Соответствие европейским стандартам является необходимым условием размещения украинской продукции на внутренних рынках ЕС. Поэтому Украине необходимо полностью пересмотреть ГОСТы, преобразованные в ДСТУ (Державний стандарт України. — Ред.), и гармонизировать их с европейскими стандартами EN — стандарты Украины должны быть полностью адаптированы к Директивам Евросоюза.
Когда это окончательно произойдёт, получение знака «СЕ маркировка» станет возможным непосредственно на Украине и на основании протоколов испытаний, проведенных тоже на Украине. Однако процесс займёт не один год, учитывая, что ГОСТов несколько тысяч.
Согласно данным Министерства экономического развития и торговли, в 2016 году была существенно трансформирована система технического регулирования и стандартизации. Вместо ликвидированных советских ГОСТов на Украине разработали и приняли 5105 национальных стандартов.
Подавляющее большинство технических стандартов Советского Союза, разработанных до 1992 года, утратили силу на Украине с 1 января 2019 года. Всего было отменено 12090 ГОСТов. В 2019 году планируется принять еще около 3 тысяч национальных стандартов, гармонизированных с нормами Европейского Союза.
Время на раскачку
Европа выстраивала систему технических правил и стандартов долгие годы. Поэтому и Украине дали время на подготовку к применению европейских норм. И страна должна успеть:
во-первых, принять технические регламенты, которые внедряют в ее законодательство директивы и регламенты ЕС на соответствующие виды продукции;
во-вторых, принять в качестве национальных стандарты, которые существуют в ЕС, под эти директивы и регламенты;
в-третьих, подготовить инфраструктуру испытательных лабораторий и органов по сертификации для работы в соответствии с европейскими требованиями.
Когда Украина завершит выполнение этих действий, она подпишет как отдельный протокол к Соглашению об ассоциации так называемое Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (АСАА). Действие Соглашения АСАА постепенно, по мере выполнения Украиной указанных выше действий, будет распространяться на различные виды продукции. Это и будет подготовкой к применению на Украине европейских стандартов и правил.
Начало действия Соглашения АСАА в отношении соответствующего вида продукции будет означать свободный доступ этой украинской продукции на рынки государств-членов ЕС, а также Норвегии, Исландии, Швейцарии и Турции.
Кому выгодно?
До внедрения европейских стандартов вся импортируемая из ЕС продукция должна была проходить проверки на соответствие национальным украинским стандартам. Из-за этого производитель или импортер нес дополнительные расходы, которые закладывались в цену продукции. И далеко не все европейские производители готовы были тратить время и средства ради возможности попасть на украинский рынок.
После исчезновения существовавших барьеров на Украину ожидаемо хлынула импортная продукция. Негативное сальдо внешнеторгового баланса Украины в 2018 году составило $5,83 млрд, что в 2,3 раза хуже показателя 2017 года. Во внешней торговле товарами, по данным Госстата, дефицит в минувшем году вырос на 54,5% — до $9,8 млрд.
На начало 2019 года, по данным Госпотребслужбы, благодаря процессу приближения законодательства и стандартов к практикам Европейского Союза 306 украинских предприятий имели право экспорта в страны ЕС, в том числе 126 производителей пищевых продуктов (мяса птицы, рыбы, меда, яиц, молочной продукции).
При этом объем украинского экспорта в ЕС в период с ноября 2017 по октябрь 2018 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016-2017 годов — с 5,39 млрд евро к 5,12 млрд евро, с абсолютным показателем уменьшения объемов сельскохозяйственных поставок в ЕС на сумму в 226 миллиона евро (-4,9%).
Что касается конкретно молочной продукции, по итогам прошлого года пальму первенства экспорта украинской молочной продукции получило Марокко — туда ушло 10% всей молочной продукции в денежном выражении, или $27,1 млн. На втором месте — Казахстан (8,9% всего экспорта, или $23,6 млн), на третьем Молдова — 5,7%, или $15 млн.
Выживут крупнейшие
В Соглашении об ассоциации с ЕС речь идет не только гармонизации существующего законодательства и принятии недостающих нормативных актов.
Одним из пунктов Соглашения является приведение технических регламентов производства продукции на Украине к европейским нормам. Это значит, что в течение десяти лет страна обязана отказаться от старых, сохранившихся еще с советских времен, способов производства.
Точно так же, как и от более новых, но не соответствующих евростандартам. Однако процесс перехода не может быть безболезненным: нужно покупать только то оборудование, которое уже соответствует европейским стандартам, а это, как правило, дорогостоящее импортное оборудование. А еще нужно нанимать европейские компании, которые это оборудование установят, обучат персонал. И все это за большие деньги.
Таким образом, переход на новые правила производства требует солидных инвестиций в модернизацию мощностей.
