ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Что скрывают нападки на министра иностранных дел Аурелиу Чокоя и миротворческий формат в Приднестровье?

Что скрывают нападки на министра иностранных дел Аурелиу Чокоя и миротворческий формат в Приднестровье?


11-02-2020, 17:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

После того как министр иностранных дел Молдовы Аурелиу Чокой высказал мнение о том, что Россия остановила кровопролитие на Днестре, а сторонами вооруженного конфликта были Кишинев и Тирасполь, вполне можно было ожидать, что он станет объектом атак.

Не так давно его предшественник, Нику Попеску, попал в аналогичную ситуацию, когда сказал, что расценивает вооружённый конфликт в Приднестровье, как гражданскую войну.

Разумеется, что как Попеску, так и Чокоя атаковали силы из одного лагеря, настроенного прорумынски и антироссийски. Как всегда откликнулись и ветераны приднестровского конфликта.

Что говорят критики Чокоя?

Аргументация историков и аналитиков этого лагеря хорошо известна. Они утверждают, что Россия была стороной конфликта. «Если бы конфликт в республике носил исключительно внутренний характер, то соглашение о прекращении огня должны были подписать представители Кишинева и Тирасполя. Но сделали это президент России Ельцин и президент Молдовы Снегур. Российская армия несет ответственность за пролитую здесь кровь».

Политолог и депутат парламента Оазу Нантой развил эту мысль: «14-я армия предоставила вооружение и кадры сепаратистским военизированным формированиям, разрушила государственные структуры Республики Молдова на левом берегу Днестра и виновна в этнических чистках, в результате которых 25 000 человек были вынуждены покинуть свои дома». По мнению Нантоя, министр иностранных дел Молдовы повторил слова российского коллеги Сергея Лаврова: «В 92 году наши военные прекратили кровопролитие».

 

А ветераны приднестровского конфликта потребовали отставки Аурелия Чокоя. «Господин Чокой не сидел с нами в окопах…Он должен извиниться перед ветеранами», — заявили некоторые участники боевых действий на Днестре.

Критические замечания в адрес министра иностранных дел более подробно рассмотрим чуть позже, но перед этим давайте перечислим уже и другие важные вещи, за которые также несет ответственность 14-я армия, позже ОГРВ.

За что еще несет ответственность 14-я армия?

1.Вне всякого сомнения, на российских военных лежит вина за уничтожение промышленности независимой Молдовы. Конечно, закрытие главных предприятий Кишинева – «Виброприбор», Счетмаш, «Мезон», «Искож», тракторный завод, а также многочисленных сахарных и консервных заводов по всей стране — дело рук Кремля.

2. Москва и ее генералы также отвечают за распад сельского хозяйства независимой Молдовы. По указанию из центра империи закрывались высокоразвитые агропромышленные комплексы, молочнотоварные фермы, машинно-тракторные станции и ремонтные базы, проводилась в жизнь программа «Пэмынт» по уничтожению колхозов и совхозов. То, что делалось все это на американские деньги, никого не должно удивлять.

3. Военные люди из 14-ой Армии организовали также продажу за бесценок Центральных и Южных энергосетей испанским предпринимателям.

4. Закрытие больниц, фельдшерских пунктов в селах, школ и детских садов в правобережной Молдове происходило тоже под жестким контролем людей в военной форме.

5. Безусловно, именно Москва виновата в том, что в Молдове воцарились бедность и махровая коррупция.

Новая страница: беспорядки и поджег парламента в 2009 году, «кража века» и захват государства олигархами

6. Организация событий апреля 2009 года, разгром и поджог зданий парламента и президентуры – также на совести солдат и офицеров российской армии.

7. И за грандиозное финансовое мошенничество, «кражу века», отвечают расквартированные в Тирасполе российские военные.

8. Они же вынудили молдавские власти подсесть на западную кредитную иглу и набрать займов больше, чем РМ способна отдать.

9. Особая роль принадлежит российской армии в захвате Молдовы олигархом Владом Плахотнюком. Это они помогли Плахотнюку наладить контакты на самом высоком уровне в Вашингтоне и в июне 2019 года тайно выехать в США, избежав уголовной ответственности за узурпацию власти.

