ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Ликбез о либерализме. От лучшего к худшему.

Ликбез о либерализме. От лучшего к худшему.


12-12-2019, 18:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Предлагаю провести ликбез по понятию либерализм и его эволюции. Вопрос этот важный, даже краеугольный, потому как многие не понимают, "за что они за" и "против чего они против". Либеральная демократия, если верить нашим западным друзьям, единственная кошерная форма правления современным обществом. Но почему она была взята на вооружение, что скрывается за красочной витриной с убедительными лозунгами типа "Свобода. Равенство. Братство." Попробуем разобраться.

Побудило же к написанию статьи два эпизода - запись в ЖЖ коллеги Александра Русина (http://amfora.livejournal.com/515435.html), где он сравнивает либерализм с фашизмом. При всем уважении, статья не раскрывает главного в современном либерализме, да и способы Александра притянуть либерализм к фашизму показались мне неубедительными. Также я вспомнил одну случайную беседу, имевшую место несколько месяцев назад. Собеседник признался, что является либералом, и ждал моей реакции. Я ответил, что с пониманием отношусь к его политической ориентации, но не разделяю ее, являясь "государственником". Ответ заставил собеседника задуматься, и после некоторого размышления он признался, что никогда не рассматривал свои политические пристрастия под таким углом. Учитывая, что собеседник мой был человеком неглупым, зрелым и с аналитическим складом ума, я не представляю, какие ассоциации возникают в голове у простых обывателей, особенно молодежи, при употреблении данного понятия. Подозреваю, ассоциация там одна - наклеенный ярлык с надписью: у части обывателей на ярлыке надпись: "Хорошо", у других - "Плохо", в зависимости от того, какой пропаганде подверглось сознание обывателя.

 Возникновение либерализма.

Понятие "Либерализм" происходит от латинского "liber", то есть "свободный", и, как любое политическое течение с богатой историей, на сегодняшний день оно имеет множество определений, толкований и ответвлений.

Как пишут современные эксперты, все начиналось еще в Древнем Риме, на волне борьбы между плебеями и патрициями. Небезызвестные Тит Ливий и Марк Аврелий в своих трактатах пишут о равенстве и свободе между классами. Правда, понятия "либерализм" в сочинениях античных философов найти нельзя и если бы кто-то назвал их "либералами", думаю, они бы очень удивились и спросили "а что это?". По той же логике, их можно назвать и "коммунистами", и "социалистами", цели в общем-то те же.

В отцы основатели либерализма также записывают известных английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка. И опять же, самого понятия "либерализм" в их сочинениях вы не найдете. Ни в "Двух трактатах о правлении" Джона Локка, ни в философской трилогии "Основы философии" Томаса Гоббса. А что же там есть? Если в двух словах, то эти, без сомнения, уважаемые ученые боролись с абсолютной монархией, неравенством и рабством, процветавшим в то время в Европе (отмечу что рабство было отменено гораздо позднее, в Великобритании - в 1838 году, а в США - в 1865). Они ставили закон превыше всего и считали всех людей свободными и равными. В то время, безусловно, это были прорывные идеи, намного опередившие свое время. Но современный человек найдет их, скорее, здравыми, но вполне себе обыденными, базисными. Как чистить зубы по утрам и желать здоровья при встрече. На современную идеологию это не тянет, так как рабства как-бы давно уже и нет (вернее, оно просто приняло иную форму).

Не найдете вы понятия либерализма и в тексте "Декларации независимости" США, основным автором которой является Томас Джефферсон, также включенный экспертами в ряды отцов-основателей либеральной идеологии. С Томасом Джефферсоном вообще история темная, современные политики выдергивают удобные цитаты из Джефферсона, не обращая внимания на контекст, ловко превращая его в сторонника собственных позиций. Целая исследовательская группа в Монтичелло занята лишь тем, что отслеживает подобные цитаты Джефферсона и опровергает их. Но, тем не менее, ознакомившись с основными трудами и деятельностью Джефферсона, можно сказать, что он не является чистым либералом в современном понимании. Несмотря на то, что Томас Джефферсон был известен как один из основателей доктрины отделения церкви от государства, он создал "Библию Джефферсона", книгу, скомпилированную из различных отрывков Нового Завета. Как просвещенный человек своего времени, он отрицал божественное происхождение Иисуса Христа, отрицал также совершаемые им чудеса, но итог своей компиляции Джефферсон оценивал как "самый возвышенный и благотворный моральный кодекс", что характеризует его прежде всего как человека, живущего по христианским принципам. Все главные догмы Нового Завета вошли в "Библию Джефферсона", и, в частности, там есть знаковое для многих "И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и не делайте дома Отца Моего домом торговли."

