Чтобы конвертировать свою известность в голоса избирателей, для Сергея Шнурова оптимально находиться в составе именно крупного партийного проекта, близкого по взглядам для «усталых лоялистов», полагает Михаил Нейжмаков
Сергей Шнуров. Фото: ИД «Собеседник»
Многие эксперты скептически оценили вступление Сергея Шнурова в Партию Роста, но главная проблема для его политического будущего может заключаться вовсе не в этом. Можно сказать, что на один из таких проблемных для него аспектов намекает фильм «День выборов», где прозвучала одна из самых известных песен в исполнении этого музыканта.
С одной стороны, проблемный «багаж» Партии Роста не так уж опасен для Сергея Шнурова. Шутки о роликах, названии и символике этой партии – прерогатива медийно-экспертного сообщества и узкой прослойки самых политизированных граждан, но они и не являются целевой аудиторией, на которую рассчитано привлечение в партию известного исполнителя. В российской политике уже были примеры, когда лицом предвыборной кампании партии со «скучным» лидером становилась творческая личность, с политикой не ассоциирующаяся – вспомним Римму Маркову, чей образ использовался в рекламных роликах «Справедливой России» на думских выборах 2007 и 2011 года.
С другой стороны, ряд обстоятельств сейчас действительно делают проблемными. электоральные перспективы любого проекта, лицом которого мог бы стать Сергей Шнуров.
Прежде всего, Шнурову не повезло не столько с партией, сколько с политическими «соседями». Как правило, чтобы иметь самостоятельные перспективы (то есть, эффективно определять лицо проекта, а не быть «фоном») деятелю, пришедшему из шоу-бизнеса, нужно было определенное время находиться «рядом с политикой». Про Шнурова вполне можно сказать подобное – в частности, исполняемые им песни на политические и околополитические темы широко известны (можно вспомнить хоть уже упомянутую композицию в «Дне выборов», хоть «Химкинский лес»). Однако официальный шаг в политику он сделал именно тогда, когда о своих амбициях стало заявлять множество медийных или нишевых узнаваемых фигур, с политикой ассоциирующихся куда меньше. Недаром в прессе пока вступление Шнурова в Партию Роста очень часто обсуждается в связке с идеей создания партии (но сначала движения) «Сильные женщины» под руководством певицы Валерии (Аллы Перфиловой).
Фактически, обстоятельства вступления Шнурова в будущую парламентскую гонку очень напоминают старт президентской кампании Ксении Собчак. Последняя целенаправленно шла в публичную политику (еще в 2005 году она весьма уверенно выступила в публичных дебатах против одного из депутатов Мосгордумы), но после того, как в 2017 году практически одновременно с ней о намерении баллотироваться в президенты заявили Божена Рынска, Екатерина Гордон и появился призыв выдвигаться Анфисе Чеховой, общественность воспринимала этот «парад кандидаток» во все более комичном ключе. В качестве отдаленной аналогии можно вспомнить ситуацию в ходе думской предвыборной кампании 1999 года, дополнительно сработавшей против блока «Отечество – вся Россия» на определенном этапе считавшегося претендентом на победу. Тогда после выхода ролика ОВР, в котором лидер списка экс-премьер Евгений Примаков обращался к избирателям, с телеэкрана в точно таком же интерьере (сидя за большим дубовым столом) к гражданам обратился лидер карликового Консервативного движения России Лев Убожко.
При этом для Сергея Шнурова опасно не сопоставление с «несерьезными» или «не самостоятельными» персонажами (эпатажного деятеля, в отличие от солидных, но не «тефлоновых» политиков, «утопить» таким образом сложно), сколько опасность выглядеть «одним из многих», сделавшим шаг, выглядящий почти заурядным для представителей своей среды. От эпатажных персонажей в политике избиратель как раз ждет эксклюзивных заявлений и шагов по принципу «никто, кроме него, не решился».
У Шнура большой потенциал: политика в России сильно деградировалаВ своих (контр)культурных высказываниях Сергей Шнуров радикальнее и смелее подавляющего большинства оппозиционных политиков, подчеркнул Валерий СоловейКроме того, в своем творчестве Шнуров не «разит сатирой», а, по сути, примиряет аудиторию с действительностью. Такой подход ближе не протестному избирателю, а «усталому лоялисту». К слову, ведь и в фильме «День выборов», где звучит одна из самых известных песен в исполнении Шнурова, команда кандидата Игоря Цаплина борется за голоса как раз лояльного властям электората, доказывая, что именно их претендент – настоящий «ставленник Кремля», в отличие от действующего губернатора. Такой избиратель, если не поддерживает явно провластных кандидатов, думские кампании, а также выборы в региональные и местные представительные органы очень часто игнорирует. Или, в крайнем случае, голосует за представителей крупных системных умеренно-оппозиционных партий.
Конечно, это сугубо предварительные выводы – чтобы видеть картину более четко, необходимо специальное социологическое исследование. И все же, пока можно предположить: чтобы конвертировать свою известность в голоса избирателей, для Шнурова оптимально находиться в составе именно крупного партийного проекта, близкого по взглядам для «усталых лоялистов». В этом смысле, большой вопрос, воспринималась бы в качестве крупной и системной партия, созданная специально для «сольной» политической карьеры Сергея Шнурова. Больше шансов быть воспринятым в таком качестве скорее у проекта, построенного на основе «ансамбля» из группы узнаваемых политических фигур – но и такой формат, даже для относительного успеха (пресловутые «3% и госфинансирование») потребовал бы весьма значительных вложений.
Михаил Нейжмаков – ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, специально для ИА «Реалист»