10. Конечно же, на совести российских военных массовый отъезд граждан правобережной Молдовы на заработки за рубеж, в Италию, Израиль, Францию, Португалию, ну и, разумеется, в Россию. Брошенных детей, стариков-родителей, дома, деревни следует записать также на их счет.

11. Ну, и самое главное «преступление». Уже 28 лет благодаря российским миротворцам на берегах Днестра не льется кровь, и брат не стреляет в брата.

Что стоит за атакой на Аурелия Чокоя?

А теперь давайте вернемся к обвинениям, высказанным в адрес Аурелия Чокоя. По существу нынешний министр иностранных дел нового ничего не сказал. До него это говорили высшие должностные лица страны. Также данную позицию подтверждают многочисленные документы, подписанные Кишиневом и Тирасполем, Молдовой и Россией, и, несомненно, нынешняя формула переговоров формата «5+2», где «два» – это стороны конфликта.

Поэтому атака на Аурелия Чокоя, скорее всего, – разворачивающийся на наших глазах план по свержению правительства Иона Кику и недопущению переизбрания президентом Игоря Додона.

Памятное объяснение генерала Лебедя

Под юрисдикцию России части 14 армии перешли в апреле 1992 года после распада СССР. Можно ли всерьез говорить о полноценном участии 14-ой армии в войне против Молдовы? Как это могло бы выглядеть, коротко объяснил в свое время генерал Александр Лебедь, сказав, что его армия может «позавтракать в Тирасполе, пообедать в Кишиневе, а поужинать в Бухаресте».

Кроме того, в тот период России было не до Молдовы. В 1992 году произошел осетино-ингушский конфликт, Татарстан провел референдум о суверенитете, правительство Егора Гайдара объявило о либерализации цен, инфляция составила по итогам 1992 года 2600 %, началась свободная торговля. И уже созревал конфликт между президентом Ельциным и парламентом во главе с Хасбулатовым, завершившийся позже штурмом Белого дома. Столь бурные события отодвигали куда-то очень-очень далеко Молдову с ее собственным конфликтом.

Точка невозврата президента Снегура

И, тем не менее, по понятным причинам, вооруженный конфликт в Приднестровье Россия проигнорировать не могла. Поскольку 14-ая армия дислоцировалась в основном на левом берегу Днестра, а многие офицеры и солдаты были родом из этих мест или проживали здесь, то любые боестолкновения в регионе были провоцированием и вовлечением уже российских военных в конфликт. Когда ситуация обострилась, некоторые подразделения и военная техника перешли на сторону Тирасполя.

Понимали ли адекватно ситуацию кишиневские власти? Скорее всего, что нет. Сам президент Снегур в советское время был секретарем ЦК КПМ по сельскому хозяйству, а в его окружении не было квалифицированных аналитиков и военных. На это указывает решение ввести в Бендеры войска в июне 1992 года, что привело к массовой гибели мирных людей, исходу населения, разрушениям, вызвало другие серьезные последствия. Для Молдовы этот момент стал точкой невозврата.

Что очень важно, военная операция президента Снегура в Бендерах началась на второй день, после того как парламент Молдовы вместе с депутатами из Приднестровья утвердил основные принципы мирного урегулирования конфликта. И получилось, что депутаты кишиневского парламента и иностранные представители в Бендерах попали под обстрел молдавских же военных.

Также некоторые объекты, которые атаковались, принадлежали 14-ой армии России.

Выпятить одно, замолчать другое

Говорят ли об этих и других неудобных фактах те, кто сегодня атакуют министра иностранных дел? Нет. Они предпочитают многое замалчивать.

В частности то, что и Румынию можно было бы назвать стороной конфликта, как говорят о России. Экс-президент Снегур официально признал одному из молдавских СМИ, что Румыния оказывала военную помощь Молдове в период конфликта. В благодарность за эту поддержку Кишинев передал Бухаресту самолет «МиГ». А после окончания конфликта любой мог видеть искореженную румынскую военную технику на обочинах «бетонки» в пригородах молдавской столицы, пока боевые машины дожидались утилизации.