Жан-Жак Руссо, предтеча французской революции, полагал, что верховная власть в государстве должна принадлежать всему народу (по общественному договору). Законы также должны приниматься обществом, за счет чего можно добиться относительного имущественного равенства.

На основе либеральных принципов произошла Великая французская революция, хотя и тогда понятия либерализма как такового не существовало. Принципы же, на которых базировались взгляды сторонников смены старого порядка во Франции - "Свобода, равенство, братство" - думаю, поддерживает сейчас любой современный человек, включая тех же коммунистов, социалистов, демократов и прочих.

У Адама Смита, прародителя экономического либерализма, мы также не находим в произведениях искомого термина. Да, Адам Смит с одной стороны был идеологом так называемого обобщенного понятия "свободного рынка", или другими словами, минимизации роли государства в экономике, но, с другой стороны, позволю себе процитировать отрывок из его книги "Исследование о природе и причинах богатства народов":

"К предложению об издании какого-либо нового закона или регулирующих правил, относящихся к торговле, которое исходит от этого класса, надо всегда относиться с величайшей осторожностью, его следует принимать только после продолжительного и всестороннего рассмотрения с чрезвычайно тщательным, но и чрезвычайно подозрительным вниманием. Оно ведь исходит от того класса, интересы которого никогда полностью не совпадают с интересами общества, который обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его, и который действительно во многих случаях и вводил его в заблуждение и угнетал".

Неожиданно такое услышать от светоча либеральной экономики, правда? Видимо, вполне разумным человеком был Адам Смит.

Джон Стюарт Милль, еще один отец-основатель, также выступал за всеобщее равенство, свободу слова, был ярым противником рабства. Также он стал первым парламентарием, поднявшим вопрос о женском избирательном праве. В то же время, Милль критиковал имущественное неравенство, культ денег, надеялся, что капиталистические компании сменят рабочие кооперативы. Еще немного, и он договорился бы и до "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

Можно привести еще много имен философов и просветителей того времени (16-18 века), но смысл их идей можно кратко описать все тем же лозунгом французской революции - "Свобода, равенство, братство".

Также отмечу, что дискуссии об истории возникновения либерализма можно вести бесконечно, цепляясь к деталям, выдирая цитаты из контекста, приводя прямо противоположные взгляды отцов-основателей по одним и тем же вопросам. Просто для примера - светоч либерализма Джон Локк не считал, что права человека должны распространяться на крестьян и слуг. А Томас Гоббс был по убеждениям абсолютным монархистом. Поэтому, чтобы не погрязнуть в бесконечных историко-политических спорах, нужно вычленить основную мысль, даже лозунг (если угодно) - "Свобода, равенство, братство".

Подводя итог, мы можем выделить следующие черты фундаментального либерализма (взято из википедии с моими комментариями к каждому пункту):

1. Обеспечение каждому человеку прав на личную свободу, жизнь, собственность.

И здесь речь идет не о вырожденном понятии свободы, доведенном до абсурда (как-то: прибивать свои гениталии на Красной площади, исполнять стриптиз в храмах, призывать подростков к самоубийству, кидать коктейли молотова в представителей власти, заставлять церковь венчать однополые пары и прочее и прочее). Надо понимать, что жизнь, во времена формирования отцами-основателями понятия "свобода", была совершенно другая. Они боролись против абсолютной монархии, против рабства, против расового и сословного неравенства. КОгда один при рождении имел все, а другой становился его вещью, которую можно продать, купить или выкинуть, если надоела. Думаю, от уважаемых вышеперечисленных философов можно сегодня запитывать электростанции, с такой силой они крутятся в гробах от осознания того, до какой степени извратили их представления о свободе и равенстве.

