ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Поправками в закон о военном положении Зеленский намерен исправить "просчет" Порошенко

Поправками в закон о военном положении Зеленский намерен исправить "просчет" Порошенко


12-09-2019, 15:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Поддержанный в Раде законопроект Зеленского о подготовке к военному положению меняет схему Порошенко и дает больше возможностей президенту Украины. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

Верховная Рада в первом чтении одобрила поправки в закон о военном положении

Верховная Рада в первом чтении одобрила поправки в закон о военном положении
president.gov.ua / Пресс-служба президента Украины

Верховная рада поддержала в первом чтении законопроект о мерах подготовки государства к переходу на военное положение и "отпору вооруженной агрессии", который внес на рассмотрение президент Владимир Зеленский. За документ в четверг проголосовали 316 депутатов парламента при необходимых 226 голосах. Нововведение поменяет схему введения военного положения в стране, подразумевающую принятие мер для отражения вооруженного нападения и мобилизации единой системы гражданской обороны.

"Проблемы в принятии закона о военном положении на Украине нет, ведь регулирующие введение особого режима нормы итак уже были, - отмечает аналитик. – По сути, дело в поправках, которые предлагает украинский президент Владимир Зеленский и его команда принять Верховной Раде. В новом формате законодательство облегчит главе государства возможности ввести военное положение. Кроме того, сокращает возможности депутатов парламента влиять на это решение.

Как мы помним, осенью 2018 года предшественник Зеленского в должности главы государства Петр Порошенко намеренно создал военную провокацию, чтобы ввести военное положение – и своего добился. Однако он планировал ввести такой режим на 60 дней, но парламент дал ему лишь месяц, и глава государства вынужден был смириться. А впоследствии Порошенко не смог продлить военное положение для реализации своих политических планов. Поправки же многое могут поменять".

Военное положение

"Принятие поправок в закон ""Об обороне Украини" позволит создать условия для подготовки органов государственной власти, всех составляющих сектора безопасности и обороны Украины, органов местного самоуправления, национальной экономики к переводу с мирного на военное положение и отпору вооруженной агрессии, ликвидации вооруженного конфликта, а также готовности населения и территории государства к обороне", - сказано в пояснительной записке к документу.

Зеленский отнял у СНБО право принимать решения в плане военного положения

Зеленский отнял у СНБО право принимать решения в плане военного положения
president.gov.ua / Пресс-служба президента Украины

В числе прочего, документ в случае его окончательного принятия позволит закрепить на законодательном уровне необходимость разработки и утверждения Плана обороны Украины президентом, что вызвало критику со стороны оппонентов Зеленского в Раде. В частности, депутат от "Батькивщины", экс-глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко заявил, что План обороны, о котором идет речь в законопроекте, должен прежде всего рассматриваться на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

"Обсуждать нюансы до публикации полного текста законопроекта сложно, но из имеющихся данных видно: Зеленский убирает из структуры принятия решений в вопросе военного положения определенные звенья. И критика оппозиции здесь с одной стороны обоснована, с другой – бессмысленна. Похоже, Зеленский замыкает на президенте процесс принятия плана и утверждения полного перечня мер по мобилизации страны, отбирая полномочия у целой плеяды министров-силовиков и других значимых фигур.

Но СНБО – совещательный орган при президенте, глава государства в нем председательствует. Потому так или иначе Зеленский имеет большинство в парламенте и правительственные назначенцы ему однозначно подконтрольны. И в случае обсуждения вопроса введения военного положения все члены СНБО не смогут пойти против воли Зеленского. Более того, президент своим указом назначает членов СНБО, то есть все равно процесс принятия решений подконтролен Зеленскому", - подчеркивает эксперт.

Пример Порошенко

В ночь на 26 ноября 2018 года СНБО провел экстренное заседание – накануне три военных корабля Украины попытались несанкционированно прорваться через Керченский пролив в Азовское море, проигнорировав требования безопасности и нарушив российскую границу. Корабли ВМФ России перехватили нарушителей, в результате 24 украинских моряка были арестованы и заключены в СИЗО. В начале сентября в рамках обмена удерживаемыми лицами между Москвой и Киевом их передали на родину.

Порошенко ставил на военное положение в продлении срока своего президенства

Порошенко ставил на военное положение в продлении срока своего президенства
president.gov.ua / Адміністрація Президента України

Меж тем, Порошенко требовал ввести военное положение на два месяца, однако украинский парламент согласился сделать это лишь на месячный срок и не по всей стране, а лишь в десяти областях. 26 декабря СНБО официально прекратил действие военного положения. "Буду откровенен - если бы не выборы, мы бы попросили Верховную Раду продлить это военное положение", - сказал тогда Порошенко. При этом ни он сам, ни его правительство так и не объяснило целей введения особого режима – угроз для страны не было.

"Порошенко намеревался ввести военное положение на два месяца, чтобы впоследствии его продлить и отменить президентские выборы, которые уже осенью прошлого года не давали ему гарантий выигрыша. Режим военного положения на Украине предполагает отмену всех выборов любого уровня до момента, пока особый режим не будет снят. Порошенко просчитался и в итоге потерял власть – противодействовал этому именно парламент.

Ключевая норма в законе о военном положении – после принятия решения на уровне СНБО или уже президентом о введении этого режима Верховная Рада в течение двух суток должна подтвердить или отклонить такую меру. Если в ныне предлагаемых Зеленским поправках в итоге эта мера будет отменена, то глава государства получает в свои руки очень мощный рычаг управления внутренней политикой. Если же норму удастся сохранить, вряд ли ситуация вокруг закона существенно изменится", - заключает Ростислав Ищенко.


Вернуться назад