Выдаивание «священной коровы»

Выдаивание «священной коровы»

Пакет законов об использовании кассовых аппаратов физлицами-предпринимателями готов ко второму чтению. После первого поднялся шум, что это наступление на малый бизнес и нарушение предвыборных обещаний. Власть предвидела эту реакцию, поэтому установила переходный период. Но штука в том, что «пощупать малый бизнес за слабое вымя» решили накануне местных выборов. К тому же не все верят в справедливость на фоне повышения штрафов.

 

Единый налог и система ФОПов – священная корова нашей экономической действительности. Каждый, кто пытался ее тронуть, будь то правительство Николая Азарова или Владимира Гройсмана, получал “налоговый майдан” в ассортименте. При Азарове это были долгие стояния на Майдане Незалежности. При Гройсмане обошлось локальными митингами и натиском лоббистов. В конце концов власть почти всегда давала задний ход или шла на компромисс.

В нынешней истории компромисс тоже присутствует. Это – переходный период до 2021 года. А с 1 января 2021-го все ФОПы на едином налоге 2-4 группы будут обязаны использовать кассовые аппараты (РРО или ПРРО) независимо от дохода. Для девяти категорий ФОП эти правила должны были заработать уже в будущем году. Однако, согласно последней информации, отсрочку введения РРО до 2021 года установили для всех, включая интернет-магазины.

В чем отличие от действующей системы? Раньше "мелких" ФОПов жалели, и тем, у кого годовой оборот составлял менее 1 млн. грн., разрешали работать без РРО. Теперь исключений не будет. Официальный аргумент – почти все предприниматели превышают лимиты своей деятельности, а это – уклонение от налогообложения.

Под установку кассовых аппаратов и необходимость выдавать чеки, в том числе электронные подпадают все интернет-магазины, сфера торговли, общепит и т.п. Особая надежда возлагается на электронные чеки, официальное название которой “Информационная систему е-Receipt”. Это не новая тема. ГФС тестировала е-Receipt еще в сентябре прошлого года. Тогда же вместо традиционных средств РРО предпринимателям предложили использовать смартфоны, планшеты, ноутбуки. Мы об этом писали.


О том, что все кассирши в супермаркетах – ФОПы, брендовые магазины на Крещатике, рестораны и даже курортные гостиницы дают чеки от лица ФОПов, продажи в интернет-магазинах осуществляются от имени ФОПов, мы и так знаем. И прошлая власть тоже знала. Спросите, почему мер не принимала? А вот в этом и все дело!

Разница в том, что по новому закону ФОПы смогут бесплатно скачать программу на сайте налоговой в свой смартфон и учитывать все операции на протяжении дня, выдавая электронный чек потребителю.

Без чеков смогут работать только ФОПы на едином налоге 1-й группы. Это человек, который трудится самостоятельно, без наемных работников и работает только с населением в сфере услуг и торговли (портнихи, маникюрши, парикмахеры, торговцы с лотка). Если это не лоток, а магазин, то применяется уже 2-я или 3-я группа. Кстати, для 2-й группы заложено повышение годового лимита дохода с 1,5 млн. грн. до 2,5 млн. грн.

Если наш ФОП – юрист и нотариус, то он может работать исключительно с физическими лицами, но не имеет права обслуживать компании. Веб-дизайнер или строитель может выполнять задания по заказу физического лица, но ему запрещено заключать договор с фирмой.

Главный удар нововведений адресован “схемщикам” в крупной торговле, контрабандистам, хитрым рестораторам и других нехорошим людям. Подробно перечислить их может глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он уже давно повторял (на конференциях и в интервью) тезис о массовом уклонении от уплаты налогов с использованием ФОП. Все новации – это его наработки, которые он начал пропагандировать задолго до того, как его взяли в список “Слуги народа”.

О том, что все кассирши в супермаркетах – ФОПы, брендовые магазины на Крещатике, рестораны и даже курортные гостиницы дают чеки от лица ФОПов, продажи в интернет-магазинах осуществляются от имени ФОПов, мы и так знаем. И прошлая власть тоже знала. Спросите, почему мер не принимала? А вот в этом и все дело!

