Предыстория: ровно год назад, 5 октября 2018 года, Индия и Россия завершили начавшиеся в 2015 году переговоры, подписав контракт на покупку российской ракетной системы «Триумф». Однако за это время Конгресс США успел принять закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), и простое двустороннее соглашение превратилось для Индии в сложную трехстороннюю игру.

Насколько важно Нью-Дели российское оружие?

Спустя год как премьер-министр Нарендра Моди и президент России Владимир Путин подписали соглашение о ЗРК С-400 «Триумф» стоимостью 5,4 миллиарда долларов США, эта сделка продолжает омрачать отношения Индии и США. О вытекающих из нее «рисках» в Вашингтоне напомнили даже на встрече индийского министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара и госсекретаря Майка Помпео, которая состоялась ранее на этой неделе. Во вторник представитель Госдепартамента заявил: «Мы призываем всех наших союзников и партнеров отказаться от сделок с Россией, которые грозят навлечь санкции в соответствии с законом о противодействии противникам Америки». Это произошло вскоре после того, как Джайшанкар на встрече с неправительственными организациями повторил о намерениях Индии приобрести российскую систему. Джайшанкар заявил: «Мы бы не хотели, чтобы какое-либо государство нам указывало, что покупать у России, а что нет, равно как мы бы не хотели, чтобы нам диктовали, что нам покупать у Америки, а что нет», — чем подтвердил силу традиционных связей Индии с Россией и особое значение сделки по С-400.

Чем так важна сделка по С-400?

Соглашение о покупке ЗРК «Триумф» способствовало укреплению отношений между Индией и Россией.

Россия традиционно выступала крупнейшим поставщиком вооружений в Индию, но в последние несколько лет ее обошли США, и это обстоятельство усилило ощутимый сдвиг в двусторонних отношениях. Путин и Моди решили эту проблему «перезагрузкой» отношений на встрече в Сочи в мае прошлого года. За ней последовал визит Путина в Дели 5 октября 2018 года, где и было объявлено о сделке. Превосходную систему противовоздушной обороны поддержали и индийские ВВС. По словам военных, она восполнит пробелы в потребностях индийских вооруженных сил — в противодействии ее основным соседям и противникам и крепнущей авиационной мощи Китая и Пакистана, особенно на фоне тающего флота истребителей.

Индия — единственная страна, которой грозят санкции?

Так вышло, что США уже дважды задействовали CAATSA, и оба раза из-за закупок российских ЗРК «Триумф». В сентябре 2018 года Госдепартамент и министерство финансов США объявили о санкциях против главного управления вооружений Центрального военного совета Китая из-за закупок ЗРК С-400 «Триумф» и истребителей Су-35. Санкции вступили в силу, когда Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приняла их на вооружение. В июле этого года Вашингтон исключил Турцию из программы истребителей F-35 после поставки первой партии российских ЗРК С-400 и пригрозил санкциями, если Турция своей сделки с Россией не отменит. Индия не похожа ни на Китай, чьи отношения с США и без того враждебны и диктату неподвластны, ни на Турцию, союзницу США по НАТО, вынужденную прислушиваться к мнению Вашингтона. И потому она  рассчитывает санкций избежать.

Сможет ли Индия добиться освобождения от санкций?

 

В текст CAATSA вписаны условия неприменения, по которым «президент [США] может отказаться от применения санкций [CAATSA], заключив, что такое решение наилучшим образом отвечает интересам национальной безопасности США». В августе 2018 года Конгресс США несколько расширил избавительное положение, наделив президента правом засвидетельствовать, что та или иная страна «сотрудничает с правительством США по другим вопросам, имеющим реальное значение для национальной безопасности». Индийские чиновники, среди которых секретарь иностранных дел Виджай Гокхале, советник по национальной безопасности Аджит Довал и Джайшанкар, выразили надежду, что США в случае с Индией воспользуются отказом от санкций по целому ряду причин. Во-первых, США выгодна сильная в военном отношении Индия. Во-вторых, Индия попросту не может отказаться от своей традиционной зависимости от российской военной техники без серьезных последствий. Кроме того, ни для кого не секрет, что у президента США Дональда Трампа по поводу санкций CAATSA свои опасения: по его словам, они ограничивают его собственные полномочия в отношении России и других стран, упомянутых в законе — Ирана и Северной Кореи. Таким образом, есть надежда, что Трамп все же предоставит Индии освобождение от санкций благодаря крепким двусторонним отношениям, а также тому обстоятельству, что та числится «крупным оборонным партнером» Вашингтона.

 

Что произойдет, если отмену санкций Индия не получит?

Параграф 235 CAATSA предусматривает 12 видов санкций против стран, заключивших с любым из «противников США» масштабные сделки в сфере обороны, энергетики, нефтепроводов и технологий кибербезопасности. По закону президент США может одновременно наложить «любые пять и более видов санкций». Карательные меры включают в себя санкции на экспорт, запрет на займы со стороны США и международных финансовых учреждений, запрет на закупки и инвестиции, ограничения на валютные и банковские операции, а также отказ в визе и запрет на въезд в страну чиновникам ведомств, так или иначе связанных с запрещенными сделками. Ни один из этих механизмов не будет запущен, пока Индия не получит пять ЗРК С-400, за которые уже внесла аванс. Ожидается, что поставки начнутся через 20 месяцев и завершатся к 2023 году.

Получается, что по С-400 Индия поставила США перед фактом?

Решительный ответ Индии на угрозу санкций США из-за российских С-400 резко контрастирует с ее решением «обнулить» закупки нефти у Ирана, запрещенные США в прошлом году. Это означает, что разнообразить свои поставки энергии правительство готово, но вмешательства в вопросы безопасности не потерпит. Учитывая ставки в этой игре, правительство надеется, что США поставят стратегические, оборонные и деловые отношения с Индией — постоянно крепнущие — выше вражды с Россией. Если нет, то чиновники уверяют, что готовящуюся бурю они выдержат.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.