11-12 сентября проходит официальный визит казахстанского президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА в Китай. Фоном для этого события стали антикитайские митинги в четырех казахстанских городах. Выступления с лозунгами экономического и политического характера («Нет китайской экспансии» и т.д.) прошли в городах Жанаозен, Нур-Султан, Алматы и Актау.
За последние несколько лет антикитайские акции в странах Центрально-Азиатского региона стали привычным явлением, быстро попадающим в топ новостей.
В начале августа нынешнего года в Нарынской области Кыргызстана произошли выступления местных жителей под лозунгами защиты экологии и интересов местного населения, направленные против разработки китайской компанией золоторудного месторождения Солтон-Сары. В результате работы на месторождении были приостановлены на один месяц.
Официальный Пекин всегда реагирует на антикитайские митинги. Кроме жестких заявлений от посольств предпринимаются и другие ответные меры. 28 августа КНР временно приостановила деятельность китайского генерального консульства в Оше, втором по величине городе Кыргызстана, и дата возобновления его работы не сообщается.
Особенности современных отношений центральноазиатских стран с Китаем
Все страны Центрально-Азиатского региона в большей или меньшей степени уже включены в проекты, связанные с реализацией китайской концепции «Один пояс, один путь». Их участие в проекте, в основном, сводится к поставке природных и сельскохозяйственных ресурсов, транзиту китайской продукции на более крупные рынки, размещению на своей территории транзитной инфраструктуры и китайских предприятий разного профиля.
За последние несколько лет в ходе реализации концепции «Один пояс, один путь» Китай стал одним из крупнейших инвесторов в экономики центральноазиатских республик. Этот факт вызывает противоречивое отношение в центральноазиатских обществах и элитах.
К тому же КНР вкладывает в страны региона заметные по меркам Центральной Азии ресурсы, что уже привело к долговой зависимости малые страны региона – Таджикистан (на январь 2019 года долг перед Эксимбанком КНР был чуть более 1,2 млрд долларов) и Кыргызстан (на май 2019 года долг перед Эксимбанком КНР составляет около 1,7 млрд долларов). Сложившаяся ситуация в обеих республиках объективно связана с небольшими объемами инвестиций из других стран и их малой привлекательностью для внешних инвесторов.
Причины синофобии
Основные причины антикитайских настроений в регионе связаны с рядом причин, о которых давно говорят эксперты из стран региона. Разнятся только экспертные оценки происходящего процесса.
Во-первых,историй отношений между Центральной Азией и Китаем достаточно длинная и сложная для всех сторон.
Во-вторых,антикитайские настроения и лозунги давно стали одним из важных инструментов внутренней политики в центральноазиатских республиках, который активно используют во внутриполитической борьбе за власть разные политические кланы и некоторые внешние игроки. О причастности внешних сил к антикитайским акциям заявляют китайские дипломаты, например, действующий посол КНР в РК после недавних митингов в казахстанских городах. Использование антикитайских митингов во внутриполитических целях заметно по информационному пространству стран региона в политически важные моменты – предвыборные и кризисные периоды.
В связи с этим неудивительно, почему антикитайские выступления в Казахстане были синхронизированы с первым визитом в качестве главы государства К-Ж. Токаева в Китай. Трудно не согласиться с казахстанским политологом Бауржаном ТОЛЕГЕНОВЫМ, который в своем Телеграм-канале написал следующее: «Все нынешние зарубежные проекты и инвестиции – это работа Назарбаева, показатель его авторитета.
Перед Токаевым стоит задача составить свой портфель привлеченных инвестиций. От их объема зависит экономическая политика, реализация президентской повестки. Этим нюансом объясняется внезапная антикитайская волна, которая бьет по переговорным позициям Токаева (читай – преследует цель не допустить укрепления в президентском кресле). Так или иначе, задачи визита в КНР для Токаева усложнились репутационными рисками внутри страны».
В-третьих,в настоящее время даже суммарно экономики стран региона не сопоставимы по своему объему с современной экономикой и технологическим уровнем юго-восточного соседа. При этом развитие отношений с Китаем идет быстрыми темпами и центральноазиатские общества не успевают привыкнуть к ним.
В-четвертых,центральноазиатские элиты и общества в отличие от китайского социума устроены иначе, что пока плохо учитывают китайские партнеры при реализации своих проектов в центральноазиатских республиках. Большое значение для успешной работы иностранных проектов в регионе имеют формальные или неформальные договоренности с региональными и локальными элитами, местными сообществами, которые умеют разными способами защищать свои интересы.
Перспективы отношений Центральной Азии с Китаем
Ослабить давние опасения по поводу «китайской экспансии» в центральноазиатских обществах вполне возможно. Как один из перспективных вариантов – это дальнейшее развитие и углубление евразийской интеграции, которая через объединение экономик малых и средних постсоветских стран (включая страны Центральной Азии) в общий проект и создание крупных евразийских корпораций позволит выстраивать более равноправные отношения с Китаем.
Иной возможный вариант для центральноазиатских республик – поиск других крупных инвесторов, чье присутствие в странах региона поможет хотя бы частично сбалансировать растущее китайское влияние и не будет вызывать столь резких противоречий. С такой ролью может справиться Россия.
В условиях набирающего обороты долгосрочного противостояния с США КНР будет более заинтересована в развитии долгосрочных и устойчивых отношений с соседними странами и регионами, включая страны ЕАЭС. К тому же Китай быстро учится центральноазиатской специфике и гибко к ней адаптируется.
Элитам центральноазиатских республик еще предстоит накопить собственный опыт и практики по выстраиванию сбалансированных и взаимовыгодных отношений с Китаем.