руб.). В настоящее время врачи на полуострове в среднем получают 52,2 тыс. руб.
Наконец, Крым, наконец, снова стал точкой притяжения туристов. И, к слову, сюда едут отдыхать и украинские гости, как бы ни пытались отвадить людей от привычных мест в официальном Киеве.
В настоящее время в республике расположено более 700 санаторно-курортных и гостиничных организаций, из них более 300 предоставляют лечение и оздоровительные услуги, примерно 400 — услуги по размещению отдыхающих (гостиницы, отели и др.). Организовано более 400 пляжей. Каждый год туристический поток оказывается рекордным. В этом сезоне с запуском железнодорожного сообщения цифры также должно подрасти.