Хотите, открою секрет, почему общеизвестные схемы не ликвидировались тогда и за них резко взялись сейчас? Потому что власть, в частности законодательная, состояла из разных групп, которые блокировали друг друга. Ни у одной из групп не было полного контроля над налоговой, таможней и силовиками. Поэтому все понимали: нет гарантий, что после введения электронного чека конкуренты не “накроют” мой бизнес и не впаяют штрафы.

А сейчас впервые власть в стране оказалась в руках одноцветной группы. Нельзя их назвать политической силой, потому что к политике большинство из “слуг народа” отношения не имеют. И даже статус народного депутата не приблизил их к этой категории. Но факт остается фактом: никакого торга, никаких договоренностей для результативного голосования не нужно.

Поэтому нет необходимости идти на уступку “чужим”, которым революционные новации Гетманцева не нравятся. А свои просто думают, что их не будут проверять с пристрастием. Потому что в налоговой, Службе финансовых расследований и т.д. тоже будут “свои”. И, думая так, большинство нажимало на кнопки.

Но как будет на самом деле, никто не знает. Тем более что железная дисциплина у “слуг народа” пока только в сессионном зале. Фабрики по производству послушных клонов на все должности в исполнительной власти нет. На таможне и в правоохранительных структурах одни люди со своими интересами сменяются другими, но с такими же собственными интересами.

Идея власти “пощупать малый бизнес за слабое вымя” (как написал политолог Юрий Романенко) по времени совпадает с грядущими местными выборами. Последний шанс для “незеленых” сохранить какие-то рычаги влияния в регионах. Хотите, расскажу, какие тезисы пойдут в ход?

Любопытно посмотреть, что будет, когда возникнет конфликт этих самых интересов. И перед силовиком встанет выбор, кого “накрыть” первым: друга представителя правящей партии или кума, чей бизнес идет в семейную копилку? Думаю, особенно острым этот вопрос будет на местах, подпитанный требованиями начальства повысить раскрываемость и пополнить бюджет.

И тут очень важно понимать, что бизнес напугала не столько перспектива “кассы в смартфоне”, сколько возобновление штрафов за кассовую дисциплину и увеличение их в разы. В первом чтении законов за первую ошибку в налоговой отчетности предприниматель должен был заплатить 150% от стоимости товара/услуги, за повторную – 250%.

Говорят, эти цифры во втором чтении снижены. Но штрафы все равно вырастут. И не только за эти прегрешения, но и за другие. Например, за то, что не все бизнес-данные отображены в электронной форме.

Вынужденный компромисс – отсрочка до 2021 года новации для 9 категорий, которых сначала хотели приобщить к работе по-новому с середины 2020-го, нивелирует саму идею борьбы со “схемщиками”. Потому что “сокращенный период” изначально задумывали для того, чтобы те же супермаркеты не успели перестроиться и найти новые лазейки. А теперь у них времени – вагон.

К тому же все заметили отдельные нормы, которые создают угрозу “выборочного наказания”. Например, законопроектом предусмотрено, что предприниматель может выдать покупателю электронный чек, но у себя он обязан хранить все бумажные копии. Иначе – штрафы, причем довольно жесткие. Проверять наличие всех чеков или не проверять – это вопрос ревизора из налоговой. Сколько бы вы заплатили, чтобы ваши бумажные чеки не пересчитывали? А если не деньгами, то чем?

Идея власти “пощупать малый бизнес за слабое вымя” (как написал политолог Юрий Романенко) по времени совпадает с грядущими местными выборами. Последний шанс для “незеленых” сохранить какие-то рычаги влияния в регионах. Хотите, расскажу, какие тезисы пойдут в ход? Первый уже мелькает – о том, что “сначала раскулачьте тех, кто крадет миллиарды, а уж потом трогайте бедных ФОПов”. Второй – о том, что все кандидаты во власть всегда обещают малому бизнесу преференции, а, став властью, начинают говорить о необходимости наполнить бюджет, “закрыть схемы”, повысить налоги, прикрутить гайки. И Зеленский – такой же, как все.

Но самый острый аргумент в том, что вместо популярной в обществе темы очистки от коррупции происходит трансформация старых схем в новые. И пока одни страдают от “рубки леса”, при которой “щепки летят”, другие уже рядом “рубят капусту”. По-новому. Согласитесь, это обидно.