Арктическая гонка между США, Россией и Китаем в 2020-х может стать большой проблемой политики безопасности.
Когда Дональд Трамп в прошлом году сообщил, что США заинтересованы выкупить Гренландию у Дании, многие были удивлены. Но Трамп часто выдвигает спонтанные инициативы, никак не связанные с долгосрочной стратегией, и большинство сочло, что интерес к Гренландии — того же рода.
Однако в данном случае уверенности вовсе нет. В 2000-е годы США сравнительно мало интересовались Арктикой, но в последнее время этот регион, похоже, все больше привлекает внимание не только России и Китая, но и американцев. Покупка Гренландии серьезно укрепила бы их основания для претензий на влияние в Арктике, особенно учитывая, что страна очень сильно расширила бы свои арктические территории, которые сегодня у нее представлены «только» Аляской.
В исследовании Института тотальной обороны «Тенденции в Арктике: последствия и проблемы для Швеции» (Utvecklingen i Arktis — påverkan på och implikationer för Sverige) под руководством эксперта Никласа Гранхольма (Niklas Granholm) рассказывается, как США относятся к ряду важных вопросов и аспектов в регионе, например, к морскому праву, свободе перемещения, климатическим изменениям и энергетическим проблемам. Также уделяется внимание тому, как военно-стратегические задачи могут повлиять на позицию США и их отношения с другими странами.
Все это, так же как и действия России и Китая, сказывается на безопасности Швеции.
Арктика не относится к числу важнейших вопросов американской повестки дня, но тенденция такова, что США придают региону все большее значение. Однако, в отличие от России и Китая, США сложно быстро реформировать стратегию по Арктике, так как это страна демократическая, причем демократия ее сейчас находится в состоянии глубокого раскола. В Китае и России режимы Си и Путина могут делать практически все что захотят, не отчитываясь ни перед кем, кроме самих себя.
Из-за поляризации в политическом мире США в стране стало очень трудно проводить большие реформы, и стратегия по Арктике не исключение. Это сказывается и будет сказываться в будущем на американских ресурсах и компетенции.
Пожалуй, очевиднее всего, что никто уже давно не занимался поддержанием американской инфраструктуры в Арктике, и сейчас США в этом смысле отстают от остальных игроков в регионе. Из двух тяжелых ледоколов, построенных еще в 1970-х годах, в рабочем состоянии только один, да и ему осталось лишь несколько лет службы. В первую очередь ледоколы нужны, чтобы поддерживать подводные лодки США в Северном Ледовитом океане. Регион осваивается все активнее, Китай и Россия наращивают там свои потенциалы, поэтому новая улучшенная инфраструктура США просто необходима, как и ледоколы.
И, как уже было сказано, США намерены усилить присутствие в Арктике и проявлять к ней больше интереса. Это сказалось и на риторике, и на размере отчислений, выделяемых на усовершенствование инфраструктуры.
Во время встречи министров стран Арктического совета в прошлом году госсекретарь Майк Помпео (Mike Pompeo) произнес речь, которая ясно продемонстрировала, что амбиции США в регионе расширились. Например, Помпео сказал, что Арктика стала ареной открытой борьбы за власть и что это угрожает американским интересам.
Далее Помпео заявил, что пока все причастные страны следуют соглашениям и договоренностям, у них есть право действовать в регионе, который становится все более привлекательным, поскольку появляется возможность использовать ранее не доступные ресурсы и морские пути.
При этом Помпео осудил арктическую политику Китая и заявил протест против того, что тот называет себя «околоарктическим государством». Также он высказал резкую критику в адрес России. Например, он выразил несогласие с территориальными притязаниями России на районы, которые, по мнению США, относятся к международным водам.
В своей речи Помпео сообщил о ряде мер, которые США собираются предпринять. Среди них, например, наращивание присутствия в регионе, проведение там учений, новая инфраструктура (в том числе новые ледоколы) и увеличение отчислений на арктическую деятельность.
Таким образом, в 2020-х годах у США будет гораздо больше амбиций по Арктике, чем раньше. А это в свою очередь, скорее всего, приведет к дальнейшему усилению интереса России и Китая к региону. Вполне вероятно, что эти две страны будут при этом сотрудничать все активнее.
