Три проекта приграничного сотрудничества между Россией и Финляндией планируют запустить в ближайшее время. Они разгрузят имеющиеся транспортные пути и откроют новые возможности для сотрудничества, отмечают эксперты.
Несколько проектов, которые «проложат мосты к более тесному взаимодействию» между Россией и Финляндией, уже прошли технико-экономическое обоснование и могут быть реализованы в ближайшее время, сообщила директор Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Светлана Воронцова в рамках международного круглого стола «Стратегии развития Балтийского региона» в Санкт-Петербургском госуниверситете.
Из Петербурга до Иматры за три часа
Первый проект касается пассажирского железнодорожного сообщения – это запуск скоростной электрички «Ласточка» из Петербурга до финской Иматры через Выборг и Светогорск. Впоследствии ветку планируют продлить до Лаппеенранты.
«Сейчас объем движения между Россией и Финляндией в год составляет свыше 7 млн человек. При этом 93 % жителей ездят на автотранспорте по единственной трассе «Скандинавия», где происходит громадное количество ДТП. Стоит задача переключить часть этого большого пассажиропотока на альтернативные виды транспорта», – пояснила цель проекта Светлана Воронцова.
Фото: ФБА «Экономика сегодня» – Степан Яцко
Первая пробная «Ласточка» проследовала из Петербурга в Иматру осенью этого года. Тестовый поезд вышел с Финляндского вокзала в 7.00, а уже в 10.15 прибыл на станцию Иматранкоски, близ водопада на Вуоксе.
«Это реально очень важный проект, который, помимо сообщения с Финляндией, обеспечит доступность регионов Карелии и даст возможность жителям Светогорска добираться домой не на единственном автобусе, а на железнодорожном транспорте. Мы прогнозируем, что спрос будет примерно миллион пассажиров в год. Это в два раза больше, чем сейчас ездят из Петербурга в Хельсинки на скоростном поезде «Аллегро», – отметила Воронцова.
Новый железнодорожный путь
Второй проект связан с ростом железнодорожных контейнерных перевозок между Финляндией и Китаем, которые идут по России. Чтобы разгрузить транспортный поток, планируется обустроить новый выход российских железнодорожных путей на систему железных дорог Евросоюза – через станцию Светогорск.
«Сейчас между Россией и Финляндией только один выход – через станцию Вайниккала. Проект предполагает строительство второго выхода, чтобы были альтернативные пути. Это важно как с точки зрения разгрузки основного направления Петербург – Выборг – Хельсинки для пассажирских поездов, так и с точки зрения развития контейнерного скоростного сообщения», – пояснила Воронцова.
Фото: wikipedia.org – Алексей Задонский
Сроки реализации проекта пока не раскрываются.
Велодорожки через границу
Третий проект с железной дорогой не связан, но не менее интересный, считают в НИПИ ТРТИ. Он предполагает развитие велосипедного сообщения между Россией и Финляндией.
Сеть велодорожек будет проходить через три пункта пропуска – Торфяновка, Брусничное и Светогорск. На строительство первого маршрута, от Светогорска до Иматры, уже выделены деньги, и в следующем году этот проект будет реализован, сообщила Воронцова:
«Надо сказать, что количество туристов, которые путешествуют между двумя приграничными городами на велосипедах, активно увеличивается. Мы прогнозируем, что воспользоваться этим маршрутом смогут порядка 40 тысяч человек. Надеемся, что это оживит и туристический бизнес».
Реализация этих проектов будет способствовать улучшению торговых связей и общения между странами даже в условиях санкций, убеждены в НИПИ ТРТИ.
«Да, сразу после объявления санкций товарооборот между Россией и Финляндией существенно упал. Но сейчас Россия уже вышла на те объемы, которые были до введения ограничений. И темпы роста довольно высокие. Новые проекты позволят вернуть наши отношения в прежнее русло и реализовывать интересные проекты с точки зрения торговли и туризма», – подчеркнула Воронцова.
Фото: ПолитЭксперт – Аврора Зорина
Ранее директор Института Европы РАН Алексей Громыко отмечал, что благодаря сохранению нейтралитета и отказа от антироссийской риторики Финляндии удается укреплять влияние в североевропейском регионе.