И все же, почему президент Снегур подписал в 1992 году соглашение с Борисом Ельциным?

В какой ситуации оказался Мирча Снегур?

Понятно, что после того, что произошло в Бендерах и продолжавшиеся боевые действия имели для Молдовы разрушительные последствия. Войну нужно было остановить.

Кто мог бы быть той силой, которая обеспечила бы выполнение данной задачи? И здесь Мирча Снегур рассудил правильно.

Вести с Тирасполем напрямую переговоры было уже невозможно. Да и сам факт таких переговоров мог привести к отставке Мирчи Снегура с поста президента. Также прямое соглашение о перемирии с Тирасполем легитимизировало бы непризнанную ПМР. Нужен был посредник, который мог бы оказать на левый берег влияние, и чье присутствие успокоило бы население региона. Что, обратиться за помощью вновь к Бухаресту? Нет, конечно. Поэтому через частных лиц Мирча Снегур вышел на вице-президента России. Александр Руцкой прибыл в Молдову и в аэропорту Бендер провел переговоры с представителями Кишинева и Тирасполя. Так была найдена формула выхода из военного противостояния.

3 июля 1992 года между президентами России и Молдовы было достигнуто принципиальное взаимопонимание, и 21 июля в Москве подписано Соглашение и принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Был создан механизм ОКК и оговорен трехсторонний формат миротворческой операции на основе консенсуса.

Роль России

В документе идет речь о двух конфликтующих сторонах, Кишиневе и Тирасполе, и посреднической роли России. Например, в статье 5, пункт 2, говорится, что «Конфликтующие стороны незамедлительно приступят к переговорам относительно урегулирования вопросов, касающихся возвращения беженцев к местам их постоянного проживания, оказания помощи населению пострадавших районов и восстановления хозяйственных и жилых объектов. Российская Федерация окажет в этом необходимое содействие».

Также в статье четвертой сказано, что «Части 14-ой армии Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные в Республике Молдова, будут строго соблюдать нейтралитет. Обе стороны в конфликте берут на себя обязательства уважать нейтралитет и воздерживаться от любых противоправных действий в отношении военного имущества, военнослужащих этой армии и членов их семей.

Вопросы о статусе армии, порядке н сроках ее поэтапного вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова».

Как видим, документ четко и ясно определяет посредническую роль России и относит современные интерпретации политологов и историков о «военном конфликте в 1992 году Москвы и Кишинева» в разряд спекуляций.

Он в окопах с нами не сидел

И последний интересный вопрос. Может ли занимать свою должность Аурелиу Чокой, ведь он не «сидел в окопах» вместе с ветеранами вооруженного конфликта? А сидел ли в окопах президент Тимофти? Мы помним, что по призыву Влада Филата (тогда премьер-министра) ветераны МВД и приднестровского конфликта пришли охранять здание парламента от протестующих в 2012 году, и Тимофти был избран. А находились ли в окопах в 1992 году рядом с добровольцами сыновья председателя парламента и президента? По странному совпадению они оказались в этот момент за пределами Молдовы. Почему?

Есть много вопросов, которые кишиневские политики должны бы задать себе сами. В частности, почему закончились ничем попытки парламента создать комиссию, расследующие события 1992 года? Почему не дана оценка «гагаузскому походу» Мирчи Друка, когда в октябре 1990 года десятки тысяч людей в окружении полиции двинулись на юг страны «наводить порядок»? Опять же кровопролитие остановило вмешательство советских военных.

Без честного и ясного ответа на эти и многие другие важные вопросы возможно ли всерьез говорить об объединение страны и гражданском мире?

Сегодня слишком очевидно, что политикам, политологам, историкам давным-давно пора было покинуть «окопы». То, что нынешний министр иностранных дел Аурелий Чокой «в окопах не сидел» для него плюс, так как позволяет к сложным проблемам относиться без личных элементов, равноудалённо.

Источник:https://alex-news.ru/chto-skry...


Вернуться назад