Другими словами, можно констатировать, что три крупные державы — США, Китай и Россия — будут все больше увеличивать свое присутствие в Арктике. Отчасти это связано со стремлением получить доступ к новым ресурсам, но также и с военной стратегией и желанием обогнать конкурентов.
Все более нестабильная ситуация в Арктике может сказаться и на Швеции. Согласно исследованию Института тотальной обороны, климатические изменения зашли уже так далеко, что льды будут продолжать таять еще много десятилетий вне зависимости от того, какие меры мы предпримем, чтобы затормозить этот процесс.
В результате Арктика будет становиться все более доступной для судоходства, и это изменит условия добычи энергоносителей и международного сотрудничества, а в будущем — и военно-стратегическую роль всего региона.
В непосредственной близости от Швеции с севера находятся другие территории Северного Калотта (общее название северных частей Норвегии, Швеции, Финляндии и России — прим. ред.), Баренцево море, Норвежское море и северные части Атлантического океана. На всей этой территории скажется растущий интерес со стороны США, России и Китая. Коммерческое значение Северного морского пути будет расти как в области энергетического экспорта, так и в сфере морских транспортных связей между Европой и Азией в целом. Кроме того, он имеет большое значение для России в военно-стратегическом отношении.
Стремление России получить контроль над этим районом явно осложняет для Швеции ситуацию в области безопасности — и эта проблема у нас общая с остальными скандинавскими соседями.
Тревожит и то, что у России в Северном Калотте (в Мурманской области — прим. ред.) размещено стратегическое ядерное оружие, и не исключено, что она проявит безрассудство, если ей покажется, что есть угроза. Также проблемы могут возникнуть, если Россия решит перекрыть морские пути экспорта и импорта или помешать работе жизненно важных телекоммуникаций, чьи кабели проходят в регионе по дну моря.
Политика и планы Китая несколько отличаются от российских, поэтому и последствия у них будут иными. Сейчас все уже знают, что Китай пытается вернуть себе роль сверхдержавы во всех мыслимых политических сферах и регионах мира. Арктика здесь не исключение, но при этом для Китая она не имеет такого экзистенциального и исключительного значения, как для России.
Однако стремление Китая обеспечить себе как можно больше рычагов давления находит практическое выражение и в Арктике. Например, он запросил себе роль постоянного наблюдателя в Арктическом совете, что впоследствии может осложнить ситуацию и ограничить свободу действий Швеции, если верить исследованию Института тотальной обороны.
Из этого всего можно сделать вывод, что происходящее сейчас в Арктике грозит множеством проблем для Швеции и Скандинавии в целом. А это в свою очередь будет иметь практические последствия в сфере политики безопасности. На безопасность Швеции на севере и западе будут влиять новые трансокеанские маршруты и их стратегическое значение. Интерес к шведской территории других игроков на политической арене возрастет, в первую очередь из-за присутствия российского стратегического ядерного оружия в северных районах в непосредственной близости от Швеции.
Исследование Института тотальной обороны завершается множеством разнообразных конкретных предложений относительно того, что Швеция может предпринять для решения этих проблем. Например, необходимо увеличить количество военных ресурсов в ответ на деятельность (в первую очередь) России в Северном Калотте. Россия может решиться на крайние меры, чтобы защитить свой ядерный потенциал, и нельзя исключать, что она даже пойдет в наступление, если сочтет, что он под угрозой.
Никлас Гранхольм пишет, что отразить такую угрозу можно, например, с помощью рассредоточенных на большой территории сил ВВС, находящихся в полной боевой готовности, и небольших, но очень мобильных военных соединений. Кроме того, нужно обеспечить стране техническую возможность заранее обнаруживать угрозы. Еще один важный момент — способность защитить важные морские пути, инфраструктуру и порты, блокада которых будет иметь серьезные последствия для Швеции и соседних стран.
Для Швеции и остальных скандинавских стран, которые рискуют пострадать от действий больших государств и их борьбы за власть, лучший путь — это, вероятно, сотрудничество.
Поэтому скандинавские страны должны признать, что времена, когда Арктика была регионом вялотекущего сотрудничества, позади, а сами они могут пасть жертвой военно-стратегических амбиций крупных держав.
Один в поле не воин — особенно в Арктике.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.