ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Портрет националиста в украинском интерьере
Портрет националиста в украинском интерьере10-11-2019, 13:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Портрет националиста в украинском интерьереНичтожная часть населения Украины выдаёт себя за большинство В украинскую идеологию упорно вдалбливается мысль о том, что националист – тот же патриот, только гораздо круче. Дескать, он ультрапатриот; «ультрасами» зовут и футбольных хулиганов, подавлявших противников майдана в Мариуполе, Харькове, Одессе. Тут же и разношерстные «радикалы». Все вместе они – ничтожная часть населения Украины, но выдают себя за большинство: они определяют общественный климат, язык общения и школьного преподавания, содержание учебников, отделяют дозволенное от недозволенного… В XVIII веке английский критик и поэт Сэмюэл Джонсон назвал патриотизм последним прибежищем негодяя, и националисты первыми устремляются в это прибежище. Они проникают во власть, а прикрытием от общественного осуждения делают мнимый патриотизм. Джордж Оруэлл и Самуэль Джонсон На самом же деле патриотизм и национализм понятия не тождественные, а диаметрально противоположные. Другой англичанин, Эрик Артур Блэр, более известный под псевдонимом Джордж Оруэлл (1903-1950), писал: «Под „патриотизмом“ я понимаю приверженность человека к определённому месту и определённому образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязать их силой другим людям». Патриотизм – здоровое национальное чувство, он сам создаёт свою среду обитания. Он живёт во дворцах и хижинах, ему хорошо в конструкторских бюро и в промышленных цехах. Патриотизм – это и упоение ритмами великих строек, преображающих страну, и яростная поэзия боя, когда приходится защищать Родину от захватчиков. Патриотизм находит отражение в бессмертных книгах и величественных симфониях, в поражающих воображение достижениях науки и творениях техники. Национализм же в космос не летает, океанских лайнеров не строит, музыку не пишет. «Ни один фанатичный националист не способен написать книгу, которая по прошествии нескольких лет заслуживала бы прочтения», – говорит Джордж Оруэлл. Центробежная сила цивилизации рано или поздно всегда выталкивает националиста на обочину прогресса. Дмитрий Донцов – основатель фашистской идеологии «творческого национального насилия» У Джорджа Оруэлла есть небольшое исследование «Заметки о национализме», написанное в 1945 году, когда потерпел сокрушительное поражение нацизм, эта высшая форма национализма. По всей Европе нацистов отстреливали тогда, как бешеных собак. В Милане получил свою пулю и был подвешен за ноги к перекрытиям бензоколонк Муссолини; в крепости Акерсхус в Осло та же участь постигла главного норвежского национал-социалиста Видкуна Квислинга. На этом историческом материале и строил своё исследование о национализме будущий автор романа «1984». «Ему был отвратителен фашизм, против которого он сражался с оружием в руках» (в Испании), – писал об Оруэлле знаток его творчества Вячеслав Недошивин. Видкун Квислинг (слева) и Бенито Муссолини «Национализм не следует путать с патриотизмом, – говорил Оруэлл. – Оба эти слова обычно употребляются настолько неопределённо, что любые их толкования будут оспаривать; нельзя, однако, смешивать эти понятия, поскольку в их основе лежат две разные и даже исключающие друг друга идеи… Под „национализмом“ я прежде всего имею в виду привычку считать, что человеческие существа можно классифицировать, как насекомых, и что к миллионам, а то и десяткам миллионов людей могут быть ничтоже сумняшеся приклеены ярлыки „хорошие“ или „плохие“». Соответственно, «плохих» можно подчинять, даже уничтожать (как насекомых) ради блага «хороших». Оруэлл выделил признаки националиста. Прежде всего, одержимость (здесь, как и у Достоевского, речь идёт об одержимости бесами): «Ни один националист никогда не думает, не говорит и не пишет ни о чём, кроме превосходства своей собственной группировки…» Какими бы ублюдочными ни были представления националиста, они бескомпромиссно навязываются всем остальным. Следующий признак: «Все националисты считают долгом распространять свой собственный язык в ущерб языку противника…» Имеется в виду не только язык человеческого общения, но и язык культуры вообще – строй понятий, в которых выражает себя сознание народа. Причём «противник» украинских националистов – фальсифицированный и таковым назначенный. Это те, на кого возлагается вина за все ошибки, поражения и преступления «украинской нации». Следующий признак националиста – психическая нестабильность. При этом «степень горячности, с которой обычно держатся за националистические привязанности, не мешает националистам менять свои пристрастия… Привязанности эти могут быть (и часто оказываются на деле) связаны с какой-то иностранной державой». Украинские националисты меняют привязанности по принципу «кто больше заплатит» – над этим издевались ещё карикатуристы журнала «Перець» Здесь даже комментировать нечего. В случае с украинскими националистами привязка к «иностранной державе» является законом: к нацистской Германии, к коллективному антисоветскому Западу, к Соединённым Штатам. И часто, отмечает Оруэлл, «страна или другая группировка, которые годами обожествлялись, вдруг становятся отвратительными, а их место в сознании людей почти сразу занимает другой объект поклонения». Эти переходы позволяют националисту быть «более националистичным: более вульгарным, более глупым, более злобным, более бесчестным, чем он мог бы быть, если бы все его чувства относились к собственной стране». Чрезвычайно важным для националиста является, по Оруэллу, безразличие к реальности: «...националист не только не осуждает преступления, совершаемые его собственной стороной, но обладает замечательным свойством вообще не слышать о них». Отсюда понятно, к примеру, почему в Донбассе постоянно стреляет только «та сторона», а «эта» даже не досылает патрон в патронник. «Те» сами себя обстреливают, сами разрушают свои дома, сами себя убивают. Если это противоречит реальности – тем хуже для реальности! Ещё один важный признак, подмеченный Оруэллом: «Каждого националиста неотступно преследует убеждение, что прошлое можно менять. Он подолгу живёт в некоем фантастическом мире, в котором события совершаются так, как им следовало бы…» «Большое число» их писаний, утверждает Оруэлл, является «всего-навсего подделкой»: «Факты [они] замалчивают, даты меняют, цитаты вырывают из контекста и препарируют так, что смысл их совершенно меняется. События, которые, по мнению националистов, не должны были иметь места, не упоминаются, а в конце концов отрицаются полностью». Всё это вытекает из феноменального безразличия к истине. «Националист нередко не очень-то стремится знать, что же происходит в мире реальном... Некоторые националисты недалеки от шизофрении; они совершенно счастливы, живя в мечтаниях о власти и победах, которые не имеют к окружающему никакого отношения». Слова Оруэлла можно считать приговором, но это ещё и медицинский диагноз. Национализм – заразная болезнь, поражающая душу, мозг, поведение человека толпы и неизбежно ведущая к распаду культуры. В одной упряжке. Карикатура Кукрыниксов Своё кредо Джордж Оруэлл однажды обозначил так: «Я пишу… потому, что есть какая-то ложь, которую я должен разоблачить, какой-то факт, к которому надо привлечь внимание, и есть желание – главная моя забота – быть услышанным». Ложь нашего времени, которую помогает разоблачить автор «Скотного двора» и «1984», – это украинский национализм, ряженый в ворованные одежды патриотизма. Вернуться назад |