С этой задачей с легкостью смогут справиться крупные компании-производители — их мощности дают возможность модернизировать производство без особых проблем. А вот мелкие производители, в частности, пищевой продукции, которая больше всего нагружена различными техническими нормами, пострадают намного больше, если им в целом удастся выдержать конкуренцию.
Введение технических требований Евросоюза может вызвать трудности прежде всего у мелких производителей, которые не смогут найти инвестиции для реноваций. Кроме того, от введения евростандартов пострадают предприятия, которые за годы независимости не смогли найти свою нишу на западных рынках и ориентировались на работу со странами СНГ.
Кроме того, европейский рынок — зрелый и очень диверсифицированный. Для успешной работы украинским производителям необходимо искать свою нишу и работать в условиях жесточайшей конкуренции. А подписание Украиной Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС еще не означает, что европейцы стремятся покупать украинские товары.
Могут пострадать от введения стандартов ЕС и потребители. Товары, которые не отвечают европейским нормам, будут вытеснены с рынка. Как правило, именно эти товары входят в низкий ценовой сегмент и потребляются бедными слоями населения. Производители, которые внедрили европейские стандарты, почти наверняка поднимут цены, чтобы компенсировать затраты на повышение качества продукции.
Сырьевой придаток
Будучи премьером, Николай Азаров предупреждал, что переход на стандарты ЕС обойдётся стране в 160 млрд евро. И вложения эти необходимы в модернизацию производства, чтобы украинские товары были конкурентоспособны на рынке Евросоюза.
«Мы тоже открываем свои границы для высококонкурентной европейской промышленности. И она пройдет наши барьеры и пойдет на наш рынок. Устоят ли наши предприятия в этой ситуации? Или мы останемся сырьевым придатком? Вот проблема на самом деле где», — говорил Азаров в ноябре 2013 года, когда Соглашение об ассоциации с ЕС еще не было подписано.
По мнению экономического аналитика Александра Рябоконя, оценить стоимость перехода украинской экономики на европейскую систему стандартизации и технического регулирования сложно по целому ряду объективных причин.
«Вероятно, что в качестве некоего образца следует ориентироваться на заявленную ещё в 2013 году бывшим премьером Азаровым цифру необходимых инвестиций в $165 млрд на 10 лет, поскольку никаких других обобщающих цифр за прошедшее время не было озвучено и аргументировано», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру Александр Рябоконь.
Он напомнил, что после отмены с 2016 года около 13 тысяч советских ГОСТов к середине 2019 года было разработано и принято чуть более 5 тысяч национальных стандартов, гармонизированных со стандартами ЕС.
«Украина до сих пор находится только на пути к заключению договора с ЕС об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (АСАА). При этом многие из "ликвидированных" ГОСТов будут использоваться предприятиями как минимум до 2022 года, но уже в "необязательном порядке".
Для того чтобы получить подтверждающие документы, что продукция того или иного предприятия соответствует европейским стандартам, нужно провести большую и капиталоемкую работу. И чем более сложной, технологичной и наукоёмкой является продукция, тем более сложным и финансово обременительным является процесс ее сертификации.
Поэтому, например, украинские самолёты на европейских авиалиниях, локомотивы на линиях Дойчебана либо турбины на европейских объектах энергетики мы увидим очень не скоро», — прогнозирует аналитик.
Он отметил, что проблемы возникают даже у продукции с переделом относительно небольшой сложности.
В качестве примера эксперт приводит молочную отрасль, где с середины 2018 и, как предполагается, до начала 2020 года фактически действуют два стандарта на молочное сырье. Согласно новому ГОСТу установлены стандарты для молока сортом "экстра", "высший" и "первый", а для молока второго сорта (принимаемого от населения) до 1 января 2020 года действует старый ГОСТ.
При этом украинским предприятиям молочной отрасли, для того чтобы экспортировать свою продукцию в страны ЕС, необходимо брать только сырье сорта "экстра", соответствующего европейскому регламенту. В итоге эффективными поставщиками молочного сырья могут стать только крупные агрохолдинги либо фермы с поголовьем от 1000 коров, готовые вложить сотни тысяч, а то и несколько миллионов долларов в автоматизацию процесса содержания, сертифицированное доильное и холодильное оборудование, лабораторный контроль, логистику и пр.
А чтобы организовать такую ферму "с нуля" (по ряду критериев напоминающую советскую колхозную), понадобится в украинских реалиях от 6 до 9 млн долларов.
«В итоге, исходя из этого и других примеров, мы можем понять сложность и капиталоемкость процесса перехода украинских предприятий на производство и экспорт продукции, гармонизированной со стандартами ЕС, даже в тех отраслях, где относительно несложные технологические процессы. Так что в этом контексте дальнейшее тяготение украинской экономики и экспорта в сторону увеличения сырьевой составляющей выглядит вполне логично», — заключил Александр Рябоконь.