Отдельно про частную собственность - мысль- то была не в противопоставлении коммунистической идеологии - дескать, коммунисты были против частной собственности (внезапно - не были, а были против частной собственности на средства производства, что иное), а либералы - за. Нюанс в том, что во времена формирования требований неприкосновенности частной собственности как раз таки далеко не все могли иметь эту частную собственность. У раба не могло быть частной собственности, он сам был чьей-то вещью. С этим и боролись носители либеральных взглядов того времени.

И, как и с понятием свободы, это требование тоже со временем было возведено в абсолют - еще немного и все станет чьей-то частной собственностью. Останется один общественный парк на весь город (как сейчас и есть в США), огороженный со всех сторон заборами с надписью "private property".

2. Гарантии гражданских прав.

Важный пункт, регулирующий взаимоотношения государства и гражданина, ради которого в мировой истории были пролиты реки крови. Почему возник, понятно - раньше права у разных групп населения были разными. Негры - на плантацию, женщины - на кухню, индейцы - в резервацию. Сегодня монарх повелел кричать "Слава императору!" ежечасно каждому гражданину, а завтра - запретил женщинам с рыжими волосами выходить из дома. В общем, было за что бороться в те века. Теперь в правовом государстве прописываются все права гражданина, и государство обязано их соблюдать, карая тех, кто не соблюдает, включая и своих представителей.

Однако, и здесь современные либералы пошли дальше - теперь есть "правильные" государства, где "правильные" права человека, а есть "неправильные" государства, где права, как вы догадались - "неправильные". "Неправильные" государства нужно принудить соблюдать "правильные" права. Или наказать. Возникает вопрос - а судьи кто? Кто определяет "правильные" права или "неправильные"? Вопрос вопросов... Но как механизм воздействия на отдельные страны - прекрасный.

3. Установление равенства всех граждан перед законом.

Также важный пункт, но комментировать тут нечего. Потому что не является отличительным признаком непосредственно либерализма, все разумные идеологии (и религии) придерживаются этого правила.

 4. Обеспечение ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Без комментариев, разумно. Однако, некоторые трактуют этот пункт как требование к властям рассказывать обывателю все подряд, без оглядок на государственную безопасность, тайну следствия, сохранение стабильности общества и прочее. Другими словами, все можно довести до абсурда (как и вышеперечисленные пункты).

5. Установление свободной рыночной экономики.

Самый противоречивый пункт, и поэтому самый важный. У родоначальников базисных понятий и догм, на которых, собственно, и был построен "фундаментальный либерализм", ничего не было про "невидимую руку рынка". Единственное исключение - работы Адама Смита, да и то, он считал, что далеко "не все так однозначно" и давать торговцам возможность регулировать экономику - все равно что дать коту сторожить сметану.

6. Сменяемость власти, многопартийность, плюрализм мнений.

Данный пункт не содержится в википедии, скорее всего потому, что его относят к понятию "либеральной демократии", но я считаю его важным, потому как его считали однозначно важным вышеперечисленные философы и мыслители, на плечах которых и построена идеология либерализма.

7. Свобода вероисповедания, отделение церкви от государства (или ее полный контроль государством).

Важный принцип, за который боролись либералы старой школы, отсутствует в википедии, я позволил себе его добавить.

Все перечисленные принципы, на которых базируется понятие фундаментального либерализма, возникли в эпоху борьбы с абсолютной монархией, рабством, социальным и расовым неравенством, засильем церкви в сфере науки и общественной жизни. Философов того времени можно в какой-то степени назвать романтиками, они действительно верили, что сбросив оковы, общество вздохнет свободно и новые сверх- люди создадут новый сверх- мир. И, нужно признать, современная жизнь сильно отличается в лучшую сторону от жизни в 17-18  веках.

Развитие либерализма.

Время шло, теория либерализма развивалась, базовые принципы расширялись, к ним добавлялись новые. Появились разные течения, перечислять их все в рамках ликбеза смысла не имеет, однако рассмотрим несколько понятий, родоначальником которых считается фундаментальный либерализм: классический либерализм, социальный либерализм и либеральная демократия.

Классический либерализм.

Цитата из википедии:

Классический либерализм - политическая идеология, ветвь либерализма, которая утверждает гражданские права и политическую свободу. Классический либерализм особо подчеркивает необходимость экономической свободы.

Туманное определение, не правда ли? Учитывая сомнительный пассаж про "особую необходимость экономической свободы", на которой, собственно, мало кто делал акцент, кроме Адама Смита. Отцы- основатели в массе своей были философами, а экономисты уже потом подтянулись, увидев удобный плацдарм для развития своих идей про "невидимую руку рынка".

Полагаю, сам термин классический либерализм был введен уже в 20-м веке, и обновлением теории занялись экономисты, такие как Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек и Милтон Фридман. Свободу, равенство и братство отодвинули по факту на второй план, поставив на первый - минимизацию роли государства во всех сферах жизни людей, в первую очередь в экономике.

Следите за руками, как говорится.

Термин классический либерализм стараниями подобных деятелей стал общеупотребительным, переродившись, поэтому вполне здравые для своего времени идеи либерализма 16-18 веков приходится называть уже не классическим либерализмом, а ранним или фундаментальным.

Социальный либерализм.

В определенный момент развития, когда было покончено с явлениями, с которыми боролся фундаментальный либерализм, многим философам и ученым стало ясно, что полное отсутствие государственного регулирования общества и экономики (то есть, отсутствие позитивного права) ни к чему хорошему не приведет. Так возникло течение социального либерализма, которое, кстати, многие и считают настоящим, правильным ответвлением фундаментального либерализма (в отличие от классического или экономического либерализма). У истоков стояли такие мыслители как Джон Дьюи, Мортимер Адлер или Леонард Трелони Хобхаус.

Это самый важный поворотный момент в истории развития либерализма. Если с идеями фундаментального либерализма согласны в общем-то все современные разумные люди, то по поводу степени вмешательства государства в жизнь общества до сих пор идут ожесточенные споры. Можно сказать, что все либералы разделились на два лагеря - одни считают, что вмешательство государства должно быть минимальным, т.е. приписывают государству функции "ночного сторожа" (цитируя Адама Смита, который этого между прочим не говорил), другие, понимая, к чему в конечном итоге приведет подобное невмешательство - выступают за вмешательство государства в общественную жизнь, и в частности, в экономику.

Либеральная демократия.

В современном понимании - правовой строй, построенный, с одной стороны, на основе демократии, а с другой, где власть большинства (что и есть демократия) ограничена во имя защиты власти меньшинства, вплоть до конктретной личности. Казалось бы - взаимоисключающие вещи. В начале развития этого понятия так и было, но затем, в процессе, либералы (не фундаменталисты, а новые) внезапно поняли, что голосами "черни" запросто можно управлять и, как говорил Марк Твен "Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать."

Отцом понятия либеральная демократия считается Алексис де Токвиль, автор книги "Демократия в Америке". По мнению Токвиля, ключом к успеху такой модели, получившей название "либеральная демократия", является равенство возможностей, а наиболее серьёзную угрозу для неё представляет вялотекущее вмешательство государства в лице правительства в экономику и попрание государственным правительством гражданских свобод.

Опять же, следите за руками - от вполне себе здравых для своего времени идей фундаментального либерализма мы пришли к ключевой идее современного - противопоставление государства и личности (меньшинств). Это важный момент, переломный, можно сказать. Жан-Жак Руссо, который полагал цели государства и составляющих его граждан в целом схожими, был бы весьма удивлен, когда современный последователь его учения признался бы ему, что роль государства в жизни общества необходимо минимизировать. Очень умные и очень хитрые люди направили невероятно мощное оружие "свобода, равенство, братство" на борьбу с последней преградой, мешающей бесконтрольно получать (не могу употребить слово зарабатывать) и тратить деньги - государством. И любой, кто хотя бы поверхностно ознакомится с работами идеологов современного (классического, нео- и т.п.) либерализма это поймет. Государство по их мнению - это сторож, вахтер, не более. И когда придет время, они его уволят.

Выводы.

Выше мы показали, как здравые рассуждения философов прошлого о свободном обществе превратились в орудие для борьбы с государствами. Как с внешними (у вас - недостаточно демократичное государство, поэтому мы идем к вам), так и изнутри (государство - не более чем вахтер при входе). Нетрудно догадаться, кто выгодоприобретатели. Естественно, не наивные школьники и студенты, которых злое государство ущемляет и не дает постить котиков в социальных сетях. Глобальные корпорации, элиты - тот пока еще теневой (для широких масс) игрок, который ждет своего часа, ждет когда последняя сдерживающая глобальный капитал сила ослабнет.

 
Источник: aftershock.news

Вернуться назад